Выход WWW на новый уровень развития, получивший наименование Web 2.0, возвращает компьютерный мир к необходимости решения тех фундаментальных задач, которые на протяжении десятилетий оставались в тени технологических достижений.
Выход WWW на новый уровень развития, получивший наименование Web 2.0, возвращает компьютерный мир к необходимости решения тех фундаментальных задач, которые на протяжении десятилетий оставались в тени технологических достижений. Вторая версия Web (Web 2.0) на нынешнем этапе ее развития— не технология, а предполагаемое направление дальнейшей эволюции Глобальной Паутины. Под Web 2.0 чаще всего понимают новую концепцию World Wide Web, которая родилась через несколько лет после приснопамятного краха «доткомов». Ее появление вполне закономерно: кризис Web миновал, и после того, как осела пыль, начался поиск альтернативных путей. В данном случае, как в любом другом техническом эволюционном процессе, вектор развития определяется двумя основными факторами— новыми требованиями пользователей и технологиями, способными их удовлетворить. Название Web 2.0 фигурировало и прежде, но в его нынешнем смысле впервые было использовано как название конференции, организованной в октябре 2004 года компаниями O’Reilly Media и MediaLive— известными «авангардистами» Web-движения. Целями конференции были обсуждение проблем возрождения Web после кризиса 2000 года и анализ модернизированных бизнес-моделей для компаний, специализирующихся на Web-приложениях.
При поиске перспектив Web 2.0 в качестве первых ориентиров были названы приобретавшие популярность онлайновые дневники («блоги»— blogs) и средства коллаборативной работы с онлайновыми документами («вики»— wiki). Основной формулой конференции стало выражение «Web как платформа» (The Web As Platform). Тогда казалось, что Web уготовано превратиться в управляемую метаданными новую инфраструктуру— настолько новую, что для нее потребуется новое поколение браузеров. На первой конференции дело этим и ограничилось: на ней были скорее поставлены вопросы, чем получены ответы. На следующей конференции, которая прошла в конце октября текущего года, удалось в какой-то мере конкретизировать представления о Web 2.0, и ее можно даже назвать «мозговым штурмом». Основными докладчиков стали представители компаний Microsoft, Google, AOL, Yahoo, Sony и еще целый ряд известных личностей, в том числе «мама» языка Java Ким Полизе и инициатор создания корпорации Sun Microsystems Винод Хостла. Но, без сомнения, главной фигурой и идеологом нового движения является Тим O’Рейли, руководитель O’Reilly Media.
Анализ списка докладчиков свидетельствует об элитарности конференции, но все же на ней доминировали представители коммерческих фирм, а не академических кругов, что придавало мероприятию некоторый налет маркетинга.
На сей раз фокус внимания сместился с платформенного подхода к Web к социальным сетям как к средству систематизации контента. Тим O’Рейли стал «центром кристаллизации» движения к Web 2.0, поскольку два года назад, за год до первой конференции, именно он предложил выделить как отдельное понятие формирующийся тип архитектур, в том числе сетевых, и назвал их архитектурами участия (architecture of participation). Соответствующие системы основаны на добровольных интеллектуальных «вкладах» участников. Примерами таких архитектур служат программирование в открытых кодах (Open Source) и системы с возможностями открытого редактирования (Open Editing в общем случае и проект Wikipedia в частности). В приложении к Web идею добровольного участия образно выразил Пьер Амидар, глава компании Amidar Networks: «В Web происходит фундаментальный сдвиг. Теперь его основная сила формируется снизу людьми, способными к самоорганизации, и ослабляется влияние небольших групп, проводящих свою политику сверху вниз». Следует уточнить, что некоторое время назад Web 2.0 использовали в качестве синонима концепции Semantic Web. Эти две концепции действительно близки и даже взаимно дополняют друг друга, но они различаются принципами систематизации семантики. Web 2.0 базируется на принципах архитектуры участия, а его систематизация создается с помощью средств фолксономии (folksonomy = folk + taxonomy, то есть «народная таксономия»). Основополагающей идеей фолксономии является представление о добровольном сотрудничестве людей с целью организации источников информации. Это возможно в неиерархических сообществах, например на Web-сайтах, реализованных на принципах открытого редактирования.
Систематизация контента, полученная средствами фолксономии позволяет создать концептуальную модель информации, поскольку отражает представления всей группы. Выход Web на новую ступень нашел свое отражение в индексе 2.0, указывающем на следующее поколение. Первым поколением (Web 1.0) можно назвать технологии, обеспечивавшие вывод статических HTML-страниц. Последовавший далее успех доткомов был связан с появлением поколения Web 1.5, для которого характерны динамические HTML-страницы, чье содержимое изменяется «на лету» в соответствии с изменением контента базы данных. Идеологи подхода Web 2.0 утверждают, что новый Web должен воплотить в себе опыт создания так называемых социальных сетей в Internet. От предшественников он отличается тем, что будет строиться на базе не традиционных Web-сайтов, а порталов, адаптирующихся к требованиям пользователей. Более удобная подача контента посредством порталов будет привлекать посетителей, и сработает сетевой эффект, выраженный известным законом Меткалфа: «Полезность сети приблизительно равна квадрату численности пользователей этой сети». Хотя возраст идеи Web 2.0— примерно два года, она привлекает к себе колоссальное внимание. На 1 ноября 2005 года число ссылок в WWW на Web 2.0 составило почти 15 млн. Чем же вызван такой интерес к следующему поколению Web? Ответ очень прост: несовершенством его нынешнего статус-кво. Как ни странно, современное состояние Web-пространства можно уподобить античным или средневековым библиотекам, поскольку, несмотря на заметные различия в технологиях, то и другое представляет собой неупорядоченное собрание документов. Их объединяет отсутствие главного элемента современного книгохранилища— библиографической систематизации.
С древности и до времени создания книжного стандарта принципы хранения свитков и инкунабул в библиотеках были произвольными (например, фонды упорядочивали по хронологии, по форматам и т.д.); библиотеки в современном смысле этого слова появились вместе с алфавитными и систематическими каталогами. Прежде библиотекари, обычно монахи, выполняли функцию поисковых машин: они на память знали, где что лежит. И между таким сотрудником библиотеки и самой современной поисковой машиной обнаруживается удивительное сходство. Поисковая машина просматривает все доступные ей статические страницы и составляет собственную базу данных об их расположении, а пользователь, обращаясь к ней, как когда-то к библиотекарю, находит нужные страницы. Какими бы большими не были книжные библиотеки, их фонды конечны, растут не слишком быстро, и процесс развития контролируется, поэтому к ним вполне применима централизованная парадигма классификации. В отличие от них, содержимое Web растет экспоненциально, не существует какой-либо «администрации», а потому требуется новая парадигма, в большей мере ориентированная на пользователя. В качестве примера такого отношения к ресурсам Web можно назвать некоторые сервисы Google: это Google Start, обеспечивающий индивидуальную настройку домашней страницы, онлайновой почтовый клиент Gmail и интеллектуальная рекламная схема Google Ad Sense. Совместно они образуют персонализированную среду, но ее можно рассматривать лишь как упрощенный прототип будущей среды, не более того. Для формирования новой среды потребуется новый класс программ, социальное программное обеспечение (social software). Термин вошел в употребление в 2002 году благодаря конференции Social Software Summit (хотя основные идеи social software были предложены гораздо раньше); так назвали программные средства, служащие для организации группового взаимодействия. Более того, появление social software позволяет выстроить цепочку открытий, которая вполне логично подводит к мысли о закономерности появления Web 2.0. Она свидетельствует о том, что за основным потоком развития так называемых информационных технологий (которые никогда не работали с информацией, а оперировали только данными) существовал другой, ориентированный на работу с контентом. Возможно, Web 2.0— это долгожданная точка пересечения двух потоков развития компьютерных систем: основного, который стимулируется бизнесом и индустрией, и теневого, который развивается усилиями одиночек-мыслителей. Альтернативный поток начался с гипотетической машины Ванневара Буша memex. Любопытно, что Буш представлял свою машину не только как устройство для хранения личных документов, но и как средство обмена информацией между людьми, то есть она могла бы использоваться для создания социальных сетей. Идеи Буша получили развитие в трудах Джозефа Ликлайдера. В статье «Компьютер как коммуникационное устройство» он впервые представил компьютер как технологию интеллектуального взаимодействия. Следующим был Даг Энгельбарт, изобретатель манипулятора-мыши, автор перовой мультимедийной системы NLS (oNLine System), выразивший свой концептуальный подход в статье «Усиление человеческого интеллекта» (Augmenting Human Intellect). В начале 70-х появились системы электронного обмена информацией (electronic information exchange system), а спустя несколько лет— первые системы для коллективной работы (groupware). Термин groupware был предложен супругами Питером и Труди Джонсон-Ленц, которые определили его значение как «интеллектуальная работа в группе плюс программное обеспечение». В 80-е годы появились системы для коллаборативной работы (computer-supported collaborative). Одним из наиболее ярких событий в этой цепи стал проект Xanadu Теда Нельсона. Для перечисленных работ общим является стремление обеспечить пользователю возможность работы не с данными, а с информацией и даже со знанием. Но на том техническом уровне, которым «располагали» авторы, это было сложно, а Web 2.0 в перспективе даст такую возможность. Леонид Черняк osp.ru/os/2005/11/380523/