К вам на сайт зашёл посетитель, которому что-то надо, но он не знает точно, что. Он начинает просматривать все товары, но тут появляется проблема - товаров на сайте тысячи, и даже поиск возвращает сотни результатов. Как помочь посетителю найти в каталоге то, что он ищет? Посмотрите-ка на этот сайт, который продает комиксы. В его каталоге - почти 4000 книг, и незадачливый посетитель получает в ответ на свой поиск список из 185 страниц с результатами. Результаты можно сортировать по разным признакам (название, автор, дата печати и т.д.) Dark Horse Comics
В одном из выпусков рассылки "Заметок" задавался вопрос: что не так на этой картинке? Почти все (неправильные) ответы сводились к тому, что проблема только в оформлении страницы (размер шрифта; выравнивание элементов форм; дублирование ссылок и т.д.). Но всё это не принципиально - ещё до обсуждения оформления страница должна работать, помогая посетителю найти интересующую его информацию. Несколько ответов были на правильном пути, отмечая 185 ссылок на страницы каталога. Но почему это плохо? Не только потому, что эти ссылки занимают пол-экрана; предложение показывать только несколько ближайших страниц результатов, как это делают многие поисковые системы и магазины (например, books.ru) - это не полное решение, хотя именно его используют почти все сайты. Страницы результатов на books.ru
Задумайтесь о том, что, даже зная точно название комикса, или дату выпуска, или имя автора - добраться до описания непросто. В каком месте списка находится Star Wars? На странице 15? а может, 37? или 143? Даже когда результаты сортированы по алфавиту, сказать невозможно - нужно идти на какую-нибудь страницу и смотреть - "вот, буква R. Значит, нужная страница дальше.... ага, буква T. Значит, немного раньше..." - и хорошо, если у посетителя есть достаточно терпения перебирать страницы до победного конца. Название такой страницы результатов ("10") никак не помогает понять, что в ней содержится, и найти то, что нужно посетителю. Поэтому посетителю неудобно пользоваться таким каталогом/поиском. и в этом и состоит главная проблема на этой картинке. Принято реализовывать сортировку предметов в каталоге. Похвально, когда сайт реализует сортировку и в результатах поиска. Понятно и то, что нежелательно показать всё это на одной странице из-за ее необъятных размеров. Но сайт, который разбивает сортированный результат на страницы с бессмысленными заголовками (номер страницы или номера записей на странице) по сути соответствует книге, в которой оглавление содержит только номера страниц. Подавляющее большинство торговых сайтов именно так и делают, поэтому нам это даже не кажется ненормальным! Хуже может быть только отсутствие оглавления в книге, то есть невозможность перейти на любую страницу результатов. Удивительно, но именно этот абсурдный вариант реализует гигант интернет-торговли Amazon - сортированные результаты поиска в этом магазине можно смотреть только по порядку - следующая страница, предыдущая страница... и так, например, 30000 результатов по 10 записей на страницу. Три тысячи страниц в цепочке, в середину которой нет прохода. Amazon.com. Только вперед...
Но хватит примеров того, как делать не стоит. Как же можно правильно показать сортированный список, который не помещается на одну страницу, то есть содержит от 2 и до, например, 3000 страниц результатов? Как называть каждую страницу?Раз посетитель выбрал сортировку по какому-то признаку, значит, ему известна некая информация, связанная с ним - например, цена (примерно 1500 рублей), год (80-е годы) и тому подобное. Поэтому логично выбрать заголовок, соответствующий признаку сортировки. Самый простой способ - просто взять значение для первого и/или последнего элемента на странице: Название страницы: первый предмет в списке
Так, например,организован словарь - по первому слову на каждой странице. Но со словами или фамилиями труднее, потому что они могут быть довольно длинными - в таком случае можно взять только первые несколько букв. Такой подход очень прост, но у него есть и недостатки - некруглые числа, длинные названия, если есть много одинаковых значений (например, сортировка по году выхода в книжном магазине) - то несколько страниц могут иметь одно имя. Более сложный способ - подобрать подходящую классификацию. Для имен, это может быть алфавит (~30 страниц). Для дат - годы или десятилетия (или тысячелетия для аукциона доисторических находок). Так поступает, например, тот же сайт Dark Horse Comics, который успел сменить дизайн, пока я собирал материал на эту заметку: Новый Dark Horse - заранее заданные страницы
Три тысячи страницЕсли в каталоге всего десяток-другой, или даже сотня предметов - сортировать и показывать их нетрудно. А что происходит, если поиск выдал 30000 результатов? Если показывать заданное число предметов на страницу - получаются сотни страниц, как в случае с Amazon. А для заранее заданной классификации получаются сотни предметов на странице, как на новом сайте Dark Horse Comics. Ни то, ни другое не особенно привлекательно. Что делать? Решение можно подсмотреть у любого портала, хотя бы у Yahoo. Порталы давно занимаются проблемой классификации тысяч сайтов, и их подход - постепенное уточнение: сначала показывается небольшое количество страниц, но каждая содержит не все результаты, а ссылки на страницы с более точной классификацией и избранные (автоматически или вручную) предметы. Например: сайт европейской живописи вначале может показать сортировку по дате с помощью столетий (...1800-1900, 1900-2000, 2000-) c 20 наиболее выдающимися работами столетия на каждой странице и возможностью уточнения - страниц десятилетий (1900-1910, ...) и отдельных лет. Страницы отдельных лет содержат полный список работ, который уже имеет разумные размеры. А зачем выдающиеся работы? Показ части (наиболее выдающихся) работ позволяет быстро находить популярные, то есть наиболее часто запрашиваемые, работы (книги, товары...) без необходимости проходить дерево страниц на всю глубину. Вдобавок, если несколько страниц содержат мало предметов, их можно объединить в одну и таким образом тоже облегчить поиск. Просмотр каталога и поиск на сайте - это наверняка две самые важные функции сайта-магазина. Для того, чтобы их было максимально удобно и легко использовать, недостаточно делать "как все", и даже не "как лучшие". Только изучив все возможности и вопросы, выбрав и реализовав самый подходящий для вашего сайта вариант (который наверняка будет сложнее простого перелистывания страниц), можно добиться максимальной эффективности и в результате - прибыли.
|