На эти занимательные воспоминания меня натолкнул пост на блоге Антона Рожкова. Мне тоже приходилось заниматься офлайн-продвижением. Было это более года назад. Занимательного слова SEO я тогда еще не использовал - все больше раскрутка и оптимизация. Зарабатывал я в то время делая несложные программы, изредка верстая сайты, а основным занятием была сборка-настройка компьютеров и продажа комплектующих для них. И очень тесно я работал с одной небольшой (всего два человека) фирмой-магазином в нашем городе: часто подрабатывал продавцом, и если кому-то из клиентов нужно было настроить компьютер, выезжал на дом.
Как у всякой уважающей себя фирмы, у них был сайт. Красивый, с никому не нужным форумом и гостевой, но с чрезвычайно полезным разделом “Прайс”, из которого можно было стянуть этот самый прайс в xls-формате. Надо заметить, что цены были действительно вкусные, а малым оптовикам предоставлялись вообще сказочные условия.
Во время одной из бесед после работы, за чаем с тортом, был мне задан такой каверзный вопрос: “А как бы привлечь посетителей к нашему прайсу, а то шефу на личный вертолет денег не хватает…” Ввиду того, что я был одним из самых заинтересованных лиц - еще бы - новые клиенты, а им винду ставить надо и комп собирать - живые 5-20 баксов, мной был разработан и приведен в исполнение хитроумный план.
В нашем городе есть радио-рынок – место, где можно купить и продать все, что твоя электронная душа пожелает. Рядом с ним есть еще магазин бытовой и компьютерной техники, весьма недешевый. Каждые выходные там аншлаг - люди ходят в магазин и на радио-рынок, выбирая себе новый/первый “пентиум, чтоб быстро работал и не тормОзил”. На два дня мной был арендован квартет студентов для раздачи листовок - 3 раздающих и один управляющий.
Расчет делался простой: пик посещаемости нашего IT-базарчика приходится на 9,30 - 13,00 (я ведь и на радиорынке работал, так что 100% достоверная информация). В течение этих трех часов три студентки вручали листовки тем людям, чьи приметы были заранее описаны.. Сами листовки не представляли собой ничего особенного - стандартный текст про новый компьютерный магазин, с дешевыми ценами, гарантией, собственным сервис-центром, и конечно же ссылкой на сайт. (А в одной партии листовок и со ссылкой на раздел «Прайс»). Листовки печатались лазерным принтером на цветной бумаге: салатовые, сиреневые и желтые. И вручались они людям, шедшим на базар и выходящим с него, но без системного блока и монитора. Т.е. людям, которые искали комплектующие, или людям, которым, возможно, вновь понадобится что-то прикупить.
Управляющий в субботу пробежал по окрестностям и расклеил там пару десятков цветных объявлений формата a4 с похожим содержанием. А дальше он занимался тем, что контролировал качество работы исполнителей (в моем случае раздатчиков). Ну а я, расставив всех по местам, - на радио-рынке три входа, и на каждом было по человеку, покрутившись и понаблюдав как все работают, отправился домой.
На следующий день мы повторили наши действия, за исключением расклейки. Король раздатчиков пробежался к магазину бытовой техники и раздавал там листовки. Рассчитавшись с работниками (деньги фирмы, не подумайте, что я альтруист), я отправился домой смотреть (по dial-up модему) на результаты. Все было превосходно - воскресным вечером, когда никому нет дела до прайсов, мы получили на ~400 скачиваний больше, чем обычно. Результаты мониторились в течение следующей недели и составили в среднем + 300 скачиваний ежедневно. Видели бы вы мою довольную физиономию тогда… В общем, пятничным вечером я был отблагодарен и торжественно напоен «Туборгом».
Теперь давайте прикинем расходы. Сразу говорю: берясь за эту затею, я был полон энтузиазма и искренне желал добиться успеха, а это много значит.
Итак, затраты:
За два дня работы каждый из трех раздатчиков получил по 8 долларов, следовательно, за всех - 24$ (120грн)
10$ получил управляющий (50 грн)
Итого: 34$.
На все мне было выделено 200 грн (40$), поэтому оставшиеся 30 грн мы решили пустить на помощь нуждающимся, и отдали им те пустые пивные бутылки, которые остались после нашего отмечания успешно законченного дела.
Поэтому подправим наше Итого до 40$.
Прайс был скачан за неделю приблизительно на 2000 раз больше, чем обычно. Можно ли предположить, что все 2000 новых скачиваний принадлежали потенциальным клиентам? Можно. Но я разделю это число на 4 - многие ведь могли качать прайс не единожды. Итак, предположим, что у нас 500 потенциальных клиентов. Пускай (для удобства счета) было потрачено еще 10$ на создание 3000 листовок. Значит, затраты фирмы на привлечение 500 потенциальных покупателей составили 10 центов за человека! Я думаю, это очень хороший результат.
Что мы сделали правильно:
1. Раздавали листовки с веб-адресом, а не клеили объявления - людям интересно заходить на сайты, упоминания о которых они обнаружили в офлайн-жизни, и мы максимально постарались им облегчить эту задачу - url был всегда с ними. 2. Информировали максимально заинтересованную аудиторию (целевую). 3. Сумели организовать свою работу максимально продуктивно. 4. Работали одной командой, не обманывая друг друга.