В начале месяца в тематической неделе, посвященной взаимоотношениям «Яндекса» и SEO-сообщества, мы были уверены в их взаимной нелюбви. Такая точка зрения сложилась из-за бесконечных постов на форумах и блогах, в которых поисковые оптимизаторы неоднократно выказывали свое недовольство политикой «Яндекса» и издевательским отношением компании к представителям SEO-сообщества.
Однако после продолжительного и плодотворного общения с SEO-оптимизаторами, вырисовалась несколько иная картина. Вероятно, причиной этой неразберихи стал тот факт, что камни в сторону «Яндекса» кидают, в основном, оптимизаторы-одиночки. Действительно, любая зачистка, направленная против «черных» оптимизаторов, бьет по ним сильнее всего. Даже если одиночки являются профессионалами в своей области и технически могут быстро адаптироваться к изменениям поисковика, то экономически выжить на рынке поисковой оптимизации им довольно сложно.
Поскольку мы ведем разговор о бизнесе, а не о лирике, именно точка зрения представителей серьезных SEO-компаний стала для нас решающей. Как оказалось, они довольно тепло отзываются о «Яндексе» или, по крайней мере, относятся с пониманием к его политике. При подготовке этого материала мы провели небольшой социологический опрос, предложив собеседникам по десятибалльной шкале (0 - кровные враги, а 10 - добрые друзья) оценить взаимоотношения SEO-сообщества и «Яндекса». Вопреки слухам о «холодной войне» между ними, оптимизаторы, в основном, поставили 7-8 баллов, что свидетельствует о вполне мирном сосуществовании.
К сожалению, зачастую речь идет именно о существовании, а не о сотрудничестве. Такое положение вещей порождает целый ряд вопросов, ответы на которые получить достаточно трудно. Дело даже не в том, что SEO-оптимизаторы не хотят плохо отзываться о «Яндексе» - скорее всего они сами не стремятся вникнуть в первопричину таких неоднозначных взаимоотношений. В этой ситуации нам помог разобраться Андрей Иванов, представляющий компанию «Ашманов и Партнеры». Именно его рассказ и послужил основой для данного материала.
Поскольку все SEO-оптимизаторы зависят от поисковиков, на взаимоотношение «Яндекса» и SEO-сообщества, по большей части, влияет именно поведение «Яндекса». Разумеется, когда поисковик начинает усложнять жизнь SEO-отрасли, ожидать покорного понимания со стороны оптимизаторов не стоит. «Эту ситуацию иллюстрирует третий закон Ньютона: «Действие рождает противодействие», - рассказывает Андрей Иванов. – Конкретно прекращение поддержки операторов link и anchor, к примеру, вызвало снижение цен на ссылки, увеличение уровня производства спам-сайтов, увеличение бюджетов на продвижение, активность в направлении поиска альтернативных источников информации о ссылках и т.п. Люди просто компенсируют потери, а кто-то на этом и зарабатывает».
В то же время наш собеседник подчеркивает, что радикально настроенные оптимизаторы, наполняющие блоги и форумы высказываниями вроде «Яндекс» над нами издевается!», неправильно относятся к основному поисковику Рунета. «Такое отношение кроется в глупости и неумении поставить себя на сторону «Яндекса». Неплохо зная этот бизнес, я с каждым днем все больше уважаю команду «Яндекса», которая в таких сложных условиях обеспечивает возможность хорошего поиска для десятков миллионов пользователей», - уверен Андрей Иванов.
С радикалами мы вроде бы разобрались, теперь хочется вникнуть в отношение «Яндекса» к SEO. Если для поисковых оптимизаторов поисковик является, по сути, кормушкой, то выгода, в частности, «Яндекса» от этого то ли симбиоза, то ли паразитизма - не совсем очевидна. Андрей Иванов рассказывает, как именно главный поисковик Рунета реагирует на SEO: «Примерно так, как человек, внезапно увидевший черта. Ему хочется перекреститься и сказать «Чур меня, чур!» или «Изыди!» Фактор активного вмешательства социума в поисковые алгоритмы не учитывается поисковыми системами, но сейчас все понимают, что он существует. Что с ним делать - другой вопрос. Мне кажется, что поисковики сейчас находятся в выжидательной позиции, надеясь, «авось, само рассосется». Но ясно уже, что не «рассосется» и не «исчезнет».
Получается, что поисковые оптимизаторы «милы» «Яндексу» как кость в горле. С ними приходится мириться, как с неизбежностью, сопутствующей рынку поисковиков. Без SEO-сообщества, как уверяет Андрей Иванов, «Яндексу» жилось бы значительно легче: «Конечно. И не только «Яндексу», но и «Гуглу», «Рамблеру», «Апорту» и всем другим поисковым системам. Но по пути таких рассуждений идти нельзя - это классическое «что было бы, если бы бабушка была дедушкой». Оптимизаторы, дорвейщики, MFA и другие участники околопоискового рынка - живые люди, сообщество. Как можно сделать так, чтобы их не существовало?»
Несмотря на такое отношение к SEO, «Яндекс», как уже неоднократно упоминалось, время от времени демонстрирует свое «дружелюбие». В этой ситуации даже неважно – лицемерит компания, или действительно хочет наладить контакт с SEO. Но, к сожалению, говорить о полноценном взаимодействии пока рано. Растает ли когда-нибудь лед между SEO и «Яндексом»? Вполне возможно. Андрей Иванов убежден в этом на 100%. «Дал бы 200, но процентов больше ста не бывает», - добавляет он. Однако обсуждать сегодня схему этого «сотрудничества будущего» преждевременно. К тому же все не так просто – это большой и неоднозначный вопрос. Единственное, что можно сказать с уверенностью – первый шаг в становлении взаимовыгодного сотрудничества должен сделать именно «Яндекс».
Завершить сегодняшнее рассуждение хочется высказыванием Андрея Иванова, который в вышеупомянутом соцопросе так оценил взаимоотношения «Яндекса» и SEO: «Твердая пятерка! (из 10 баллов - прим. ред.) Это люди, интересные друг другу, присматривающиеся друг к другу. Но опытные и боящиеся разочарования». с telnews.ru