Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Прототипирование web-сайтов.




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Прототипирование web-сайтов. / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

«Единственный возможный источник экономического подъема – это повышение качества и, как следствие, привлекательности продукта или услуги. А повышения качества невозможно добиться, сокращая затраты на проектирование и программирование» Алан Купер «Психбольница в руках пациентов»

Спасибо всем, кто принял участие в голосовании на Хабрахабре:
1. Как выглядит процесс прототипирования в твоей компании?
2. Кто занимается прототипированием web-проектов в которых ты участвуешь?
3. Устраивает ли вас текущая ситуация с прототипированием web-сайтов в вашей компании?
Пришло время обсудить результаты



1) В сотый раз о пользе прототипирования (как части проектирования). Проблема.

Самые дорогие ошибки - это ошибки, допущенные в начале проекта, так как именно на начальных этапах принимаются наиболее важные решения. По мере развития проекта, стоимость ошибки снижается. В то же время, начальный уровень контроля качества является минимальным и повышается по мере продвижения процесса разработки. Полноценное тестирование начинается только на поздних этапах. Результатом часто является слишком позднее выявление самых дорогих ошибок и последующая дорогостоящая переработка системы либо ее отдельных частей.

На первый взгляд может показаться, что некоторые проекты одинаковы по своей сути и содержанию. Скажем, типовым проектом для вас является интернет-магазин на базе существующей у вас системы. Но индивидуальность каждого проекта заложена даже в самом его определении (см. определение «проект» по PMBOK). Бытует мнение о том, что разработка однотипных проектов может проходить без этапа проектирования. Я разделяю это мнение лишь отчасти. Я бы разделил задачу проектирования на создание типовых стандартных решений, которые кочуют из проекта в проект и творческие задачи, которые необходимо решать в каждом новом проекте.(Потребность 1. Автоматизировать типовые решения, сохранив пространство для творчества) И как бы вы не сопротивлялись, заявляя об однотипности проектов, если вы хотите повысить качество и, как следствие, добиться экономического подъёма (по Куперу), то в каждом новом проекте вы просто обязаны учесть различную входную информацию. Прототипирование это не панацея, но способ избежать некоторых дорогих ошибок, снизить риски. Я думаю, очевидно, что пользователи интернет-магазина по продаже удобрения и сельскохозяйственной техники будут сильно отличаться от пользователей магазина по продаже одежды и гламурных аксессуаров, как и будет отличаться их поведение на сайте, объекты внимания и т.д. Способно ли ваше стандартное решение учесть различия пользователей? Стандартное решение - это набор компонентов, оттестированных и опробованных в различных проектах. Понимание необходимости их адаптации (кастомизации) часто возникает в конце, когда происходит полноценное тестирование, а свободных ресурсов уже нет. Это и есть та самая дорога ошибка (перерасход проектного времени, приводящий к авралу, ухудшение качества). Парадокс новой экономики, о которой написал Купер - чтобы сэкономить, нужно заплатить (инвестировав в проектирование).


2) Обзор методов, инструментов и исполнителей. Синяя или красная таблетка?


Результаты опроса «Как выглядит прототипирование в вашей компании?» проведённого на Хабрахабре. Результаты опроса 'Как выглядит прототипирование в вашей компании?' Рис.1


Я намеренно использовал радиобаттоны вместо чекбоксов, принуждая выбрать единственный вариант (предположив, что человек выберет наиболее частый вариант. Таким образом фильтруя случаи, когда какой-то из вариантов использовался единожды, а имел бы такой же вес, как и постоянно использующийся). Намеренно добавил провокационный вариант «На словах». Каким образом протототипирование может быть на словах? Результаты обсуждений должны быть зафиксированы, иначе что-то будет забыто, проигнорировано или не проверенно. Эффективность прототипирования на словах стремится к нулю. Популярность бумажных прототипов стало сюрпризом, как и набравшее 39 голосов вариант «Собственная разработка». Очень хотелось бы узнать подробности от тех, кто голосовал за этот вариант.


Дабы сравнить ситуацию с прототипированием у западных коллег привожу оформленные результаты опроса IxDA Discussion: What tools do you use for prototyping?(спасибо за ссылку Алексею Копылову)
Результаты опроса IxDA Discussion: What tools do you use for prototyping? Рис.2
Также в дискуссии IxDA упоминались:
Whiteboard, Snapz Pro X, GUI Design Studio, LucidSpec, Multimedia Fusion, Intuitect and Jumpchart, SmartDraw, Microsoft Word, Inspiration, MockupScreens, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Sketchbook Pro, Omni Graffe, ACD Canvas, Oversite, Eight Media, Magnetic Web Widgets.


Расписывать каждый инструмент и способ я не буду, т.к. по приведённым далее ссылкам это сделано более подробно. Рассмотрим преимущества и недостатки популярных инструментов и способов прототипирования по следующим критериям:

Скорость создания прототипа – очень важный критерий. Очень хорошо, когда инструмент позволяет реализовать вашу мысль «эту кнопку поместим здесь» без всякого труда, не заставляя вас увязать в технологии, настройках и т.д.

Интерактивность – способность прототипа реагировать на действия пользователя и эмулировать реальные события. Подробно о преимуществах и особенностях интерактивных прототипов смотрите в статьях блога Юрия Ветрова «Интерактивные прототипы».

Детализация – способность отразить в прототипе всё до мелких деталей. Некоторые из перечисленных ниже инструментов подойдут только для низкоуровневого прототипирования на уровне набора блоков (”черных ящиков”).

Необходима повторная отрисовка – повторная прорисовка прототипа занимает дополнительное время

Доступность для всех участников проекта – доступность всем участникам проекта, таким как заказчик, руководство, разработчики, дизайнер – часто необходимое условие для создаваемого прототипа.

Возможность внесения изменений – польза прототипирования ещё и в том, что удаётся прояснить какие-то детали будущей системы, некоторые моменты обсуждаются и выясняются в ходе работы. Прототип должен обновляться вместе с проектными артефактами, поэтому возможность внесения изменений – ещё один важный критерий.
(Потребность 2. Быстро создавать интерактивные, детализированные прототипы, доступные всем участникам проекта, с возможностью вносить изменения)


Бумажное прототипирование


Бумажное прототипирование
Скорость создания прототипа: высокая
Интерактивность: отсутствует
Детализация: высокая
Необходима повторная отрисовка: да
Доступность для всех участников проекта: ограниченная
Возможность внесения изменений: не возможно


Прототипирование с помощью доски


Прототипирование с помощью доски
Вы можете сделать такое и сами! В продаже имеется бумага с магнитной поверхностью. Распечатать стенсилы для проектирования можно прямо на офисном принтере, только обязательно проверьте, поддерживает ли ваш принтер печать на бумаге такого типа.

Скорость создания прототипа: средняя
Интерактивность: отсутствует
Детализация: средняя
Необходима повторная отрисовка: да
Доступность для всех участников проекта: ограниченная
Возможность внесения изменений: возможно с ограниченьями


Axure Pro


Axure Pro
Скорость создания прототипа: высокая
Интерактивность: средняя
Детализация: высокая
Необходима повторная отрисовка: нет
Доступность для всех участников проекта: полная
Возможность внесения изменений: возможно без ограничений


InDesign


InDesign
Скорость создания прототипа: средняя
Интерактивность: низкая
Детализация: высокая
Необходима повторная отрисовка: нет
Доступность для всех участников проекта: полная
Возможность внесения изменений: возможно без ограничений


Visio


Visio
Скорость создания прототипа: высокая
Интерактивность: низкая
Детализация: высокая
Необходима повторная отрисовка: нет
Доступность для всех участников проекта: полная
Возможность внесения изменений: возможно без ограничений


Программы из пакета Office


Программы из пакета Office
Скорость создания прототипа: средняя
Интерактивность: низкая
Детализация: низкая
Необходима повторная отрисовка: да
Доступность для всех участников проекта: полная
Возможность внесения изменений: возможно с ограниченьями


Больше информации о инструментах вы можете получить из статей: посмотреть профиль Максима Гулевича «Обзор инструментов для UI-дизайнера и Информационного архитектора», Александра Сергеева (HumanoIT) о использовании Axure Pro, Влада Головача (Usethics) о прототипировании интерфейсов в InDesign, Юрия Ветрова (Artics) о wirefram’ах выполненных в Visio и даже динамике web 2.0 в них


Перейдём к результатам голосования об исполнителях.
Результаты голосования об исполнителях Рис.3
Даже если отбросить последний, самый популярный результат, получается, что процесс прототипирования выполняется участниками проекта не специализирующимся на вопросах проектирования и юзабилити.
(Потребность 3. Учитывать невысокий уровень знаний и опыта у человека выполняющего прототипирование)


Результаты голосования об удовлётворённости текущей ситуацией.
Результаты голосования об удовлётворённости текущей ситуацией с прототипированием в компаниях опрашиваеммых Рис.4
Вполне ожидаемый вывод о том, что текущая ситуация с прототипированием в проектах не удовлетворительная (по сумме двух нет).
(Потребность 4. Веские и достаточные аргументы в пользу прототипирования. Выгода должна выражаться цифрами)



При всём многообразии существующих средств для прототипирования, во многих проектах и компаниях оно до сих пор не выполняется (см. рис.3). Компании, выполняющей проекты, действительно сложно ответить на вопрос: «А зачем нам необходимы нововведения и инвестиции в качество (проектирование, юзабилити и т.д.), если и так всё работает и приносит прибыль?». Внедрение прототипирования в таких компаниях может произойти только при полном понимании руководством значения качества. Качества, как части корпоративной культуры, как ценности для каждого сотрудника (То же чувство прививают родители маленьким детям, которые утром капризничают и не хотят умываться, объясняя, что умываются они, прежде всего для себя, а не для кого-то). Поиском ответа на поставленный выше вопрос о необходимости инвестиций занимаются как российские так и зарубежные юзабилисты.


Гораздо осознаннее к внедрению прототипирования относятся компании, занимающиеся выпуском продуктов. Они уже ощутили пользу от проектирования и прототипирования (возможно, методом проб и ошибок). В отличие от первой группы, для них юзабилити продукта, проектирование пользовательского интерфейса и прототипирование – уже не призрачная перспектива. Для них это реальный способ снизить риски, повысить качество продукта и увеличить лояльность пользователей (т.е. покупателей) к своему продукту. Однако не все из них готовы обратиться к профессиональным компаниям, создать отдел или воспитать (нанять) специалиста, предпочитая функцию проектирования и прототипирования закреплять за менеджером проекта, тим лидером и т.д. (см. рис. 3).


По подобию того, как Якоб Нильсен когда-то создавал список уровней готовности компаний к внедрению юзабилити, посмотреть профиль Геннадий Драгун составил список уровней этого внедрения:
Уровень 0: О юзабилити только где-то слышали или вообще не слышали
Уровень 1: Использование базовых юзабилити методов тестирования (контрольные списки, простейшая инспекция, проверка доступности)
Уровень 2: Уровень 1 + внедрение проектирования интерфейсов и их графического дизайна
Уровень 3: Уровень 2 + простейшее “партизанское” пользовательское тестирование, исследование пользователей
Уровень 4: Создание собственного юзабилити отдела - юзабилити лаборатории.
Оригинал статей Нильсена на эту тематику:
http://www.useit.com/alertbox/process_ma…
http://www.useit.com/alertbox/maturity.h…


Прототипирование в компаниях, где уровень внедрения редко превышает первый, обычно происходит так: Вновь прибывшему менеджеру (тим лиду и т.д. часто не знакомому ранее с юзабилити) ставят задачу – «создать прототип проекта». Спасибо Google, менеджер находит, допустим, эту статью. Видит описанные инструменты и методы. Но они только покрывают потребность в инструменте, отвечая на вопрос: «Как?». Они не дают ответа на вопрос: «Что?», уже предполагая наличие соответствующих знаний у пользователя программы. По результатам голосований попробую предположить, что число компаний с уровнем внедрения не превышающих уровень 1 большинство.


Статьи по теме:
Проектирование интерфейса как часть разработки ТЗ
Проектирование пользовательских интерфейсов. Краткий обзор процесса
Интерактивные прототипы. Действующая модель пользовательского интерфейса (Часть1, Часть 2,
Часть 3)



Бонус:
Стенсилы для Visio и аналогичные на GUUII
Стенсилы для InDesign от студии Usethics
Axure Pro. Продукт платный, но от всевидящего ока Google разве можно что-то спрятать? Морально-этическую сторону использования keygen определите для себя сами. Результаты поиска.


3) Выбираем красную таблетку. Реальные потребности или добро пожаловать в реальный мир.


Для получения положительного результата от внедрения прототипирования необходимо, чтобы оно удовлетворяло следующие потребности:
1. Автоматизировало типовые решения, давая возможность для творчества.
2. Позволяло создавать интерактивные, детализированные прототипы, доступные всем участникам проекта с возможностью вносить изменения.
3. Учитывать невысокий уровень знаний и опыта у человека выполняющего прототипирование.
4. Веские и достаточные аргументы в пользу прототипирования. Выгода должна выражаться цифрами.


Я разработал инструмент прототипирования и некоторую методику по внедрению удовлетворяющие эти потребности. В ближайшее время я планирую представить этот проект в лучшем виде на блоге. У вас будет возможность скачать и использовать этот инструмент бесплатно. А пока я предлагаю вам следить за новостями по RSS

habrahabr.ru/blog/ui_design_and_usability/33885.html
3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank