Мартин Фоулер называет два подхода разработчиков к оценке успешности проектов.
С одной стороны, если всё прошло, как было запланировано, команда успела вовремя и дополнительные вложения не потребовались, значит, реализация успешна.
Подход выглядит здравым. Действительно, почему разработчика должно беспокоить что-то кроме исполнения собственных обязательств перед заказчиком?
В другом подходе критерием успешности является ценность полученного программного обеспечения. Приобрел ли в результате заказчик больше, чем вложил в проект?
Второй вариант мне нравится больше, хотя бы потому, что он заставляет тщательнее подходить к проектированию. Но хочу обратить ваше внимание на другой аспект — при подходе, ориентированном на достижение целей заказчика, разработчики могут рассчитывать на большее вознаграждение. И это будет их стимулировать.
Посмотрим на примеры, в которых веб-дизайнерской студии заказывается сайт.
1. Называется цена в $ 3000 и срок в месяц. Цель разработчиков — успеть вовремя и сделать приличный сайт. Цель заказчика — получить новых клиентов из интернета. Прогнозировать результат сложно, но вряд ли он будет блестящим.
2. Разработчиков просят сделать сайт, который привлечет новых клиентов. Называется минимальная цена в $ 3000. В случае увеличения продаж обещается еще $ 2000. У разработчиков и заказчика одна цель — сделать эффективный сайт. Результат должен быть лучше, чем в первом примере.
Понятно, что материальное стимулирование во главу угла можно не ставить. Суть в том, что разработчикам должны предлагаться адекватные метрики успешности проекта.