В данной статье я расскажу влияние юзабилити
(удобства использования сайта) на ранжирование: планка, которую
постарался взять (но не взял.
сразу) Яндекс 26-го января 2010 года. К сожалению сколько бы не пытались
юзабилити-компании популяризиризировать эту тему, заниматься юзабилити в
России (на мой взгляд) так и остается коммерчески непопулярным (здесь я
не имею ввиду улучшение интернет-магазинов или веб-интерфейсов). Всё
дело в том, что бизнесу очень сложно осознать и подсчитать экономическую
выгоду от внедрения улучшений удобства сайта (а юзабилити-экспертам еще
сложнее гарантировать увеличение конверсии, чем SEO-компаниям ТОП 3).
Данная статья является первой ласточкой про то, каким должен быть
веб-сайт, привлекательный для поисковых систем: факторы юзабилити,
которые могли бы учесть в ранжировании поисковые системы сейчас и в
будущем.
— Видишь суслика?
— Нет.
— И я нет. А он есть.
(из кинофильма «ДМБ»)
Итак, существует три подхода оптимизаторов к
исследованию алгоритмов поисковых систем:
1. Исследование конкурентов в ТОПе
Для этого применяется как внутренних факторов у
сайтов конкурентов так и исследование внешних, например ссылочный бюджет
по конкретному ключевому слову на конкретного конкурента в Sape:
Ниже анализ внутренних факторов сайтов
конкурентов в ТОПе:
2. Эксперименты с тестовыми площадками
Это когда для исследования отдельных факторов и сохранения "чистоты
эксперимента" seo-компания имеет тестовые площадки. К примеру
SEO-компании нужно выяснить какой средний % ключевого слова должен быть в
тексте. Она берет размещает на своих 10 (одинаковых по параметрах)
сайтах тексты с разным % содержанием ключевого слова "выращивание
страусов" и смотрит после нескольких апдейтов какой из сайтов оказался
выше.
Аналогично могут делаться эксперименты по проверке
работоспособности доноров. С какого-либо сайта, который нужно проверить
(донора), покупается ссылка ключевым словом "валенки самара оптом" на
соответствующий текст. И смотрится эффект. Базы "работающих" доноров
накапливаются и обновляются.
А ссылки на "хороших донорах" закупаются для клиентских проектов.
3. Прогнозирование путей решения поисковыми
системами своих основных задач для того, чтобы приводить продвигаемый
веб-сайт в их соответствие
Продолжаю речь о третьем подходе прогнозирования решения своих задач поисковой системой
и приведение своего веб-сайта в соответствие к ним. Рассмотрим
следующую задачу: т.к. бОльшая часть обывателей не может отличить вкус
Кока-колы от Пепси, также выдачу Google (если вставить ее в дизайн
выдачи Яндекса) большинство обычных пользователей не могут различить (и
наоборот) по релевантности. Я здесь не имею ввиду улучшения Яндекса в
поиске региональных сайтов. А неплохо бы, если бы поисковая система
выдавала не только релевантные сайты, но и удобные! Не правда ли?
Неудобство сайта (а точнее не следование основным условностям
сайтостроения) пользователь замечает сразу. Ниже 2 примера по технологии
Eye Tracking,
которые мы тестировали. Метод Ай-Трекинга дает понимание? что
пользователи видели (в дырках), а что нет (черный фон).
Ниже тестировался сайт другого банка. На котором
пользователям на наш взгляд "бросилась в глаза" другая информация.
Еще в прошлом году своим клиентам на продвижение при
вопросе "влияет ли дизайн сайта на место в поисковой системе" я
отвечал: поисковая система видит только код (и текст) и на дизайн она не
обращает внимания:
Здесь я немножко расскажу про асессоры. Асессоры (от лат. "судьи"):
отдел пользователей, тестирующих релевантность выдачи, обучающих
алгоритмы ПС Яндекс. Работает с 2004
года. Кстати, асессоры появились в Google раньше. Если асессор
может оценивать релевантность, то, в отличие от робота, юзабилити ему
оценить гораздо проще, чем роботу.
Ниже перечислены все основные мною выделенные задачи поисковой
системы:
Что может робот учесть в юзабилити дизайна ("оболочки")
Влияние скорости загрузки сайта (без учета скорости доступа в
интернет у пользователя)
Наличие ссылки в логотипе (картинка logo.jpg или logo.gif) на
главную страницу.
Наличие нижнего меню. Ссылки: «На главную» (также в подвале) и
возможно, «наверх»
Наличие телефона с кодом города (контактов, например e-mail
или адреса офиса) в шапке и в «подвале» сайта (поисковая система может
это оценить, если телефон текстом), либо наличие изображения названного
как tel.gif или tel.jpg.
Наличие h1 (заголовка) на странице
Юзабилити контента:
Структурирование и дизайн текста (контента). Здесь я выделил
некоторые правила, которые ПС несложно будет учесть:
Объем текста и % ключевых слов (5% и выше – это СПАМ). Спам
неудобен пользователю.
Наличие промежуточных заголовков в тексте (h2, h3).
Наличие абзацев (<p>, <br>) не реже, чем через
каждые ~1000 символов.
Другие теги структурирования: <b>, <strong>,
<i> (курсив).
Возможно полезно наличие гипер-ссылок с текста куда-то еще.
Наличие ссылок с этой страницы на нее же никак не влияет.
Полезно: наличие в тексте изображений (с альт-текстом!),
таблиц, видео роликов (не обязательно), цитат.
Наличие подчеркивания у ссылок.
Типографирование текста: например отлично делает бесплатный
сервис http://typograf.ru/
Ниже пример работы сервиса:
Ниже перед вами 2 сайта.
Спросите себя: как проехать в офис компании? (где контакты) В каком
городе все это находится? Ниже другой сайт:
Учет поведенческих факторов и кликов по
ссылкам в выдаче
Другой момент, который могут учесть (и уже учитывают ПС: Себрант
осторожно высказывался) — учет поведенческих факторов и кликов по
ссылкам в выдаче
Эта задача связана с задачей юзабилити следующим образом: если
конкретный пользователь зашел в выдачу и кликнул на какой либо сайт, к
примеру из 1-й десятки и… вернулся, следовательно, по большинству причин
(в зависимости от тематики: чем дороже товар, тем больше сайтов
пользователь оценивает!), значит либо:
Пользователь не нашел нужный ТЕКСТ на сайте.
Пользователю попался “кривой” и “неудобный” сайт.
Таким образом, если пользователи после клика по конкретному сайту
возвращались в выдачу, значит ему можно присвоить ПОНИЖАЮЩИЙ
коэффициент! (попросту “ПЕССИМИЗИРОВАТЬ”!).
Заключение:
Факторы юзабилити, которые могут влиять и уже влияют на
ранжирование СУЩЕСТВУЮТ.
Поисковые системы постепенно ЗАСТАВЯТ владельцев делать удобные
сайты.
Внедрять любые дополнительные факторы юзабилити ПС будут очень
осторожно.
Достаточно сформулировать РЕЗУЛЬТАТ, к которому стремятся
поисковые системы, а решения этих задач – их проблемы.
Ниже представлена презентация с доклада, прочитанного мною на РИФ+КИБ
2010:
Успехов ВСЕМ, Ваш Муркетолог