Крупные сайты и внутренние порталы могут получать дополнительные
преимущества от использования более совершенных методов поиска и
навигации. К ним относятся карты сайта, алфавитные индексы, современные
системы поиска, общее улучшение навигации – и ключевую роль во всех
этих методах играет хорошо спроектированная таксономия.
Что такое таксономия?
Существую различные виды таксономий и различные определения этого
термина. Часто таксономия представляется как древовидная иерархия
терминов, использующихся для классификации объектов (например, растений
или животных). Первоначально слово «таксономия» обозначало науку о
классификации вещей, но со временем оно стало применяться к любой
системе классификации или категоризации. Сейчас мы уже не говорим о
таксономии как о науке – под термином таксономия понимается тип
управляемого словаря, имеющего иерархическую структуру. В таксономии
конкретные (более специфичные, дочерние) элементы входят в широкие
(более общие, родительские) элементы.
Пример иерархии элементов:
Управляемый словарь, это ограниченный список слов и терминов,
используемых для индексации и категоризации. Большинство управляемых
словарей имеют дополнительные ссылки, указывающие с непредпочтительных
элементов (синонимов, вариантов написания) на предпочтительные. Цель
управляемого словаря – обеспечение последовательности при индексации,
категоризации направление пользователя при поиске на нужную информацию.
Различные виды таксономий и управляемых словарей известны под
различными названиями. Если управляемый словарь представляет собой
только перечень терминов с их синонимами и ни один из синонимов не
назначается предпочтительным, то он называется кольцом синонимов. Более
сложный управляемый словарь с иерархической структурой (общие термины /
конкретные термины), со связями и зависимостями между терминами
называется тезаурус. Сложные тезаурусы с настраиваемыми семантическими
связями, такими как «находится в», «используется для», «является
членом», «принадлежит» известны как онтологии.
В последнее время слово таксономия стало часто использоваться для
обозначения любых управляемых словарей и систем классификации, будь то
простой глоссарий или хорошо структурированная онтология. Таким образом
таксономия – это иерархическая система классификации или управляемый
словарь. И то и другое может оказаться полезным для улучшения навигации
и качества поиска по сайту.
Иерархия и информационная архитектура
В печатной продукции страницы расположены, как правило, в виде
линейной последовательности. В электронном формате страницы
расположены, как правило, иерархически. Очевидно, что линейный формат
не будет работать в гиперпространстве, где пользователь может перейти к
любому элементу, которому захочет одним кликом. Но почему именно
иерархическая структура? Люди «серфят» по интернету, вместо того, чтобы
читать все в одном месте; основные идеи, обзоры, резюме располагаются
на страницах верхнего уровня, более подробная и конкретная информация
расположена на страницах более низкого уровня. Нечто подобное
используется в печатных газетах, когда на первой странице размещают
заголовки, а сами тексты находятся на внутренних страницах.
Информационная архитектура сайтов принимает иерархический формат с
главной страницей, ветвлением от главной страницы к внутренним,
образуя, таким образом, перевернутую древовидную структуру. Такая
структура находит отражение в меню, содержащих пункты второго уровня,
раскрывающихся меню и в картах сайтов.
Разумеется, что разработка хорошей иерархической структуры имеет
важное значение для создания сайтов с хорошим дизайном и удобной
навигацией. Понимание основ и наиболее удачных примеров поможет
дизайнерам и информационным архитекторам создавать сайты лучше.
Управляемые словари и удобство поиска
Другое применение таксономии в цифровой среде – повышение удобства
поиска. Названия терминов и понятий должны быть тщательно
проанализированы. Термины должны быть однозначными, но в то же время
выдержаны в одном стиле. Названия категорий должны быть краткими, чтобы
их можно было включать в меню. Термины, использующиеся в меню, должны
использоваться в заголовках и других местах на сайте – такая
последовательность составляет основу навигации по сайту.
Когда мы говорим о поиске, мы, вероятно, подразумеваем поисковый
движок. Для многих из нас работа поисковой системы остается
математической загадкой – существуют алгоритмы, учитывающие частоты,
близость слов и фраз, но часто все сводится к тому, чтобы введенные
пользователем слова присутствовали на странице. Однако, если для поиска
используются синонимы (например, «машина» вместо «автомобиль»), часть
нужных страниц будет утеряна. В этом случае таксономия типа кольца
синонимов может существенно улучшить результаты поиска. Вместо того,
чтобы просто искать слова из введенного пользователем запроса,
поисковая система сначала разобьет его на слова или фразы, найдет для
них синонимы и уже с учетом этого будет искать страницы. При этом,
никакого кольца синонимов пользователь не увидит.
Некоторые высококлассные поисковые движки могут поставляться со
встроенной функцией создания таксономии, но – за исключением небольшого
числа специфических движков – движки редко поставляются со встроенной
таксономией. Но даже простейшие движки, в том числе и бесплатные,
позволяют настроить поиск в целевых областях (например, ключевые слова
или мета-теги). Если вы настроите поисковый движок для поиска только по
ключевым словам, а не по полным текстам, и убедитесь, что все страницы
правильно помечены ключевыми словами, вы сможете воспользоваться всеми
преимуществами таксономии.
Базы данных не являются обязательными для таксономии, но некоторые
виды контетнта действительно удобнее хранить и искать в базе данных.
Для таксономии, которая поддерживает запросы одновременно по нескольким
параметрам (например, по действию, продукту и расположению), уже будет
необходимой.
Какие типы сайтов потенциальные кандидаты для использования таксономии?
При разработке дизайна для любого сайта можно извлечь пользу из
основ классификации, хотя для небольших сайтов сложные таксономии не
нужны. Крупные сайты, например, внутренние порталы крупных
диверсифицированных компаний, правительственных учреждений,
университетов смогут извлечь пользу из тщательно спроектированной
таксономии. Сайты, которые содержат большие наборы статей, изображений
или других данных, также могут улучшить поиск с помощью таксономии.
Сайты электронной коммерции, на которых все продукты разбиты по
категориям, прекрасные кандидаты для использования фасетной таксономии
(или фасетной классификации). Признаками будут различные характеристики
продукта – тип, назначение, на каких покупателей ориентирован, ценовая
категория, цвет, размер и т.д. Пользователь выбирает значимые для него
характеристики, задает по ним ограничения и получает список
результатов, соответствующих указанным требованиям.
Сайты, ориентированные на работу с пользователями, для которых не
подходит единая система классификации, могут использовать отдельные
таксономии для каждой категории, как, например, на сайте Verizon
Superpages:
Как создается таксономия?
Хотя многие системы управления контентом и поисковые движки
поддерживают возможность интеграции таксономии, большинство из них не
содержит достаточно функций для создания и управления таксономией в
рамках самой системы. Обычно, таксономия собирается с помощью отдельных
инструментов и потом интегрируется в CMS или приисковую систему.
Для небольшой таксономии можно создать список терминов в Excel, а
затем импортировать его. Но для более сложных систем нужны инструменты,
поддерживающие несколько синонимов для каждого термина, связи между
терминами, определения терминов, атрибуты и категории терминов.
Доступные настольные инструменты для создания таксономии или
тезауруса, которые могут экспортировать сложные таксономии в XML и HTML
это MultiTes, Webchoir TCS-10, и Term Tree 2000.
Более продвинутые системы поддерживают многопользовательскую работу,
создание распределенной таксономии, функции индексирования; это Synaptica, WordMap, SchemaLogic, и Thesaurus Master. Наконец, есть поисковые системы с функциями автоматической классификации и составления таксономии.
Использование программного обеспечения само по себе не приведет к
созданию полезной таксономии, также как хороший HTML-редактор не
гарантирует, что получится хороший сайт. Создание хорошей таксономии
требует дополнительных навыков и знаний в области классификации.
Наиболее походящими знаниями для создания таксономии являются люди,
связанные с работой в библиотеках, работой с информацией или имеющие
опыт по созданию тезаурусов.
Заключение
Если вашей целью является улучшение информационной структуры сайта
или повышения качества работы поисковой системы, таксономия может
оказать в этом деле значительную помощь. p1uton.ru/2008/02/06/better-living-through-taxonomies/#more-29 Better Living Through Taxonomies
Автор: Heather Hedden
Источник: Digital Web Magazine
|