Юзабилити – это уже немодно. юзабилити – это дисциплина, задача которой сделать взаимодействие человека с технологиями эффективным, комфортным и гуманным
Всемирный День Юзабилити – международный праздник, который отмечают жители 175 городов в мире. В этом году он пришел и в Россию – 8 ноября официально объявлен Днем Юзабилити. Юзабилити (от англ. usability – дословно «удобство использования») – понятие в микроэргономике, обозначающее общую степень удобства предмета при использовании. Применимо к информационным технологиям, термином юзабилити называют концепцию разработки пользовательских интерфейсов программного обеспечения, ориентированную на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя. Как отметил Константин Самойлов, председатель российского отделения АСМ по эргономике и юзабилити RusCHI, юзабилити – это дисциплина, задача которой сделать взаимодействие человека с технологиями эффективным, комфортным и гуманным. При современном уровне развития основное различие программных продуктов заключается не в технологических решениях, а в простоте их использования. Все чаще покупатели отдают предпочтение продуктам с более бедным функционалом, но с удобным пользовательским интерфейсом. Общей тенденцией ИT-отрасли становится увеличение количества компаний, которые уделяют много внимания юзабилити при разработке и производстве своих продуктов. О преимуществах использования юзабилити в бизнесе рассказал Александр Павлович, руководитель службы дизайна продуктов ОАО «ВымпелКом». «Создание специальной службы, которая будет заботиться о пользователе на всех этапах его взаимодействия с услугами «Билайн» – это еще один шаг навстречу клиенту. Мы занимаемся анализом пользовательской пригодности и конкурентоспособности продуктов, проектируем удобные и понятные интерфейсы сервисов «БиЛайн», стремимся вывести услуги на качественно новый уровень». Отдел службы дизайна положил начало созданию собственного центра компетенции в «ВымпелКоме». С помощью инструментария юзабилити компания планирует увеличить объемы продаж всей продуктовой линейки. В рамках фирмы «1С» тоже была создана юзабилити-лаборатория, в которую вошли 20 профессиональных разработчиков программного обеспечения. Сегодня лаборатория работает со 100%-ной загрузкой. Александр Безбородов, руководитель отдела разработки программ документооборота фирмы «1С», сообщил, что с каждой последующей версией продукты систем «1С: Предприятие» и «1С: Бухгалтерия» потребуют меньше времени для обучения, а главное, позволят выполнять работу более эффективно, сокращая время на проведение привычных операций. «Рынок преодолел планку, когда нужно было доказывать, что юзабилити – это полезно», – сообщил Александр Барышкин, управляющий партнер компании Usethics, член RusCHI. Хотя в сознании некоторых людей еще осталась путаница между понятиями «юзабилити» и «маркетинг», применение технологий юзабилити – бесспорный фактор выбора в принятии решения о приобретении того или иного продукта. Несмотря на популярность юзабилити как науки, вопрос о получении в России профессионального образования в этой сфере стоит очень остро. Ни одно высшее учебное заведение пока не готовит юзабилити-специалистов. О том, где и как можно получить знания в области юзабилити, рассказали участники молодежного сообщества «ЭргоПро». Материалы о юзабилити были систематизированы в каталоге конференции, который содержит рекомендации сообщества RusCHI по выбору профильной литературы, интернет-ресурсов и специализированных семинаров. Хочется отметить, что юзабилити – это международная тенденция развития инженерии. Данная дисциплина уже входит в новую серию международных стандартов качества ПО ISO 25000 и успешно применяется во всем мире.