О тенденциях на рынке юзабилити Roem.ru рассказал Председатель российского отделения ACM по эргономике и юзабилити
Константин Самойлов
Не многовато конференций в Москве, имеющих то или иное отношение к
юзабилити? За четыре дня пройдет Client Side,
RusCHI, UserEXP?
Смотря с чем сравнивать: в США пройдет 43 мероприятия, посвященные Дню
Юзабилити, в Германии – 13, в Швеции – 5. А в Москве 4 (о мероприятиях в других
городах России мне неизвестно). Много ли это? Чтобы дать ответ, надо посмотреть
на востребованность юзабилити. На октябрьской конференции в Microsoft,
посвященной дизайну пользовательских интерфейсов Стив Балмер подчеркнул, что
Microsoft меняют всю культуру компании и ориентирует ее на дизайн, ведь именно
интерфейс сегодня является одним из основных отличий одного продукта от другого.
Это подтверждает успех многих продуктов - iPhone, например. Крупнейшие
технические компании перестраивают принципы проектирования, ориентируют его на
пользователя. Если посмотреть вакансии кадровых агентств в Европе или США мы
увидим, что специалистов по юзабилити приглашают не только разработчики, но и
банки, университеты, транспортные компании, государственные службы. Юзабилити
сегодня невероятно востребовано.
А вообще не избыточное ли внимание уделяется этому предмету: отовсюду
слышно "Юзабилити, юзабилити". При этом вещь, по сути, прикладная.
Эргономика и юзабилити, изучающие взаимодействия человека с техническими
средствами, долго были не признаны. К тому же это междисциплинарные направления,
они совмещают в себе и технические и человеческие и экономические факторы,
поэтому они сложно вписывались в типичную схему проектирования, где каждый
достаточно изолированно занимался одним направлением. Поэтому сейчас мы живем в
мире, когда технически совершенными системами человек часто может
воспользоваться с большим трудом. По закону компенсации именно эти дисциплины
востребованы сегодня.
Для России, страны, в которой сильна область программирования и
проектирования программных систем, 5-7 конференций по юзабилити в год это
катастрофически мало. Юзабилити – мировая тенденция развития инженерии и мы
здесь отстаем.
Что такое Всемирный День Юзабилити?
Это мероприятие, которое призвано познакомить общественность с возможностями,
которое предоставляет юзабилити и эргономика. В этом году мероприятие отмечается
в 175 городах 35 стран мира. Темой этого года стало юзабилити в медицине. В
России, однако, юзабилити только получает признание. Специалисты проводят
интересные проекты, но пока рано выделять отдельные направления, поэтому на всех
российских конференциях рассматриваются разнообразные вопросов: юзабилити
мобильных устройств, информационных киосков, интранет-порталов, социальных
сетей, почтовых систем и пр. При этом проектов связанных с медициной пока очень
мало. В этом отличие празднование российского дня юзабилити.
Сообщество RusCHI проводит бесплатную
конференцию, после мероприятия видеозаписи всех выступлений и все материалы
будут бесплатно доступны (в первую очередь для тех, кто зарегистрируется на WUD2007.ru). Остальные конференции платные и в этом
нет ничего плохого - это стандартная схема организации конференций,
представители RusCHI выступают на всех проводимых мероприятиях. В чем отличие
конференций, помимо оплаты? Мы сделали упор на отечественных специалистах и
подбирали доклады так, чтобы осветить юзабилити целостно.
Не секрет, что многие хотели бы послушать западных звезд. Одна
конференция, сильно пыталась приманить всех якобы "Якобом Нильсеном", но
провалилась. Как с ними у вас?
Зарубежных докладчиков послушать очень интересно, но надо понимать, что
большинство из них использует свой собственный подход, в котором юзабилити
занимает разное место в проектирование и даже терминология разная. Поэтому
послушав нескольких «гуру» бывает сложно обобщить услышанное и критично оценить
сильные и слабые стороны подхода. Контакты с зарубежными докладчиками после
выступлений и семинаров поддерживать сложнее, чем с отечественными. Кроме того,
культура проектирования в России и западных странах сильно отличается, поэтому
механически перенести описываемые подходы не удается. Надо знать что происходит
в мире и общение с зарубежными специалистами дает неоценимый опыт, но этот опыт
необходимо дополнять знанием российских особенностей.
Затрагивает юзабилиство кадровый голод, на который жалуются все
интернет-компании.
Это мягко сказано – скоро будет голодный обморок. Специалистов
катастрофически не хватает. Прибавим к этому, что ни один университет не готовит
юзабилити-инженеров, платных курсов в России не более десяти. И при этом мы
движемся по естественному пути развития, когда юзабилити специалисты становятся
все более востребованы.
Следствие этой ситуации – оплата юзабилити специалистов превышает оплату,
например, большинства технических специалистов с таким же опытом работы. Но и
это сейчас не позволяет найти сотрудника, поскольку все уже трудоустроены. Знаю
компании, в которых уже несколько лет открыты вакансии юзабилити-специалиста при
том, что предлагаемый пакет компенсаций один из самых заманчивых на рынке. Незнаю, может в Моске, но не в Питере...Какие мифы существуют об юзабилити?
Один из наиболее очевидных: это слишком примитивное представление о юзабилити
как «удобстве работы». На самом деле юзабилити совмещает в себе три показателя:
1) техническую эффективность и продуктивность, 2) экономическую
оправданность, 3) субъективное отношение к работе, комфорт. Из-за
упрощенного представления как об «удобстве», разработчики и заказчики не могут
полностью воспользоваться преимуществами юзабилити-инженерии, поскольку часто
вспоминают о ней слишком поздно. Либо когда уже возникли проблемы с готовым
продуктом и надо «сделать его удобным», либо когда остается небольшой бюджет и
возникает идея потратить его на модное направление. Одна из основных задач нашей
конференции, показать, что юзабилити значительно повышает качество продукта,
когда используется на этапе постановки задачи при проектировании, а не при
внедрении готового продукта.
Что за тренды вы можете выделить в юзабилити сейчас?
За последние 2-3 года произошло качественное изменение рынка – многие
заказчики сами выходят на юзабилити-специалистов и могут четко сформулировать
задачи. И задачи стали более разнообразными: проектирование интерфейсов и
рабочих мест, юзабилити-оценка готовых продуктов и услуг, создание руководств
пользователя, локализация зарубежных сайтов, изучение потребностей пользователей
и постановка задачи для разработчиков и другое.
Доля затрат на юзабилити в проекте постепенно растет вместе с объемом задач.
В последнем отчете по юзабилити интранет-порталов Нильсен писал, что для
компании в 100 000 человек юзабилити перепроектирование интранета будет стоить –
около $500 тыс. (и окупится довольно быстро). В России уровень оплаты ниже,
иногда в этом причина обращения к нам зарубежных заказчиков – они стремятся
сэкономить на стоимости услуг. Постепенно объем юзабилити задач и уровень цен в
России растет. взято с roem.ru
|