Даже к самому простому сайту привыкнуть труднее, чем к каталогу или журналу. Все знают, как пользоваться каталогом: открыл первую страницу, затем следующую и так далее. Однако когда мы посещаем очередной новый сайт, нам приходится заново учиться работать с ним, листать его страницы и искать то, что нам надо. Если мы будем учитывать нужды посетителей, то мы сможем помочь им пройти через лабиринты нашего сайта. Что значит «помогать пользователям»? Это значит, что нужно так составлять содержание сайта, новостные блоки и адреса электронной почты, чтобы помочь посетителям получить то, что им нужно.
На первый взгляд кажется, что это простая задача, но это только так кажется. Для того, чтобы сделать сайт, который будет помогать пользователю, нужно понять некоторые вещи. 1. Сложность навигации на любом сайтеДаже с простейшим сайтом гораздо труднее разобраться, чем с каталогом или журналом. Все знают, как пользоваться журналами. Надо только листать страницы. Так всегда было и будет. Если бы сайты были устроены так же просто, было бы здорово. К сожалению, этого почти никогда не случается. При посещении каждого нового сайта, нам приходится заново изучать его структуру, функции поиска, навигацию. Тот факт, что не бывает двух абсолютно одинаковых сайтов, создаёт преграды и замедляет работу пользователей. Когда они приходят на ваш сайт, они делают паузу, оглядываются и пытаются понять, как же работает этот ваш «каталог». Осознайте эту проблему и вы поймёте, что текст на вашей главной странице должен быть очень чётким и ясным и направлять посетителя непосредственно к той информации, которую он ищет. 2. Что ищут ваши посетители?Вы можете голословно объявить ваш сайт «сайтом для пользователей», но чаще всего главные страницы служат интересам компаний или же нашему собственному эго. Мы снижаем ценность наших страниц, представляя на ней всех держателей акций нашей компании. Или ставим дизайн на сайте выше интересов наших посетителей. Внутренняя политика и эгоистичные интересы – это 2 вещи, которые в ещё большей степени затрудняют процесс поиска нужной информации на сайте. Для того, чтобы создать главную страницу, которая будет действительно призвана помочь посетителям, нам сначала надо понять, чего они хотят. Здесь многие начинают опускать руки и говорить: «У нас так много разных пользователей с разными интересами и желаниями, что мы не можем сделать нашу главную страницу под конкретного посетителя.» Неплохая отговорка, но безвыигрышная. Dell. com делает это. Dell делает всё, что в его силах, чтобы создать сайт, который будет отвечать интересам посетителей, самый лучший сайт среди производителей компьютеров. Годами они создавали главную страницу, которая не выкрикивает фразу «Посмотрите на нас, какие мы великие». Вместо этого они выделили значительную часть страницы для того, чтобы пользователь смог сам сделать выбор. Дизайн и текст на странице сразу же даёт понять, что некоторые люди ищут домашние компьютеры, а другие - сервера для офисов в местной администрации. Сайт предназначен обоим этим аудиториям. Страницы Dell.com говорят, в частности, «Да, вы попали туда, куда вам нужно. Да, мы можем помочь вам. Войдите на сайт и кликните здесь, чтобы мы могли помочь вам найти то, что вы ищете.» Если они могут сделать это, почему другие не могут? Почему мы не можем создавать страницы, которые служат в первую очередь тому, чтобы помочь каждому посетителю найти то, что он или она хочет, как можно быстрее? 3. Ваши посетители читают заголовки и ссылкиВы сами это делаете. Вы заходите на новый сайт и просматриваете страницу. Вы можете прочитать несколько заголовков или все ссылки целиком, но чаще всего вы бегло просматриваете их содержание. Здесь на помощь приходит отговорка номер 2: «У нас огромный сайт. Мы просто обязаны писать множество подзаголовков и ссылок на главной странице.» Пусть так. Вот пример очень большого сайта, который, кажется, охватывает всё и вся: Microsoft.com. Он может казаться непонятным для некоторых дизайнеров, однако он имеет довольно скромную по объёму главную страницу для сайта такого масштаба. Давайте посмотрим, как это у них получилось. Вы видели текст ссылок? Они достаточно информативные, то есть вы скорее всего поймёте, куда они ведут, просто прочитав их. Это очень полезно. Часто дизайнеры ограничивают длину ссылок 3-4 словами. При этом пользователь может остаться в неведении относительно того, что скрывается за ссылкой: то ли это, что они ищут? Пишите, чтобы было понятно. Пишите больше. Если вы хотите помочь вашим посетителям, постарайтесь сократить количество заголовков и ссылок на главной странице и сделайте ваши ссылки настолько понятными, насколько это вообще возможно. 4. Используйте подходящие слова и выраженияЕсли вы хотите, чтобы пользователи знали, как найти то, что они хотят, говорите с ними наиболее понятным языком. Проще говоря, избегайте корпоративной лексики и профессионального жаргона. Лучше всего использовать слова, которые сами пользователи используют, когда говорят о ваших продуктах или услугах. Не используйте внутрикорпоративных терминов. Пользователь должен понимать вас. Слова и выражения, которые вы используете очень важны для того, чтобы посетитель нашёл нужную информацию. используйте язык, который они понимают. Пишите так, чтобы они сидели и думали: «Это именно то, чего я искал.» Как можно этого добиться? Проще всего изучить лог-файлы и посмотреть, какие термины пользователи чаще всего используют при поиске нужной информации через поисковые системы. Посмотрите, какие слова они пишут в запросах. Это самый простой и изящный способ почувствовать язык пользователя. Если вы будете применять те же слова, которые пользователи пишут в запросах, вы достигните мгновенного результата и вас будут понимать очень хорошо. «Этот парень говорит на моём языке!» Подводим итогиМы все хотим, чтобы пользователи нашли то, что им нужно, верно? Это обоюдное желание. Быть полезным, стремиться помочь пользователю – это возможность сделать его настроение чуточку радостнее. Это отношение к пользователю. Это значит быть адвокатом пользователя. Это значит отказаться от корпоративной лексики и профессионального жаргона. Это значит говорить на их языке. Это значит писать заголовки и ссылки с пониманием того, что нужно вашим посетителям, и что им нужно знать, чтобы перемещаться по сайту. Это значит разрабатывать дизайн каждой страницы так, чтобы привлекать внимание к ключевым сообщениям и ссылкам. Это значит бороться с недостатками – и исправлять главные страницы для пользователя. Это значит приклеить бумажку на монитор, которая будет напоминать вам: «Что я могу сделать на этой странице, чтобы помочь посетителю?» Об авторе Nick Usborne is an advocate of good writing on the web and the author of Net Words , the definitive text on copywriting online. He is a writer, consultant and speaker , and publisher of the Excess Voice newsletter for online copywriters.
webos.hut1.ru/articles/usability/helping_your_visitors.html Перевод: Андрей Огибин, |