Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(901) 370-1796
эффективность, удовлетворенность интерфейсами




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ удовлетворенность интерфейсами / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Об образах, эффективности, удовлетворенности и двух типах интерфейсов (часть 1)

Дмитрий Павлов

В предыдущей своей заметке и в презентации, приложенной к еще более ранней я дал описание теории сличения образов при взаимодействии с техническим продуктом. А в этой заметке я хочу продолжить начатую тему, а также представить результаты исследования, проведенного для выяснения того, что же определяет, будет ли пользователь удовлетворен взаимодействием или нет.

Итак, у нас есть образ продукта. Образ продукта – некий конструкт, отвечающий на вопрос «что есть данный продукт для меня». В этот образ в свою очередь входят два «подобраза»: образ объекта и образ действий.
Образ объекта «отвечает» на вопрос «что из себя представляет данный объект», а образ действий на вопрос «что может быть сделано с этим объектом»
Помимо этих образов в образ продукта закладывается еще субъективное отношение к нему (удовлетворенность-неудовлетворенность).

В прошлой заметке я уже разбирал схему сличения образа, поэтому не хотелось бы останавливаться на этом, равно как и на понятиях удовлетворения, комфорта, удовлетворенности. Если вы не читали, рекомендую просмотреть, иначе местами может быть непонятно, о чем пойдет речь.

Что бы хотелось сейчас сделать – это разобрать, из чего состоят образ и его подобразы. Я уже делал это частично в презентации, но хочу это чуть поподробнее описать. За основу классификации компонентов была взята концепция человека известного психолога Б.Г. Ананьева. Ананьев выделяет «уровни» описания человека:
- человек как индивид
- человек как субъект деятельности
- человек как личность
- человек как индивидуальность

Компоненты, определяющие образ, были распределены по данным уровням. Общая схема представлена ниже:

Теперь рассмотрим каждый уровень и его компоненты по отдельности.

Человек как индивид.

На этом уровне могут быть выделены особенности, общие для всех людей. Многие из описанных требований к проектированию интерфейсов относятся именно сюда, так как являются стандартными для всех.

Это требования, связанные с психологическими и психофизиологическими возможностями человека. Например, минимизация значимой информации в связи с ограниченной разрешающей способностью восприятия и ограниченным объемом кратковременной памяти. Также сюда могут быть отнесены требования по использованию ограниченного количества цветов и цветов определенного спектра, требования к размерам органов управления и т.п.

Человек как субъект деятельности

На данном уровне человек рассматривается как производящий какую-либо деятельность. Одними из ключевых моментов на «уровне» субъекта деятельности являются понятия навыка и контекста. Достаточно подробно проблему навыка я поднимал в заметке «Опыт пользователя и юзабилити», поэтому также подробно не буду описывать этот уровень. Хочу лишь отметить, что одним из «сквозных» параметров, определяющих образ, являются культурные особенности, на данном уровне они задают специфику деятельности.

Человек как личность

Наиболее многокомпонентным является уровень личности. Многие из компонентов взаимосвязаны и имеют связь в том числе и с другими уровнями. Этот уровень вносит большое количество гораздо более сложных переменных, определяющих образ, нежели на первых двух уровнях.

Именно особенностями человека как личности будет во многом определяться, будет ли он удовлетворен или нет.

Все компоненты находятся во взаимосвязи, однако также они могут и по отдельности определять содержание образа. Так, можно предполагать, что уровень интеллекта, например, будет влиять и на потребности, и, как следствие на мотивы. При этом, вероятно, и сам уровень интеллекта будет определять образ.

Одним из важнейших факторов на этом уровне и в целом в образе являются мотивы. На сегодняшний день в человекоориентированном проектировании нет рекомендаций, связанных с этим фактором. Тем не менее, несложный пример показывает его важность. В прошлом году я проводил исследование, посвященное формированию навыков при взаимодействии с мобильными телефонами. В ходе эксперимента респондентам необходимо было выполнить серию заданий на определенной модели телефона. В ситуациях, когда невозможно было выполнить задание, два респондента отказались продолжать выполнение задания, остальные стали продолжать.

У нескольких человек были отмечены реплики типа «Нет, я все-таки узнаю, как это делается». Можно предположить, что мотивы у этих двух типов респондентов были разные. Скорее всего, у второй группы преобладал мотив достижения результата, а у первой – избегания неудач.

Даже на этом примере видно, как по-разному могут пользователи реагировать на одну и ту же проблемную ситуацию. Кто-то воспринимает ее как «вызов», побуждение к саморазвитию, а кто-то уходит от нее, если имеется такая возможность.

Стоит отметить интерес как мотивационный фактор. Заинтересованный человек справляется с задачей намного эффективней. Объект, привлекающий внимание, интересный будет казаться более простым и эффективным в использовании.

Еще одним типичным примером мотива является цель покупки технического устройства. Например, типы целей покупки мобильного телефона условно можно разделить на две: достижение цели и расширение возможностей. При этом каждой из целей будет соответствовать свой мотив.

Человек как индивидуальность

Этот уровень представляет наибольшую сложность, так как люди на этом уровне наименее похожи. Несмотря на это, существует ряд рекомендаций, связанных с данными факторами.

Широко известно требование к возможности индивидуализации продукта. Так, многие владельцы ПК, пользующиеся операционной системой Windows, выставляют свои изображения в качестве обоев рабочего стола, а владельцы мобильных телефонов, чаще всего женского пола, прикрепляют на них всевозможные украшения, наклейки. К сожалению, существует расхожее мнение, что если дать пользователю слишком много свободы, он все испортит. Зачастую это приводит к тому, что «свободы» не дается вообще. Однако возможность индивидуализации, пожалуй, единственный способ получать удовлетворение от продукта после того, как происходит привыкание к нему.

Одним из ведущих моментов, почему важен данный аспект является то, что, по сути, зачастую необычный дизайн, внешний вид устройства является возбудителем интереса, любопытства, о котором уже писалось выше. Несмотря на то, что дизайн, эстетика – трудноформализуемые дисциплины, так как связаны с индивидуальным творчеством и индивидуальным восприятием, существует ряд принципов, которые могут быть использованы, особенно в промышленном дизайне. Однако главный аспект – что же делает интерфейс привлекательным эстетически, а не просто удобным – так и остается пока скорее искусством, нежели наукой.

Еще одним интересным моментом на этом уровне является творчество, конкретнее – творческое использование продукта. Так, известны случаи, когда мобильные телефоны Ericsson с железной задней крышкой использовались в качестве открывалки для пивных бутылок. С одной стороны, этот аспект весьма сходен с аспектом индивидуализации. С другой – совершенно отличен, т.к. практически невозможно перебрать все возможности творческого использования продукта.

Приведенный список компонентов, определяющих образ, по всей видимости, не является окончательным и исчерпывающим. Однако это попытка выделить ключевые факторы и дать задел на будущее практическое применение тех, которые по тем или иным причинам не использовались.
Как видно из схемы, условно можно сказать, что образ действий определяют уровни индивида и субъекта деятельности, уровни личности и индивидуальности определяют образ объекта. Деление действительно весьма условно, т.к. образ – системное образование, все компоненты которого взаимосвязаны.

В следующих частях будет рассказано об исследовании, основанного на этой теории, и его результатах.

взято с gui.ru/pavlov/2007/07/16/images-satisfaction-two-types-part1


Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(901) 370-1796

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2017 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank  
CMS version 3.6.3 | PTG 0,0225 s.