Главная | Услуги | Работы | Персона | Юзабилити анализы |
|
|
Если верить "теореме о бесконечных обезьянах", то самая обычная мартышка способна написать шекспировского "Гамлета". Правда, только в том случае, если потратит на это бесконечное количество обезьяно-часов. То, что могло бы получиться в результате такого мартышкина труда, описано в рассказе Борхеса "Вавилонская библиотека": это хранилище, содержащее все возможные тексты, которые когда-либо существовали или будут существовать. Борхес вообще любил такие штуки: можно вспомнить еще его "Алеф", в котором описана точка пространства, содержащая в себе все остальные точки, или рассказ о помнящем все Иренео Фунесе. Есть еще "Пьер Менар, автор Дон Кихота" — о писателе, задумавшем самостоятельно создать этот роман, в том самом виде, в котором его написал Сервантес. Можно сказать, что Менар выполняет роль "избранной обезьяны" — с той только разницей, что его текст является результатом творчества, а не простого нажатия клавиш в случайном порядке, как того требуют условия "обезьяньей теоремы". Еще одним источником бесконечного количества комбинаций являются иррациональные числа. Например, число "е" бесконечно, и последовательность цифр на любом заранее выбранном его участке — неповторяющаяся. Таким образом, если взять любой сколь угодно большой набор цифр, то он должен содержаться в этом числе. Такими же свойствами обладает число "пи". Учитывая то, что сейчас преобладает цифровая форма распространения контента, народ на форуме "Юрклуба" вполне закономерно интересуется: не нарушает ли авторских прав использование числа, в котором содержатся все возможные произведения, этими правами охраняемые? (В том числе, кстати, и те, которые еще не созданы). В общем, юристы, как всегда, любое умозрительное заключение ставят на службу прогрессу и извлечению прибыли. А чего ему зря пропадать: пусть обезьяны пишут, потом можно издать то, что получилось, а ненужное выбросить. Сам Борхес, кстати, тоже отдал дань "интеллектуальной собственности": он изобрел "пишущую машину" для автоматической генерации новых текстов, которая должна была своей работой "предохранять литературу от смерти". Правда, умер он до широкого распространения компьютеров, которые могли бы реализовать это изобретение. Мы с вами находимся в лучшем положении, и можем даже почитать книги из "вавилонской библиотеки" (правда, ничего интересного в них вычитать у меня не получилось, но, может быть, вам повезет больше). А эквивалент "пишущей машины" давно уже используется авторами сплогов, но Борхес, конечно же, мечтал не об этом... А вот уже и владельцы других веб-сервисов от генерации случайных текстов, как в "библиотеке" или сплогах, переходят к осмысленным. Хотя такой "осмысленный генератор", по мнению профессора Преображенского, "любая баба может родить когда угодно", но Булгаков все-таки жил до эпохи тотального копипейста, и того, что иногда проще будет обойтись без участия человека, предвидеть, конечно же, не мог. Забавно получается: лет восемьдесят назад Борхеса волновали совсем другие проблемы, и видел он совсем другое будущее. Но в наше "закопирайченное" донельзя время вопрос об авторстве текста и личности автора тут же неизбежно порождает вопрос об авторских правах на него. Не так давно вопрос об этом был поднят на популярном правовом веблоге Groklaw, при сравнении пользовательских соглашений поисковиков Google и Wolfram Alfa. У "Вольфрама" в TOS есть раздел, регламентирующий способы доступа к результатам этой "машины ответов" - для того, чтобы с ними ознакомиться, вы должны быть человеком и пользоваться стандартным браузером, вводя поисковые запросы по одному. Кроме этого, ограничиваются цели использования поисковых результатов, они должны быть "личными" и "некоммерческими". Вдобавок, в соглашении есть требование ссылаться на поисковик при использовании его данных. Возможность ограничивать использование созданного программой текста есть и у создателей отечественных "продвинутых" поисковиков. С прошлого года четвертой частью ГК введено так называемое "исключительное право изготовителя базы данных". Им обладают все создатели БД, создание которых требует существенных затрат, по умолчанию это — базы, в которых более десяти тысяч записей. До вступления в силу "ГК4Ч" базы данных охранялись авторским правом, но только в том случае, если работа по их составлению была творческой. Хорошими примерами "нетворческих" являются правовые базы, в которые помещаются все принятые нормативные акты определенной категории, без каких-либо работ по их компоновке. Теперь, в соответствии со статьей 1334 ГК, из таких баз запрещено извлекать существенную часть составляющих ее материалов с использованием технических средств. Извлекать отдельные материалы или все ту же "существенную часть" вручную — все-таки можно. Если такие материалы публикуются где-то для всеобщего доступа, то они должны сопровождаться указанием на базу данных, из которой извлечены. То, как создана база, значения не имеет, и заниматься этим может, разумеется, не человек, и даже не бесконечное множество обезьян, а поисковый робот. И если внимательно почитать TOS от Wolfram Alfa, то легко можно увидеть параллели с нашим "правом создателя БД". Копирайтом охраняются еще и порождаемые программой "аудиовизуальные отображения", то есть, картинки, которые она выводит на экран, и сгенерированный звук. Такие "отображения" считаются составной частью самой программы, что отражено в определении этого понятия из статьи 1261 ГК. Тексты, порождаемые программой, ее частью не считаются. Но я позволю себе предположить, что лет этак через несколько, когда поисковики, подобные Wolfram Alfa, окрепнут и наберут силу, их владельцы могут решиться на демарш, подобный тому, что предприняли владельцы новостных агентств, с целью ввести охрану копирайтом еще и текстов, которые создает сайта программа. Кстати, суд из-за "порождаемых отображений" уже имел место в России: отметилась компания "1С" еще пять лет назад. Ею был подан иск к издательству "Питер-бук", из-за нарушения исключительного права на программу "1С: Бухгалтерия", и руководство по ее использованию. Нарушения, по мнению юристов "1С", заключались в том, что в книге, изданной "Питером", были незаконно использованы отрывки из руководства, а также незаконно воспроизведены скриншоты программы. Использование скриншотов истцами было расценено как "переработка программы", и суд, который рассматривал это дело, сперва даже согласился с такой трактовкой, полностью удовлетворив иск. Однако, в апелляционной инстанции решение поменалось на диаметрально противоположное: в иске было отказано полностью. Кассационная инстанция все снова отменила и направила дело на повторное рассмотрение, ну, а там уже стороны заключили мировое соглашение, по условиям которого "Питер" признал факт нарушения, а "1С" взамен отказалась от требования взыскания с издательства компенсации. Так что современное авторское право является столь же неисчерпаемым источником фантасмагорий, как и произведения Борхеса... Между прочим, в его литературном наследии есть еще рассказ "Тлён, Укбар, Orbis tertius", в котором описан вымышленный мир Укбар. Литература Укбара носила исключительно фантастический характер и повествовала о двух воображаемых странах, Млехнасе и Тлёне. "Orbis tertius", то есть "Третий мир" — так называлось описание Тлёна, насчитывавшее сорок томов. К концу рассказа некоторые вещи, описанные в "Orbis tertius", становятся реальностью: материализуется компас с надписями на языке Тлёна, и конус из неизвестного на Земле металла, символизирующий божество в некоторых тлёнских религиях. Что конкретно содержалось в томах "Orbis tertius", неизвестно. Но, разумеется, не случайно то, что пресловутая четвертая часть Гражданского кодекса основана на законе "Об авторском праве и смежных правах", который, в свою очередь, имеет в основе Тунисский модельный закон об авторском праве для развивающихся стран 1976 года... да-да, предназначенный для того самого "третьего мира". И вполне возможно, что все эти новые веяния авторского права материализовались точно так же, как появляется в рассказе компас с непонятными надписями или аномально тяжелый кусок металла. Поэтому не стоит удивляться, если в один прекрасный день в двери какого-нибудь издательства постучится писатель по фамилии Менар, и потребует авторских отчислений за написанный им роман Сервантеса. Хотя Борхес, повторюсь, мечтал не об этом. |
Контактная информация : тел. +7(98I) 7608865 |
Написать письмо на e-mail |
|
||||||||