От редакции: Чтобы узнать актуальные
тренды Рунета, необязательно ездить на РИФОКИБ. Достаточно отмотать
"Вебпланету" года на три назад. Вот к примеру, на днях фонд DST купил
сервис совместных закупок Groupon. А компания Sterno.ru открыла "Брендрадар"
для отслеживания активности брендов в социальных сетях и сообществах.
Ну а мы просто поднимаем из архива статью 2007 года, где есть обе эти
темы.
Данное выступление является продолжением моего доклада "Интернет-сообщества: организация и бизнес",
который был прочитан на конференции КИБ'е-2006. После того доклада мне
задали несколько интересных вопросов по поводу "времени жизни"
сообществ и по дальнейшим тенденциям в этой сфере. На часть вопросов я
ответил сразу, но стало понятно, что тема требует отдельного освещения.
Этот доклад-продолжение изначально готовился для КИБа-2007. Однако
организаторы в последний момент отменили его. Между тем, никаких других
вменяемых докладов на тему сообществ на КИБе не было. Из чего можно
сделать вывод, что московские лидеры Рунета зажрались и не интересуется
инновациями. Отныне обсуждать и развивать новые интернет-тренды лучше
всего в незажравшихся провинциях, где у людей еще есть стимул работать
мозгами. И вот я в Минске, на конференции "Байнет 2.0".
Виды интернет-активности: между льдом и паром
Прежде чем определять "летучее сообщество", я хочу показать место
этого явления на своеобразной температурной шкале, отражащей разные
состояния интернет-активости, по аналогии с состояниями вещества.
Слева у нас будет самое холодное, статичное состояние - "лед". Ему
соответствуют классические сайты, где пользователь является пассивным
потребителем информации.
Справа на шкале, наоборот, самое горячее, самое активное состояние -
"пар". Это такие мероприятия, в которых активность пользователей очень
велика и легко выплескивается в офлайн. Обычно это называют
флеш-мобами. Главный недостаток флеш-моба, как и пара - его
нестабильность и неуправляемость.
Посередине находится наиболее интересное, промежуточное состояние -
"вода". В левой части этого состояния, то есть ближе к статике,
находятся классические тематические сообщества. Обычно они возникают
вокруг тематических сайтов за счет увеличения интерактивности и
пользовательского контента. Однако они все-таки достаточно статичны:
предполагается, что пользователь такого сообщества более-менее
постоянно посещает его, и интересуется данной темой на протяжении
долгого времени.
А вот в правой части "воды", то есть между классическими
сообществами и флешмобами, находится то явление, о которых я хочу
рассказать.
Летучее, или временное сообщество - группа людей, объединенных
совместными действиями, которые локализованы в пространстве и времени.
На Западе применяют термин "smart mob". То есть достаточно активная
толпа, но все еще управляемая и заточенная на некие более умные
достижения, чем спонтанный шуточный флеш-моб.
Самый простой пример: человек отправляется в отпуск на машине и ищет
нескольких попутчиков на определенных условиях разделения затрат
(совместная плата за бензин, проживание и т.д.)
Структура сервиса
Для организации летучих сообществ нужен достаточно простой сервис. Вот его основные опции:
1) Возможность анонсировать событие (создание группы)
2) Возможность найти и подключиться к группе по интересу. В отличие
от обычных сообществ, здесь предполагается более сложный порог входа
(информация об участниках), а также разные варианты публичности
(скажем, после набора нужного числа участников группа может стать
"закрытой" и работать уже без привлечения лишнего внимания).
3) Возможность работы с совместными инструментами: не только форум,
но и календарь, карта, инструкции и списки участников с их ролями, и
т.д. - "коммуникационные идолы" здесь более содержательные, нежели
просто "общая тема".
Точки роста
Более важный вопрос - где именно могут развиваться летучие
сообщества? Место и время накладывают более жесткие ограничения на
эффективность такого сервиса, чем в обычном, постоянно действующем
сообществе. Я предполагаю три основных точки роста:
1) Отдельный сервис "совместных мероприятий"
Недостаток - изначально нету аудитории. Чтобы ее набрать, сервис
должен быть очень хорошим и глобальным, а следовательно, дорогим. Это
означает - либо большие инвестиции (с непонятным результатом), либо
оплата от пользователей. Второй вариант реализован в западном сервисе www.meetup.com.
Российские аналоги - www.catchup.ru, www.livents.ru - бесплатны, и видимо, просто не могут надеяться на платное участие, даже если бы захотели. Поэтому судьба их очень туманна.
2) Портал или крупный блог-хостинг
Недостаток - хотя есть массовая аудитория, портал не заинтересован в
развитии специфических, не особенно массовых сервисов, предпочитая
работать как простой "макдональдс".
В результате сервис поиска попутчиков на довольно богатом портале (типа Mail.ru) или на массовом тематическом сайте (типа Travel.ru мало чем отличается от небольшого стартапа (типа Mahnem.ru) - это либо простой анкетный сервис знакомств "один к одному", либо столь же банальный общий форум.
3) Специализированные тематические сообщества
Это, по-моему, лучшая точка роста для сообществ коллективных
действий: такой сервис вырастает как надстройка над классическим
сообществом, в котором уже есть своя знакомая аудитория, и понятны свои
специфические потребности для организации офлайновых "летучек".
Примеры организации
1) TourdomProfi: временные социальные сети
В качестве одного из приложений сервиса для летучих сообществ я
упомянул выше совместный туризм. К сожалению, как показывают примеры
(которые тоже приведены выше), в Рунете такие сервисы пока не идут
дальше обычных форумов и анкетных сервисов знакомств - то есть не
приспособлены для групповой работы. Причина, видимо, в том, что
индивидуальный туризм с такими вот непростыми схемами "самоорганизации"
в России просто не развит. Массовый российский турист предпочитает
стандартные туры. На этих "стадных" схемах и делается основной бизнес -
а поиск попутчиков вообще не рассматривается как прибыльный сервис.
Тем не менее, это направление будет развиваться: хотя бы потому, что уже сейчас в Россию идут западные сервисы "коуч-серфинга" и "обмена домами". Очевидно, следом придут и сервисы для самоорганизации более крупных групп совместного отдыха.
С другой стороны, прошлой весной в Рунете появилось профессиональное сообщество для тех, кто работает в туризме - TourdomProfi.
Здесь есть классические аттрибуты социальной сети (каждый участник
указывает в анкете свои интересы, сферы деятельности и т.д.), но также
есть сервис для организации "разовых" конференций, с приглашением
только определенного круга участников (выбор по разнообразным
параметрам в анкетах).
Аналогичный механизм может быть использован и в сервисе поиска попутчиков - более продвинутом, нежели обычный форум.
2) Eva.ru: Дети Месяца и Совместные Покупки
Несколько лет назад в женском сообществе Eva.ru стали спонтанно
самоорганизовываться мини-сообщества из женщин, у которых роды
запланированы на один месяц. Смысл таких объединений вполне понятен:
вместе легче решать одинаковые вопросы, которые одновременно возникают
у участников такой группы во время беременности, а затем - в процессе
воспитания детей одного месяца.
Почти все эти группы создают собственные сайты, но все равно
возвращаются на общий портал Eva.ru за теми общими сервисами, которых
нет у отдельных сайтов. Составление каталога таких мини-сообществ
и их анализ позволили нам понять, какие именно сервисы нужны "Детям
одного месяца" - как для онлайновой активности (например, совместные
календари), так и для офлайновой (например, Совместные Покупки).
В настоящее время эти новые сервисы еще находятся в развитии. Однако уже сейчас можно оценить, насколько популярны те же Совместные Покупки, позволяющие закупать оптом одинаковые товары - и соответственно, сильно снижать их цену для каждого участника.
Вот некоторые данные по Совместным Покупкам Евы.ру на март-апрель этого года, желающие могут прикинуть объем рынка.
Детские: 172 закупки
Наиболее популярные - детская одежда (62), игрушки, развивающие игры и
книги (38), обувь (20), крупные игрушки, велосипеды и т.д. (18),
коляски и автокресла (9)
Взрослые: 184 закупки
Наиболее популярные - женская одежда (59), обувь (17), постельное
белье, халаты, полотенца, шторы и т.д. (12), мужская одежда (12),
косметика (12), джинсы (11), аксессуары для кухни (8)
Цены закупок:
Крупные по презаказу - 100-200 тысяч рублей
Коляски и крупногабаритные товары - 60-80 тыс
Закупки одежды - 30-60 тысяч
Игрушки - 30-50 тыс
3) Pepsi.ru: тренды бренда
Еще один вариант развития летучих сообществ связан с "сообществами
бренда" - об этой форме бизнеса в интернет-сообществах я рассказывал а
прошлом докладе на КИБе. Позже мы на "Вебпланете" более подробно
рассказывали, как запускать такие сообщества, а также о том, почему многие из них очень быстро становятся "полумертвыми".
Причина простая: сообщество - не статичный сайт, который можно один раз
запустить и уйти. Сообществом нужно заниматься, отслеживать его
потребности и создавать новые сервисы для удовлетворения этих
потребностей.
Ну а здесь я приведу более позитивный пример. Студия Sterno.ru
делает уже второй сайт-сообщество для "Пепси". В обоих случаях
разработчики активно занимаются поддержкой сообщества и наблюдением за
его "трендами". Так, в случае pepsi-light.ru
сообщество изначально создавалось вокруг общей темы снижения веса.
Однако уже через год там стали заметны более специфические явления -
например, самоорганизовался рейтинг фитнесс-клубов. Как развивать этот
тренд, поддержит ли его компания-заказчик - это отдельный вопрос. Здесь
я говорю именно о наблюдении, которое вполне может привести к
отдельному сервису временных сообществ вокруг данного тренда.
На новом сайте Pepsi.ru планируется реализовать аналог подобного
сервиса. Идея в том, чтобы собрать все материалы по каждому офлайновому
событию на одной странице - посредством тэгов (ключевых слов). Обычно
на вебдванольных сайтах тэги ведут лишь на список статей, в которых
данный тэг упомянут. В данном же случае тэг маркирует именно событие -
здесь и все тексты по теме, и фоторепортажи, и обсуждение, и список
всех заинтересованных участников.
Фактически это и есть временное сообщество, организованное "на
лету". Одновременно можно отслеживать динамику развития таких
мини-сообществ, и вычислять более перспективные направления для
развития сообщества в целом.
Будущее: живые игры
В прошлом году, открывая на "Вебпланете" раздел "Игры", мы
прогнозировали развитие офлайновых игр с использованием Интернета как
своего рода "живую альтернативу"
тем искусственным веб-сервисам, которые активно навязываются нам под
видом "социальных сетей". Потенциал отношений, накопленный в
компьютерных играх, значительно богаче всех этих примитивных "френдов"
и "одноклассников" обычных вбдванольных сервисов. Нужно лишь перенести
эти игровые роли и сценарии в офлайн, а Интернет использовать как средство координации игры.
Две такие игры - Схватка и Encounter - родились в Белоруссии, и очень быстро нашли множество поклонников за ее пределами. В этом году подобные уличные игры стали настоящим бумом в Москве и Питере.
Это и есть самый настоящий smart mob. Причем объединяющие ценности,
"коммуникационне идолы" этих летучих сообществ создаются буквально из
ничего - тематика ограничена только фантазией сценаристов.
Формы бизнеса здесь также разнообразны. Многие модели можно взять из наработок игровой индустрии. Но есть и обратный вариант - когда уже существующая бизнес-модель из обычного сообщества дорастает до офлайновой игры.
На сайте Eva.ru такое произошло с фотоконкурсами. Они проводятся там
много лет, привлекая довольно крупных спонсоров типа
Procter&Gamble. Но чтобы этот процесс шел постоянно, темы конкурсов
не должны повторяться (иначе будет неинтересно) и не должны быть
слишком общими (чтобы конкурс "не заспамили"). Поэтому для каждого
нового конкурса Общественная Редакция тщательно разрабатывает новый
игровой сценарий. Один из них звучал, например, так: найти еще двух
участниц сообщества Eva.ru в своем городе и сфотографироваться втроем у известного памятника в этом городе.
На этой живой иллюстрации к игре "Жизнь" Джона Конвея мой доклад подходит к концу. Напоследок скажу только еще одну важную вещь.
О пользе реальной и мнимой
Поскольку на дворе лето, я желаю всем удачно отдохнуть - возможно,
как раз в компании какого-нибудь летучего сообщества. И практически
оценить пользу таких сообществ для пользователя (видите, даже в
самом этом слове есть "польза"). Это на самом деле серьезный критерий,
особенно с учетом рекламных "пузырей", которые надуваются вокруг
сообществ.
Здесь на конференции много говорили о том, что Web 2.0 - это прежде
всего "пользовательский контент". Так вот, это неправда! Интернет
начинался более 20 лет назад с пользовательского контента, и в
большинстве своем на нем основан. Я все свои 13 лет работы в Интернете
имел дело с проектами на основе пользовательского контента. Поэтому,
когда в 2000-каком-то году приходят люди и говорят о "пользовательском
контенте" как о некой революции - это чушь.
Суть Web 2.0 - не сам пользовательский контент, а зарабатывание на
нем. Это маркетинговый вирус. Причем нормально работает этот вирус
только в США - где есть большой "средний класс" с кучей лишнего времени
и лишних денег, и есть хорошо организованные системы отъема этих денег
у населения (электронные платежи). Поэтому любой, даже мало-мальски
оригинальный развлекательный сервис может зарабатывать.
В России, а тем более в Белоруссии, ситуация другая: "наши люди в
булочную на такси не ездят". Здесь нет ни армии богатых отдыхающих
пенсионеров, ни армии платежеспособных подростков. Люди, которые у нас
пользуются Интернетом, гораздо более практичны. Поэтому и сервисы для
интернет-сообществ должны оцениваться по более существенным критериям,
чем просто "возможность самовыразиться". Если вам удалось сэкономить
через совместные закупки, если вы смогли поехать в отпуск с
не-случайными попутчиками, если вы нашли ребенку хороший детский сад по
рекомендациям пользователей своего города - вот это признаки настоящего
сообщества, настоящего "Web 2.0 по-нашему". А все остальное от лукавого.
Леха Андреев