По всей видимости, на российском рынке веб-разработки грядут большие перемены.
Только за последний год средняя стоимость рекламного клика в
системе Yandex.Direct по запросам "создание сайта" и "разработка сайта"
увеличилась в 2 раза с 8 до 16 долларов, что сильно ударило по
рентабельности веб-студий, и повысило планку входа на рынок для
начинающих компаний. Интересно отметить и то, что при всей амбициозности ведущих
разработчиков интернет-решений, владельцы бизнесов не спешат поднимать
цены. Среднее ценовое предложение за сайт бизнес-класса на протяжении
последних 6 месяцев установилось в промежутке 150,000 – 200,000 рублей,
даже несмотря на бурный рост востребованности этих услуг.
Одновременно с этим ситуацию осложняет и то, что компании
реального сектора экономики на фоне негативной ситуации на фондовом
рынке начинают более ответственно относиться к бюджетам, затрачиваемым
на разработку веб-ресурсов, даже несмотря на то, что Интернет является
лидирующим каналом привлечения новых клиентов и сбыта продукции.
Времена, когда крупный корпоративный клиент без дополнительной
"агитации" со стороны разработчиков инвестировал в создание
онлайн-представительства своей компании суммы не менее 20-30 тыс.
долларов начинают уходить в прошлое.
Текущую рентабельность дизайн-студий осложняет и резкий, при
этом почти неконтролируемый рост заработной платы программистов и
дизайнеров, а также нехватка квалифицированных кадров.
По сообщению сайта "Элитный персонал", в 2006 г. количество
вакансий для профессионалов в области разработки программного
обеспечения увеличилось по сравнению с прошлым годом в пять раз.
Эксперты прогнозируют, что ожидаемый рейтинг востребованности
персонала в 2007 году покажет как минимум не меньший рост в этой
области.
Очевидно, что в очередном витке борьбы за долю рынка и прибыль,
владельцы веб-студий будут вынуждены диверсифицировать свою рекламную
политику или остаться не у дел.
Чего же ожидать? Скорее всего, на смену традиционным
технологиям привлечения клиентов должны прийти новые эффективные
приемы, например, через традиционные медиа – радио и телевидение.
Впрочем, несмотря на кажущийся негатив ситуации, описанные
процессы, скорее всего, подтолкнут рынок создания сайтов к переходу на
новый, более цивилизованный уровень ведения бизнеса, что приведет к
четкому делению рынка на лидеров и аутсайдеров не по известности
компании, а по занимаемой ей доле.
В дополнение к сказанному важно отметить и то, что прошедший
год ознаменовался началом процессов привлечения дизайн студиями
опытного топ-менеджмента. В 2007 году на рынке произошли следующие заметные кадровые изменения:
(in) Promo Interactive << Борис Шиняев, арт-директор << BTL-агентство Inbrief (out)
(in) Actis Systems << Александра Глонти, аккаунт-директор << Defa Gruppe (out)
(in) ADV/web-engineering << Терехов Андрей, директор по маркетингу
(in) PRIOR.RU << Евгений Шах, арт-директор << BTL-агентство Inbrief (out)
(in) X-Project << Дмитрий Холомцев, начальник отдела продаж
(in) Defa Gruppe << Роман Павленко, креативный директор << РА "Arc Russia" (out)
(in) ADV Group << Валерий Фиронов, арт-директор << Actis Systems (out)
(in) Leo Burnett << Григорий Сорокин, арт-директор << Defa Gruppe (out)
(in) Дизайн-бюро Артема Горбунова << Артем Горбунов, арт-директор << (out) Студия Лебедева
(in) Атилект << Денис Разваляев, директор по развитию << РБС-Дизайн (out) (генеральный директор)
(in) Teletype << Роман Бескровный, << Атилект (out)
1C-Битрикс (in) << Алексей Сидоренко << Махаон (out)
Такие перемены особенно актуально смотрятся в преддверии
формирования рейтинга ведущих веб-студий Рунета 2008, который уже 3-й
год проводит экспертная группа ТЭГЛАЙН.
Какой будет ситуация на рынке – покажет время, однако уже
сейчас становится понятным, что стадия формирования рынка закончилась и
наступил этап борьбы за сферы влияния на нем. oborot.ru/article/406/32
|