До конца 2017 года осталось меньше недели, а значит самое время
определиться с направлениями работы на следующий год. В этой статье мы
собрали тренды поискового маркетинга, которые будут актуальны в 2018
году, по мнению западных экспертов, и попросили представителей
российских компаний поделиться своими прогнозами.
Что у них? Западные SEO-тренды
1) Mobile-first индекс
В конце октября представитель Google Гэри Илш подтвердил,
что компания приступила к запуску mobile-first индекса. И хотя, по
слухам, официальный анонс запланирован на начало 2018 года, вы можете
оказаться участником эксперимента уже сейчас (вот как это проверить). Так что есть смысл еще раз оценить, насколько ваш сайт mobile-friendly.
Если не знаете, за что хвататься, можно воспользоваться этим чек-листом.
Западные
эксперты также напоминают, что вместе с ростом популярности mobile все
большее значение будет приобретать локальный поиск.
2) Ускоренные мобильные страницы
Да,
Google анонсировал AMP еще в 2015 году, и можно подумать, что эта
история уже не актуальна. Но компания продолжает уделять им довольно
много внимания (а в свете mobile-first индекса мобильные страницы с
ускоренной загрузкой вообще выглядят как панацея). Например, не так
давно Google выкатил сайт с готовыми шаблонами для создания AMP.
3) Голосовой поиск и голосовые помощники
По данным The Search Agency, на долю голосового поиска приходится 20% всех запросов. При этом к 2020 году их доля может достичь и 50%. Так что SEO-специалистам явно придется учесть в своей работе этот тренд.
Например,
стоит уделить внимание long-tail запросам и их языку. Он должен быть
максимально естественным, ведь пользователи вряд ли будут формулировать
сложные фразы, обращаясь в голосовому помощнику.
О значении голосовых технологий для рекламного рынка читайте здесь.
4) Блоки с ответами Google
По данным Stone Temple Consulting,
Google выдает блоки с ответами (featured snippets) в 30% случаев. И
если вы хотите оказаться среди этих ответов – на так называемой нулевой
позиции в выдаче, стоит задуматься о соответствующей оптимизации.
Чаще всего в блок с ответами попадает контент,
отвечающий на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и проч. А еще
маркированные и нумерованные списки и таблицы. Помните об этом, когда
будете разрабатывать стратегию продвижения.
Подробнее о том, как попасть в блок с ответами Google, мы рассказывали в отдельной статье.
5) Искусственный интеллект и машинное обучение
Сигнал ранжирования Google RankBrain (а в Рунете и запущенный в конце лета алгоритм Яндекса «Королев»)
не оставил сомнений, что в ближайшем будущем результаты поиска будут
зависеть от технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.
Они помогают поисковым системам сделать выдачу более персонализированной
и выдавать результаты, наиболее соответствующие запросу.
6) Ссылки
Очевидно,
в новом году работа над ссылочным профилем сайта продолжит быть важной
частью работы SEO-специалиста. Но мы все дальше и дальше будет уходить
от охоты за ссылками с крутой площадки, которые помогут сайту выйти в
ТОП. По прогнозам Терезы Лица(Tereza Litsa), коллумниста Search Engine Watch,
в 2018 году стоит обратить внимание не только на популярность и
авторитетность ресурса, но и на то, насколько он тематичен для вас. Так что гостевой блогинг будет все так же актуален.
В погоне за ссылками не забудьте о качестве контента: в мае 2017 Google сообщил, что будет внимательнее следить за спамом и сомнительными ссылками в гостевых постах.
7) Пользовательский опыт
С
каждым годом поисковые системы обращают все больше внимания на то, как
пользователи взаимодействуют с сайтами – насколько комфортно и успешно
это происходит. 2018 год вряд ли станет исключением.
Так, если
Google Analytics говорит вам об очень высоком показателе отказов, стоит
обратить внимание на такие факторы, как скорость загрузки сайта, дизайн
и, конечно, качество контента.
8) Переход на HTTPS
Да, Google продвигает тему с безопасным протоколом с 2014 года. Но пока не все специалисты перевели свои сайты на HTTPS,
а Google продолжает настаивать, например, помечая в браузере Chrome
ресурсы на HTTP как небезопасные. Так что переезды будут продолжаться,
возможно, с вашим участием.
9)Видеоконтент
По прогнозам Cisco,
к 2021 году 82% интернет-трафика будет приходиться на видео. Так что
если видео все еще не входит в вашу маркетинговую стратегию, стоит
дебютировать в 2018 году. Тем более что YouTube стал играть такую
большую роль в жизни людей, что нередко они ищут какую-то информацию там
в обход поисковых систем. А Google и Яндекс в свою очередь активно
добавляют видео в поисковую выдачу. Другой вариант использования
видеоконтента – просто встраивать ролики на сайт и улучшать
поведенческие факторы благодаря пользователям, которые будут проводить
на ресурсе все больше времени, просматривая контент.
А у нас… SEO-2018 глазами экспертов
Рита Алыкова, Account Director performance-агентства Adventum
Чтобы
облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, Google и Яндекс
усовершенствовали свой функционал для запуска рекламных кампаний. Теперь
для этого не требуется обязательное наличие мобильного сайта. Можно
просто запустить рекламу лидов или сделать турбо-страницу (или AMP) и
сразу получать лиды и звонки в колл-центр, минуя сайт. Первыми эти
инструменты представили Facebook и Instagram, за ними последовали
поисковики. Думаю, тренд не угаснет и в следующем году: появятся
форматы, которые упростят и повысят использование мобильного трафика
бизнесом и в поиске, и в сетях.
Важным новшеством
поискового маркетинга станет присвоение компаниям маркировок от
регулятора или других значимых источников. Они позволят увидеть, каким
компаниям точно можно доверять.
Вангую, что в поиске
появятся видеодополнения или расширения с прямым переходом на Youtube,
еще больше усилится связь онлайна и офлайна. Уже сейчас, используя
информацию о пользователях в офлайне, можно корректировать ставки на
рекламу для той или иной целевой аудитории. Этот тренд будет развиваться
и в дальнейшем.
Алексей Елфимов, руководитель отдела поискового продвижения i-Media
В
2017 году услуга SEO уверенно двигалась в сторону консалтинга. В
следующем году этот тренд сохранится, но займет не один год, это
достаточно долгая история.
Если раньше успех зависел от
количества ссылок и текстов, то теперь SEO — это комплексный подход. И
тут многое зависит от специалиста: сможет ли он донести до клиента
необходимость развивать сайт полноценно: регулярно дорабатывать,
адаптировать к мобильному формату, серьезно погружаться в аналитику. На
мой взгляд, важно представить конкретные цифры клиенту. Например, как
можно получить рост прибыли за счет той или иной доработки. Тогда все
станет очевидно.
Сейчас время больших возможностей. И сегодня
сайт, который только стартовал в сети, но при этом качественно
разработанный и продуманный, может быстро обогнать
конкурентов-старичков.
Я рад, что в уходящем году многие клиенты
прислушались к рекомендациям адаптировать сайты под мобайл. Ведь
количество мобильных пользователей, как известно, в последнее время
превысило количество десктопных. И игнорировать этот факт означает
остаться в аутсайдерах. В будущем году это направление продолжит
набирать обороты.
Полагаю, что в целом главенствующей задачей
рынка SEO в будущем и последующих годах станет расширение команд по
продвижению и деление специалистов на специализации. Это позволит более
эффективно и тщательно работать над задачами клиентов и получать
результаты работы на порядок лучше, чем это было в прошлом.
Сергей Панков, генеральный директор Ingate Digital Agency
Главный
SEO-тренд 2018 года – продолжающийся рост объемов мобильного трафика,
который уже превышает десктопный, и параллельный этому процесс
увеличения поисковой доли Google.
Яндекс продолжает сдавать
позиции, хотя, конечно, делает все для удержания аудитории, запуская
различные сервисы: от голосового помощника «Алиса» до консультации
врачей онлайн. К слову, когда был запущен «O’key, Google», это
существенно усилило позиции зарубежного поисковика. Яндекс пробует идти
проторенной дорожкой, но вряд ли это сможет как-то кардинально изменить
ситуацию.
Бизнесу еще только предстоит осознать происходящее,
чтобы уделить этому должное внимание и, самое главное, обратить ситуацию
в свою пользу.
И стоит отметить еще один параллельный процесс,
связанный опять же с изменением поведения аудитории, мгновенным доступом
к колоссальным объемам сайтов, приложений, медиа и хостингов.
Органическая выдача сегодня есть не только в поисковых системах:
продвижение в YouTube, Яндекс.Картах,
ASO (App Store Optimization) – все это новые грани поисковой
оптимизации, которые наряду с mobile продолжат менять ситуацию на рынке
SEO, предлагая бизнесу новые возможности.
Алексей Бузин, СЕО Импульс
Важным
трендом будет переработка контента сайтов, написанного ранее, особенно
если он был спамным. Очень многие сайты сейчас попадают под фильтр
Яндекса «Баден-Баден» за некачественные тексты.
Теперь
требуется глобальная работа над бизнесом клиента в интернете. На одном
SEO далеко не уедешь, его нужно дополнять другими смежными и
сопутствующими работами. Например, комплекс из SEO, SMM, работы с
репутацией, контекстной рекламы и постоянных доработок сайта уже дает
весомый и ощутимый результат.
Работа над уникальной
контент-стратегией. Теперь описаний в категориях и карточках товаров, а
также раздела со статьями уже мало. Важно становится экспертом в отрасли
и регулярно публиковать обучающие и полезные материалы на сайте, это
привлечет дополнительный трафик из поиска, и в глазах клиентов сделает
вашу компанию экспертом, повысит вероятность того, что заказывать услуги
или товары будут у вас, а не на других сайтах.
Все больше
клиентов к нам обращаются с просьбой увеличить продажи, хотят привязать
количество звонков или продаж к KPI по договору. Это очередной тренд, с
каждым годом таких заказчиков все больше и больше. Связано с тем, что
многие уже успели поработать с различными SEO-компаниями и по каким-то
причинам остались недовольны результатами. С первого месяца мы, как и
другие SEO-компании, не готовы работать за лиды, я сейчас говорю о
среднем чеке в 35–70 т.р. в месяц за работу. Мы ежегодно проводим
исследование рынка SEO, изучаем, кто и что предлагает. До сих пор ни
одна компания не готова работать ни за лиды, ни за % от продаж с первого
месяца. Некоторые предлагают данную услугу, но с 5–6 месяца, и, по
нашим подсчетам, данная работа все равно выходит дороже для заказчика,
чем оплачивать позиции и трафик.
Артур Латыпов, руководитель интернет-агентства SEO Интеллект
1)
Основная задача SEO – дать лучший ответ на запрос пользователя. Это
комплекс работ, нацеленный на улучшение сайта, контента. Контент должен
быть полезен, легко читаем и должен отвечать на вопрос, интересующий
пользователя.
2) Менее актуальным станет размещение
определенного количества вхождений ключевых слов на странице для
наиболее выгодного ранжирования при запросе с этим словом.
3)
Значимыми станут технические составляющие SEO. Это и скорость загрузки
страниц сайта, и совместимость мобильных устройств, и корректная работа с
параметрами сайта в панелях вебмастеров.
4) Рост пользователей с mobile ведет к более внимательной работе с мобильной версией сайта.
5)
Ужесточение санкций со стороны Яндекса. Увеличение числа фильтров,
сложность диагностики. Ключевыми факторами роста становятся:
• корректная структура,
• соответствие сайта и страницы запросу,
• попадание в интент пользователя,
• качество сайта в целом и качества страницы,
• следование стратегии прироста ссылочной массы,
• для коммерческих ресурсов – детальная работа над коммерческими факторами ранжирования,
• отсутствие любых накруток: тексты, ссылки, ПФ.
6)
Еще большее ослабление влияния SEO-ссылок. Уже в 2017 году для
продвижения в Яндексе можно было обойтись без SEO-ссылок, Google
позитивно реагировал на их снятие с плохих доноров. В целом ссылки
останутся в механике оптимизаторов, но доля именно SEO-ссылок упадет еще
ниже.
В целом 2018 год станет годом аналитики, как в SEO работах, так и пользовательской аудитории.
Дмитрий Севальнев, руководитель отдела SEO и рекламы «Пиксель Плюс»
Тренды зарождаются и живут в поисковом маркетинге достаточно долго, несмотря на общепринятое «в SEO все всегда меняется».
Чем отметился 2017?
- Очередной виток санкций за тексты (Баден-Баден).
- AMP и ускорение доставки контента для пользователей (плюс Турбо-страницы у Яндекса).
- Постоянно растущая доля HTTPS (https://tools.pixelplus.ru/updates/yandex).
- Всеобщая мобилизация и адаптивность.
Чего ждать в 2018?
1.
Увеличение числа AMP- и Турбо-страниц в выдаче. Дальнейшее расширение
их возможностей для разных типов сайтов и освоение коммерческого
сегмента.
2. Дальнейший рост доли мобильного трафика. Ряд сайтов
будут изначально разрабатываться под переносные устройства, а потом уже
дополняться десктопной версией. Тему подстегивает Google с идеей о
mobile-first индексе, но, думаю, что в 2018 году его не запустят в
полной мере.
3. Погружение в бизнес клиента. Разговоры о
необходимости вычисления бизнес-KPI и расчета окупаемости трафика.
Популяризация таких метрик как ARPU, LTV, Retention Rate. Не могу не
похвастаться бесплатным калькулятором.
4.
Увеличение присутствия рекламы поисковой системы в выдаче. Яндекс
тестирует внедрение рекламных объявлений между результатами
органического поиска. Учитывая, что в 2017 году было добавлено четвертое
спецразмещение, то 2018 год тут тоже должен будет «отличиться».
5. Экспансия приличной доли коммерческих игроков в регионы России за счет поддоменов.
Конечно,
Яндекс анонсирует и запустит один или два новых алгоритма-фильтра,
направленных на понижение сайтов низкого качества. Верю, что 2018 год
должен быть хорошим для рынка интернет-маркетинга, и доля данного вида
рекламы должна будет еще расти!
По итогам опроса экспертов к 9 западным трендам добавились:
усиленная работа над контентом;
ужесточение санкций со стороны Яндекса;
рост доли рекламы в выдаче поисковиков;
новые направления работы: продвижение на YouTube, в Яндекс.Картах, ASO;
изменение формата отношений агентство – заказчик, новые KPI;
А чего ждете от поискового маркетинга в новом году вы?