Из материалов Портала электронных средств массовой информации для предпринимателей "Деловая Пресса"
О
возможностях Интернета для продвижения собственных товаров и услуг
малых и средних предприятий нашей газете рассказал генеральный директор
Московского центра деловой информации “Бинек” Александр Бондарев.
Александр Сергеевич, как изменилось за последние год-два отношение предприятий к собственному представительству в Интернете?
Когда
только начинался Интернет, то компании, первыми создававшие свои сайты,
делали это только для того, чтобы заявить: “Посмотрите, мы существуем”.
Это были так называемые “сайты-визитки”, которые обычно делались на
основе текста стандартного буклета фирмы. Текст вывешивался на сайте в
виде простой неподвижной таблички. К этому могли добавить еще одну-две
картинки производимой или продаваемой продукции, да еще прайс-лист. А
через какое-то время руководитель фирмы начинал думать, что же такое он
сотворил в мировой Сети, почему этот сайт не работает на прибыль
компании и для чего ему все это нужно
В
последние 2–3 года ситуация с сайтами компаний кардинально стала
меняться. Это обусловлено объективными причинами: во-первых,
существенно увеличилась аудитория пользователей Интернетом в России.
Исследования статистиков Интернета говорят о том, что постоянными
пользователями мировой паутиной являются не менее 20 миллионов россиян.
А это уже более чем серьезная аудитория.
Во-вторых,
качественно изменился состав пользователей Сети, и в первую очередь
самих предпринимателей. Люди дела наконец поняли, что Интернет – один
из самых эффективных механизмов для осуществления и продвижения
бизнеса. Сайт компании – это не только вид бизнеса в виде
интернет-магазина, а мощнейший маркетинговый инструмент привлечения
клиентов, налаживания деловых связей, поиска партнеров, заключения
договоров, отслеживания общей ситуации и понимания своего места на
рынке товаров и услуг.
Если лет
пять назад в Европе с удивлением смотрели на предпринимателя, у
которого нет электронной почты, то теперь такая же ситуация с наличием
сайта компании, причем уже не в Европе или в Америке, а в нашей родной
и, что немаловажно, необъятной стране. И речь идет уже не о неподвижной
картинке с кратким текстом и адресом компании, а о полноценном
работающем сайте, на котором представлен весь спектр товаров и услуг,
направлений деятельности, осуществленных проектов, с обратной связью,
консультацией, возможностью предварительного заказа и многим-многим
другим.
Ситуацию красноречиво
характеризует только одна цифра: вложения российского бизнеса в
интернет-рекламу только за прошлый год удвоились... Специалисты
прогнозируют, что тенденция будет только нарастать. Связано это и с
нашим новым законом о рекламе, который значительно ограничивает
возможности рекламы в других средствах массовой информации, но и с
геометрической прогрессией роста “покрытия” Интернетом территории
страны и числа его пользователей.
С
другой стороны, меняются и инструменты самой Сети, в том числе и
возможности совмещения внутренней и внешней работы фирмы с
возможностями интернет-коммуникаций. Поэтому неудивительно, что большие
и маленькие компании стали проявлять к этому действенному механизму все
больше внимания.
Особенно наглядно
это проявляется в деятельности туристических компаний, которые, по
официальным данным МАТА (Московской ассоциации туристических агентств),
в день реализуют в Москве до 40% путевок через Интернет. В Европе эта
цифра доходит до 60%.
То же самое
происходит с торговлей современной электронной бытовой техникой.
Человек, который сегодня хочет приобрести мобильный телефон или
фотоаппарат, прежде всего “залезет” в Интернет, получит всю необходимую
информацию и там же выберет фирму, у которой можно приобрести выбранные
товары по минимальной цене с доставкой на дом. И все это можно сделать
не выходя из дома или офиса, с помощью нескольких “кликов” компьютерной
мыши.
И при следующей покупке он поступит точно так же. Таковы реалии сегодняшнего дня.
К
нам в последнее время стало обращаться все больше компаний, не имеющих
своего представительства в Интернете, но почувствовавших отставание от
своих конкурентов по объемам продаж товаров и услуг. С запуском
собственного, профессионально сделанного и настроенного сайта их
обороты в среднем возрастают на 10–15% уже через несколько месяцев, а
при правильном управлении и наполнении сайта этот рост обычно
продолжается на всем протяжении деятельности компании. При постоянном
росте цен на товары и услуги и постепенном насыщении рынка товарами и
услугами потребитель хочет выбирать что получше и подешевле, а проще
всего этот выбор осуществить именно в Интернете.
Как можно просчитать эффективность работы сайта?
Если
говорить техническим языком, то эффективность работы сайта оценивается
в первую очередь числом его посещений за определенный промежуток
времени, обычно за день, количеством “появлениий” сайта в поисковых
машинах Интернета (Yandex, Rambler, Google и т.д.), а во вторую очередь
– насколько глубоко посетитель углубляется внутрь сайта. Для этого
параметра придуман специальный термин: “глубина вхождения”. Появление
этого параметра объясняется просто – очень много сайтов, посетители
которых не идут дальше первой странички: либо сайт сделан неинтересно,
либо пользоваться им неудобно, либо необходимая информация настолько
“спрятана”, что искать ее слишком сложно и долго. Чем “глубже”
пользователь “бродит” по сайту, тем больше сайт отвечает требованиям
бизнеса, тем грамотнее он составлен и больше он привлекает
потенциальных клиентов. Все эти параметры посещения сайта могут
определяться самим предпринимателем – владельцем сайта с помощью
нескольких нехитрых манипуляций на компьютере.
Коммерческую
составляющую эффективности работы сайта можно определить и вживую, и на
самом сайте с помощью опроса клиентов на тему: “Откуда вы узнали о
нашей компании?” У активно действующей фирмы, следящей за состоянием и
обновлением своего сайта, число клиентов, появившихся с помощью
Интернета, не опускается ниже 10–12%.
Конечно, во многом эффективность сайта связана с видом деятельности компании.
Какие существуют технические возможности увеличения посещаемости сайта компании?
Во-первых, очень важно, насколько технически оправданно построен сам сайт:
правильно
ли в текстах сайта подобраны ключевые слова, позволяющие сделать так,
чтобы поисковая машина показывала его в верхней части списка;
как быстро программное обеспечение сайта откликается на действия поисковой машины.
Одна
из функций, которую мы предлагаем при создании или наладке сайта
клиента, – это продвижение сайта и его оптимизация с точки зрения
поисковых машин. Если, например, в поиске набрать слова “строительство”
или “поставка окон”, то поисковая машина выдаст десятки тысяч адресов
сайтов, мало чем отличающихся друг от друга. Наша задача состоит в том,
чтобы с помощью специального алгоритма в заданном сочетании слов поиска
подобрать такие фразы, которые наиболее полно характеризуют
деятельность именно этой компании.
Для
этого существуют и алгоритмы анализа слов, по которым средний
пользователь производит поиск, и алгоритмы, по которым производят поиск
различные типы поисковых машин. Составив или переписав текст сайта
компании с тем же смыслом, но с другими словами, с помощью алгоритма
подбора ключевых слов мы можем сделать так, что поисковые машины будут
чаще “попадать” именно на эту компанию. Это техническая сторона
организации работы сайта.
Другой
важной задачей при создании сайта компании является его предназначение.
По нашим представлениям, бизнес-сайт фирмы может иметь три направления:
имиджевый сайт фирмы: направление деятельности, ее услуги, продукция как таковые;
рекламное
представление определенной линии продукции, ярко выраженная рекламная
кампания конкретного сегмента деятельности компании;
бизнес-поддержка постоянных партнеров, клиентов компании, предоставление им дополнительных услуг с помощью сайта.
В зависимости от предназначения сайта его структура, программное обеспечение, дизайн и ряд других параметров могут отличаться.
Возможно ли параллельное и равноценное “существование” на сайте всех трех направлений?
Теоретически
такую задачу можно решить, хотя и достаточно сложно. Многолетняя
практика показывает, что и для фирмы, и для потребителя удобнее и
эффективнее разделить эти направления, особенно это касается
специальной рекламной кампании, имеющей определенную продолжительность
во времени. А бизнес-поддержка – это обычно закрытая и отдельная часть
сайта, куда постоянные клиенты заходят под своим логином и паролем.
Даже
большие порталы крупных корпораций при проведении специальных РR или
рекламных акций стараются создавать для этого отдельные сайты. Такой
специальный сайт может быть не таким насыщенным, как главный, менее
сложным технологически, но желательно отдельным и взаимосвязанным
ссылками с основным сайтом компании. Самой фирме – владельцу сайта
необходимо в этом случае найти разумный баланс между качеством
исполнения и своими финансовыми, рекламными возможностями.
Сколько стоит на сегодняшний день создать сайт для небольшой компании?
Все
зависит от того, какие задачи компания хочет решать с помощью сайта,
насколько он должен быть технически сложным, какие там должны стоять
программные блоки. Поэтому обычно мы делаем предварительное техническое
задание на создание сайта, которое бесплатно для клиента. В этом ТЗ
оговариваются все требования клиента и программные инструменты для их
реализации. Задание составляется не столько для нас, сколько для
заказчика. В большинстве случаев после ознакомления и обсуждения ТЗ
заказчик полностью переосмысливает свой подход к созданию сайта и к тем
задачам, которые он с помощью этого сайта собирался решать. Только
после согласования техзадания можно оценить, сколько стоит вся работа.
Мой
совет предпринимателям, если к вам приходит человек и предлагает
создать сайт компании за, предположим, 700 долларов, не вдаваясь в
подробности, какие задачи будет решать такой сайт, то лучше держитесь
от такого “специалиста” подальше.
Мне
трудно назвать диапазон цен, но, например, самостоятельное создание
простейшего сайта-визитки с помощью “Конструктора сайтов” Бинек и
консультаций наших специалистов обойдется в 885 рублей. А создание,
например, сайта выставочной компании с онлайновой регистрацией, с базой
данных прошедших периодов и рядом других функций может стоить до 15
тысяч долларов.
В последние годы мы
не создаем сайтов для наших клиентов без систем управления наполнением
сайта и управления его структурой, что позволяет, не прибегая к помощи
программиста или IT-специалиста, самостоятельно заниматься наполнением
и обновлением сайта компании.
А сколько стоит обслуживание сайта?
Существует
такое понятие, как стоимость владения сайтом, которое складывается из
трех составляющих: физическое размещение сайта (хостинг), стоимость
канала связи и поддержка (управление сайтом).
Последняя
из этих позиций наиболее “тяжелая” для предпринимателя, поскольку на
рынке трудно найти хорошего IT-специалиста, которому надо было бы
платить менее 700 долларов ежемесячно. Поэтому в настоящее время мы
создаем такие сайты, управлением которых может заниматься любой
менеджер компании, не имеющий специального образования. Самой первой
такой разработкой в России стал наш “Конструктор сайтов”, созданный еще
в 2002 году.
А хостинг и канал связи обойдутся владельцу сайта от 900 рублей за квартал.
Какие еще, кроме перечисленных вами, есть способы продвижения своей продукции и услуг через Интернет?
Как
ни прискорбно и ни правильно, тем более через средства массовой
информации, об этом говорить, но, к сожалению, статистика
отечественного Интернета свидетельствует о том, что одним из наиболее
эффективных способов продвижения является спамовская рассылка. Это –
беда, с ней все борются, ей сопротивляются, с ней мучаются, но спам –
действенный метод рекламы. Мы против спама категорически как открыто и
официально действующая компания. Кстати, сейчас готовятся
законопроекты, которые должны победить это явление, но сделать это
будет совсем не просто.
Вместе
с тем есть другой честный способ рекламы в Интернете, которым мы
советуем воспользоваться нашим клиентам. Это – законный, действенный и
эффективно работающий механизм. Таким механизмом являются
интернет-порталы, которые объединяют тематические сайты компаний и
предоставляют своим клиентам добровольную подписку на рекламные
новости. В этом случае рекламная рассылка не навязывается, а
предлагается при первом заходе на такой портал или на сайт компании,
которая зарегистрирована на портале. В качестве примера таких порталов
для туристического бизнеса можно привести tur.ru и travel.ru.
При
этом никого из пользователей не смущает, что на этих порталах
выставлены предложения турагентств, у которых заключен коммерческий
договор с порталом. Портал гарантирует, что предложения выставлены
действующими юридическими лицами и что это не фирмы-однодневки.
Если
говорить о банерных сетях, то для малых и средних предприятий
размещение своих банеров на таких порталах удовольствие достаточно
дорогое, так же как и участие в контекстной рекламе на известных
общероссийских порталах.
А обмен
банерами с сайтами таких же небольших компаний хотя и не требует
каких-либо серьезных затрат, но в то же время малоэффективен, поскольку
вероятность попадания на потенциального клиента минимальна, тем более
что обменивающиеся банерами компании обычно работают в одной рыночной
нише. Кроме того, статистика Интернета показывает, что из увидевших
банер только каждый сотый входит в него.