Интернет-ресурсы
в России в настоящий момент не способны служить обществу инструментом
общения с представителями власти. К такому выводу пришли аналитики на
международной конференции User Experience 2007, прошедшей в Москве 8–10
ноября, приуроченной Международному дню юзабилити электронных
технологий.
Лучшие специалисты в области юзабилити из Google, Microsoft,
Вымпелком, 1С, представители профессиональных организаций UPA, ACM
SIGCHI, а также Союза вебмастеров России приняли участие в
пресс-конференциях и провели несколько мастер-классов, где каждый
посетитель мог получить развернутый ответ квалифицированных
специалистов в области юзабилити, имеющих отечественный и международный
опыт ведения проектов.
Конференцию посетили известные эксперты международного уровня, среди
них Мария Стоун (руководитель отдела юзабилити компании Google), Эрик
Шаффер (CEO и основатель Human Factors International, Inc.), Аарон
Маркус — гуру юзабилити, первый в мире профессиональный дизайнер
пользовательских интерфейсов, использовавший компьютер, автор и соавтор
5 книг, 200 статей и публикаций в области юзабилити, графического
дизайна и проектирования пользовательских интерфейсов.
В данный момент термин usability знаком далеко не каждому, и совсем
недавно специалисты из Usability Lab добились его официального
внедрения в русском написании. Дословно юзабилити — это степень
эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которой продукт
может использоваться определенными пользователями для достижения
определенных целей в определенном контексте. Исследования на тему
юзабилити впервые начали проводить в авиации и космонавтике, где от
удобства расположения элементов интерфейса управления напрямую зависит
безопасность человека.
В настоящий момент юзабилити-подход более актуален при разработке
веб-сервисов и программных интерфейсов, адресованных массовому
пользователю.
В докладе «Продвижение юзабилити в России», открывавшем
конференцию, Дмитрий Сатин, один из руководителей Usability Lab,
процитировал определение юзабилити, данное одним из столпов этой
дисциплины, Якобом Нильсеном: «Юзабилити является степенью удобства
использования приложений». По словам докладчика, это направление
является предметом пристального изучения уже достаточно давно: в
европейских странах ему синонимично понятие «эргономика», а в Советском
Союзе подобная проблематика исследовалась в рамках «инженерной
психологии».
Рынок юзабилити в России и странах СНГ только начал формироваться, в
то время как в США и Западной Европе специалисты накопили богатый опыт.
С проблемой неудобства использования сайтов ежедневно сталкиваются
множество пользователей Рунета. Особенно печально ситуация
складывается с государственными сайтами, посвященными, например,
административным округам Москвы. Даже «продвинутому» пользователю
нелегко ориентироваться на просторах государственных интернет-порталов,
хотя там информация должна быть четкой, легко доступной и ежедневно
обновляемой.
Интернет — значимая составляющая органов власти в общении с народом,
но зачастую представители госаппарата не осознают важность проблемы
«недоразвитости» сайтов. Кредит доверия населения можно повысить с
помощью формирования нового имиджа власти; основная тенденция в мире —
это открытость и доступность информации, а самый удобный и быстрый
способ получить эту информацию — прочесть сведения в Интернете.
Юлия Любимова, представитель Союза вебмастеров России, четко
обозначила несколько серьезных проблем, существующих практически у всех
государственных сайтов. Во-первых, это низкий уровень информационной
грамотности у разработчиков. Пока функции юзабилити-специалистов
зачастую передаются дизайнерам, аналитикам, программистам. В этой связи
образовательные программы в данной области должны помочь решить
проблему с получением профильных специалистов. Вторая проблема —
отсутствие четких требований по информационной «начинке» сайта. Однако
Любимова отметила, что в ближайшем будущем планируется введение
официальных стандартов для разработки государственных сайтов, которые
будут опираться на удобства для любого пользователя, включая такие
незащищенные группы людей, как дети и инвалиды.
«Востребованность специалистов в области юзабилити не вызывает
никаких сомнений, — отметил CIO компании HappyWebMakers Олег Сомин. —
Всемирная известность Якоба Нильсена, признанного гуру в этой области,
- лишь одно из доказательств. На Западе давно уже можно получить
степень магистра в области взаимодействия человека и компьютера, а
ведущие IT-компании имеют специализированные департаменты или отделы,
занимающиеся юзабилити. В России успешно действует UPA (Ассоциация
юзабилити-профессионалов), в ноябре будет проведена первая
международная конференция по юзабилити в России, уже много лет
существует несколько сообществ, посвященных проблематике юзабилити. Так
что тема эта в России довольно популярна».
«Открытие нового учебного центра ITOnline Group, обучение в котором,
как следует ожидать, будет базироваться на опыте родственного проекта
UsabilityLab, станет еще одним шагом к популяризации юзабилити в
России», — добавил Олег Сомин. IT-Online Group —
российско-американская компания, специализирующаяся на создании,
продвижении и эксплуатации крупных интернет-проектов. Компания
существует с 1991 года. Российское представительство основано в 1998
году и сейчас насчитывает более 100 сотрудников. Большая часть проектов
IT-Online Group реализуется для заказчиков Западной Европы или США,
поэтому в Рунете они не так известны.
Но, как известно, чтобы крепко заинтересовать русского специалиста
новой работой, стоит посулить ему не только перспективы роста, но и
реальную прибыль от деятельности. Каким образом можно заработать в
сфере юзабилити? Эрик Шаффер из Human Factors International в докладе
«Дизайн, ориентированный на пользователя» проиллюстрировал актуальность
улучшения пользовательских интерфейсов следующими статистическими
данными: на $1, потраченный на рекламу, приносит в среднем $5 прибыли;
$1, потраченный на улучшение юзабилити информационной системы
(интернет-магазин, корпоративный сайт, CRM/EPR-система и т. п.),
приносит $30 прибыли.
Автор:
Александра Суперека.
|