Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(901) 370-1796
Будущее как продукт




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Будущее как продукт / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

"Три чукотских мудреца
твердят-твердят мне без конца:
"Металл не принесет плода,
игра не стоит свеч, а результат - труда!"


(Цой, "Аллюминиевые огурцы")

Обычно как всякий уважающий себя проповедникпсихиатор главред, пишу колонку про будущее. Прошлый раз был святочный киберпанк, то есть как бы фантастика. Теперь я по контрасту решил написать нечто практичное.

Точнее, продолжить. Мое прошлогоднее пособие для русских стартапщиков содержало семь анти-советов. Критики особенно ругали совет #4, про "вымораживание стартапа" - дескать, у нас тут все так быстро, конкуренция, тормозить нельзя. Ну, теперь я могу признаться: советы эти я проверял на собственном стартапе.

Его идея возникла лет восемь назад - но в соответствии с первым правилом вышеупомянутого анти-пособия, идея многократно откладывалась в специальный девайс под названием longbox. Затем, весной 2007 года, был сделан движок - и "заморожен" на полтора года, как советует то же пособие. Никаких интересных аналогов в Рунете за это время не появилось, никаких разочарований от торможения я не испытал. Зато серьезно пересмотрел концепцию, когда вернулся к ней в 2008 году.

Итак, прошлой осенью мой стартап наконец открылся... в виде закрытого клуба по личным приглашениям (опять же, как советовалось в том же анти-пособии). И теперь я предлагаю вам еще пару анти-советов для русских стартапщиков. Тоже на собственном опыте.

(8) Презентуйте продукты, а не "возможности"

Наверное, я очень архаичный человек. Но когда я прихожу в ресторан, меня совсем не интересует "возможность посмотреть трансляции ведущих стейков мира" или "возможность приготовить собственный стейк из собственных продуктов на чужой плите". Вероятно, я вообще социопат, потому что меня даже не интересует "возможность обсудить стейки прошлых лет с одноклассниками". Меня интересуют только стейки, их стоимость и чем бы их запить.

Возвращаясь в Рунет, я наблюдаю совершенно другую картину. Хороших информационных продуктов здесь практически нет. Зато бурно процветает "рынок возможностей" - от возможности войти в Сеть на какой-то запредельной скорости (зачем?) до возможности покрасить забор какого-то левого Тома Сойера, заплатить за это деньги и еще оказаться изнасилованным рекламой и хакерами (у кого недавно украли пароль к ЖЖ - вы чувствуете что-то похожее, а?)

Это не чей-то план, такова природа самой среды. Легкость копирования цифровых объектов, в сочетании с излишней открытостью Интернета ведут к халявономике, то есть к такой модели бизнеса, когда продукт раздается бесплатно. А бесплатная раздача, в свою очередь, ведет к идее снижения себестоимости продукта до нуля. В такой системе наиболее выгодным продуктом становится ВИРУС.

Биологи до сих пор спорят, является ли вирус формой жизни: с одной стороны, он размножается, но с другой - это не отдельный организм, а лишь паразитный кусок ДНКода. Ровно та же история с нашим сетевым псевдо-продуктом "возможностей". Зачем выращивать коров и овец, если можно создавать очень дешевые вирусы, которые успешно выкачивают деньги - либо напрямую (фишинг), либо в качестве шпионско-рекламного инструмента. Регистрация в ЖЖ или "Фейсбуке" - вот ты и заражен. Дешевле, чем за грош.

Таким образом, мой анти-совет "презентовать продукты" является полезным хотя бы потому, что результатом вашей работы может стать нечто, чего не делают другие. А значит, это может стать очень востребованным. Уникальное Торговое Предложение, если говорить на шершавом языке моргетинга. (Вы не знаете, что такое "моргетинг"? Это новый экономический термин падонков, которые всегда стремятся получить больше: more_getting).

(9) Как это делать? "Вы, товарищ, сядьте на пол..."

Возможно, вас удивило описанное выше господство вирусов. Ведь считается, что Интернет - это кладезь информации. Тексты, фотки, фильмы: разве это не "продукты"? И кстати, биологическая аналогия здесь тоже работает - именно вирусы ответственны за разнообразие форм жизни на Земле. Точно так же вирусная халявономика Интернета в качестве побочного эффекта создала множество всякого контента. Это и есть "продукт"?

Не совсем. Представьте себе море-океан. В него впадает множество пресных рек и ручьев. Но находясь посреди моря, вы можете умереть от обезвоживания, потому что не можете вычерпнуть из моря стакан пресной воды. А еще в море много рыбы. Но вы умрете от голода, потому что не можете ее поймать.

На сегодняшний день все удочки для ловли информации в Интернете слишком непросты. Надо иметь работающий комп или смартфон, оплаченное подключение к Интернету, браузер, почту, поисковик, агрегатор (каждое - со своим отдельным языком настроек) и еще три-четыре набора логинов и паролей в разных сервисах... ах да, еще антивирус, чтобы не украли эти пароли. И еще нужно регулярно "обновлять" ОС, браузер и все остальное. И комп тоже. И все это только для того, чтобы прочесть новость или скачать интересную книжку? Неудивительно, что обычный человек "тонет" в этом море. Либо начинает питаться первыми подсунутыми ему суррогатами и симулякрами.

Как можно изменить ситуацию? Окружающие моргетологи убеждают своих работодателей, что все наладится с ростом Интернета. Дескать, все рабочие и колхозницы в конце концов подключатся, и френдоваться научатся, и RSS-подписки оформлять, и поиском пользоваться. Ага, щас. Размечтались.

Очевидно, что решением проблемы "цифрового неравенства" должны заниматься не потребители, а собственно те, кто производит "цифровое". Надо просто разделить производство продукта (Интернет) и его донесение до пользователя (не Интернет, а более простые и привычные каналы). Да много ли вообще возможно "новых" интерфейсов для человека, чья анатомия не меняется тысячелетиями? Может ли он нормально воспринимать три экрана с десятью окнами, когда у него два глаза?

На этом строится концепция "неоархаики", которую я описывал когда-то в романе "2048". И на "Вебпланете" такие штуки мелькали не раз. Скажем, эмпатические сигареты, некий развлекально-коммуникационный девайс, замаскированный архаичным интерфейсом. Другой пример - в рассказе "Фляжка".

Ближе к нашей реальности: на основе блогов уже делаются бумажные газеты и бумажные книги. Из сетевых подкастов можно собрать классическую радиостанцию. А из сетевого астрологического сервиса - настоящего оракула в виде каменной бабы на холме.

Конечно, такой подход требует ломки стереотипов. Неоархаика пугает рафинированных. В той же книжке "2048" у меня упоминался "тампон-журнал". Казалось бы, удобная штука - и новости рассказывает, и гигиена одновременно, а потом в унитазе растворяется. Увы, не все готовы принять такое новшество. Месяц назад я употребил выражение "тампон-журнал" в отношении издания "Mamas&Papas" (правильный русский перевод - "Мамочки&Сынки"). Этим глянцем для залетевших Бабри руководит известная блогерша Катечкина. И говорят, у ней сделалась истерика, когда она прочла про "тампон-журнал". Сайт Eva.ru даже убрал все анонсы моей колонки, где это слово написано.

Однако я верю, что через несколько лет, после закрытия издания "Мамочки&Сынки" и большинства других бумажных журналов, руководитель электронного подразделения "Индепа" Виктор Саксон наладит трансляцию своего контента в тампоны - и вспомнит меня добрым словом.

Но это будет нескоро. А пока я расскажу наконец про свой стартап, которым хотел проиллюстрировать совет номер (8).

Кейс, который не стоит открывать дома

Так вышло, что проработав несколько лет в IT-журналистике, я начал предсказывать будущее. Я долгое время относился к этому иронически, как к некой форме фантастики. Прогнозы собирались в статьях, в романах, в блоге - и из всего этого за пять лет вырос сайт "Футурологическая газета" (Fuga.ru).

Но это просто литературный архив. А с прогнозами происходят свои приключения - по прошествии времени они сбываются. О сбычах регулярно сообщают знакомые и незнакомые люди. Иногда сбывается совершенно шизовое. И на "Вебпланете" в конце концов стали появляться прогнозы, среди которых особенно забавно угадались овечий грипп и разворот камер "Яндекс.Пробок".

Однако понятно, что это иной формат, нежели новости. И для иной аудитории. Так возникла идея сделать отдельный коллективный прогностический проект. Как сказано выше, он работает с осени 2008 года в виде закрытого клуба.

Но вы ведь помните анти-совет номер 8? Так что не будем говорить о принципах работы, возможностях и прочей скуке. Давайте сразу о продукте. Представьте каменную бабу на холме... хотя нет, это старо. Представьте фильм "Особое мнение". У нас есть паранормальная девушка Агата, которую мы держим в звуконепроницаемом бункере, с красивыми проводками на голове. Она транслирует нам события из будущего Рунета. Банально? Ладно, пусть она еще транслирует вероятность сбычи каждого предсказания. Чтоб мы могли оценить, насколько эта пифия попадает.

Вот некоторые ее прогнозы на 2009 год, которые сбылись, будучи сформулированы в среднем за полгода до сбычи. В скобках - вероятность/индекс ожидания.

Российские провайдеры анлима будут блокировать пользователей торрентов (80)
Опзумер покинет "Рамблер" (80)
Появится первый мобильный ботнет (66.6)
Медведев не приедет на РИФ+КИБ (60)
"Яндекс" будет предупреждать о зараженных сайтах (40)
"Вконтакте" отобьется от ВГТРК (87.5)
"Блогистан" так и не запустится (77)
Долгин продаст Litres.ru (22.2)
Операторы начнут отказываться от WiMAX (50)
Беляев покинет ассоциацию "Интернет и Бизнес" (57)
Google выкатит Луну (75)
"Рамблер" избавится от "Дамочки" (57)
Yota создаст VoIP-сервис (14.3)
РАО не сможет засудить Протасова (83.3)
Грешилов покинет InVenture (60)
Русский Forbes Online не выйдет на домене forbes.ru (100)
Появится саморазмножающийся червь для iPhone (66.6)
Появятся дизайнерские маски "от гриппа" (80)
Увеличится число конференций про Интернет (33,3)
iPhone станет видеофоном с видеочатом (71,4)
Mail.ru расстанется с поиском "Яндекса" (40)

А теперь - некоторые предсказания нашей паранормальной девушки на следующий, 2010 год, выбранные с учетом высокого индекса ожидания:


После нетбуков начнется бум "таблеток" (50)
Google выпустит свой антивирус (43)
Микрософт не найдет создателей Conficker (78)
Пафосная сделка с микроблогами в Рунете (66.6)
Крупный суд за GPL / open source в России (75)
Яндекс сделает поиск недвижимости (50)
В России начнется законодательная борьба со спамом (50)
"Бегун" будут сокращать (66.6)
"Яндекс" добавит визуализации в поиск (83.3)
"Рамблер" сменит лого/цвет (75)
Apple заключит контракт с AMD (50)
Появится мобильный конкурент "Бегуна" и "Яндекс.Директа" (50)
Откроется новый школьный портал (50)
Средства автоматической фиксации оффлайн-событий в Твиттер (80)
Электронные книги с цветной бумагой (66.6)
"Яндекс" откажется от ЦОПов совсем (66.6)
"Рамблер" продаст "Ленту.ру" (50)
Смерть поисковиков "второго эшелона" Ask и Quintura (100)
"Аську" купит российский толстосум (50)
СМИ будут отказываться отдавать "Яндексу" контент бесплатно (75)
У Мыла будут юр.проблемы с Гуглом (66.6)
RuTube введет платные опции (66.6)
Sony нанесет удар по iPhone (100)

Ну согласитесь, такая презентация стартапа "по продукту" гораздо забавнее, чем десять слайдов со схемами, скриншотами и нарочито-позитивными рассказами про то, как пользователи данного сайта "получают возможность" и какие перспективы это несет.

Впрочем, если кто-то все равно хочет узнать адрес сайта, получить пароль и посмотреть, как оно работает - предлагаю вам простую игру. Вы публикуете в комментариях к этой статье свой прогноз на следующий год. Если прогноз окажется интересным, я пришлю вам приглашение в наш клуб предсказателей.

Два уточнения. Во-первых, как вы уже могли понять из примеров, прогнозами считаются не общие "рассуждения о развитии", а достаточно конкретные утверждения, с упоминанием конкретных компаний, людей и технологий. Во-вторых, в игре принимают участие только зарегистрированные пользователи "Вебпланеты". Вы конечно можете оставлять свои прогнозы и анонимно, но тогда у меня не будет вашего е-мейла и я не смогу пригласить вас в клуб.

Леха Андреев

Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(901) 370-1796

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2017 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank