Начать
эту статью хотелось бы с обзора мнений экспертов по Веб 3.0, это
поможет нам понять, какую выгоду могут извлечь пользователи социальных сетей из нарождающегося онлайнового явления.
1. Семантический веб Самая просвещенная в этих вопросах представительница прекрасного пола открывает на своем сайте целую россыпь ресурсов по теме семантического веба .
Привожу высказывания Александры Денисовой (seobaby) , близкие к моим:
Веб 3.0. - "Веб-Фабрики, которые сами перерабатывают обычные страницы на свой, семантический, лад.
Надо заметить, что ни специальные сервисы-агенты семантического толка, ни поисковые системы
еще не находятся на должном уровне, они сами это признают. И это не
семантический веб как таковой. Веб останется таким, какой он есть.
Подход “снизу вверх”. То есть типа нормальный, который
действительно будет Семантическим Вебом - сделать весь веб-контент
семантическим, т.е. не “коллекцией документов”, а “коллекцией данных”.
В наличии имеются следующие технологии, 3 штуки: Web Ontology Language (OWL), Resource Description Framework (RDF), SPARQL.
Эти технологии помогут разметить контент нужными мета-данными и затем
извлечь необходимую информацию, определяя смысл и качество контента.
А кем должны эти мета-данные добавляться? Либо авторами контента, либо
потребителями-читателями. Впрочем, я не думаю, что проблема не решаема.
Надо просто предложить новую увлекательную игру, типа как тегирование.
Все же втянулись даже те, кто не хотел (ну, это я.. сопротивлялась
долго))). Но как в теме с тегами
есть существенная проблема - фолксономия, которая (ну удивительно
просто!) так до сих пор и не разрешена (где-то.. частично..может быть),
так и с новой темой обязательно возникнут новые схожие проблемы.
А что же с Веб 3.0?.. У людей настолько разрозненные
представления о нем. Как говорится, кто на кого учился. Тот, кому
импонирует идея семантического веба, говорят, что веб 3.0 - это
семантический веб, ну или близко к тому. То же и с Искусственным
Интеллектом (впрочем, я с ним не так близко знакома). Другие говорят,
что это будет время какого-то усиленного развития медиа-технологий.
Третьи - про какие-то изысканные пути персонализации думают.
2. Социальный граф Фицпатрика - уже в разработке
Google, и уже в этом году мы сможем оценить соотвествие заявленному,
или прямо связаться с Бредом. Социальный Граф, (далее толкование
термина Фицпатрика в интерпретации Людмилы Кудрявцевой, -
«это система связи всех пользователей
всех социальных сетей, которая, при интеграции с каждой конкретной
позволит логиниться в неё под одним и тем же именем и не искать там
заново одних и тех же друзей, а сразу получить их список и отметить
галочками, с кем желаешь дружить, тут. В посвященной этой теме статье
Фицпатрик особенно отмечает: нельзя делать такой сервис на базе
Facebook, MySpace, Livejournal или любого другого конкретного сервиса.
Граф должен быть независимым, а на информацию в нем никто не должен
предъявлять свое право».
Но на деле оказалось не так, как на бумаге. По словам Патрика Чейнзона
(Google), будет доступна лишь работа с отдельными сетями и приложениям.
В случае, который описал Чейнзон, основные элементы вебдвануля, вроде
синдикации пользовательских данных, недоступны обычным пользователям,
несмотря на сложность инженерной задачи, решенной разработчиками. В
итоге, Тим О'Рейли, основатель O'Reilly Media, в своем блоге приходит к выводу, что Open Social не
позволяет управлять своими профилями на различных социальных сервисах и
призывает Google к тому, чтобы он все-таки осуществил революцию по
доступности данных пользователям.
3. Инициатор обсуждения вопроса ВЕБ 3.0. в России - Леха Андреев
4. Сообщество "Живого журнала" подбирается к осмыслению вопроса
5. Отдельные блогеры тоже вносят свою лепту в осознание вопроса
6. Профессиональные обсуждения на ХАБРЕ
здесь и тут
7. Анатолий Мильнер, президент компании iTech Bridge (США) подходит к вопросу
по-интеллигентному и по-деловому сразу: «Мулетная (mullet) стратегии»,
которую некоторые считают панацеей от многих бед Веб 2.0, отвечает на
этот вопрос утвердительно. Напомню, суть мулетной стратегии, которая в
русском варианте лучше всего звучит как «Делу время, потехе час»,
заключается в совмещении в одном социальном ресурсе функциональностей массового и делового веба.
8.
Самое полное собрание данных - одновременно и прообраз ВЕБ 3.0
Итак, мы видим, что почти все едины в том, что ВЕБ 3.0. - это семантический, умный поиск по интернету,
поиск экспертно-рекомендательный. И не просто поиск - а поиск
верифицированной информации, проверенной и связанной между собой по
смыслу рейтинговыми пользователями (которые сами проверены другими
пользователями). Коллективное знание в первую очередь опирается на
связи. А связи - это социальные сети.
Вывод: Веб 3.0. будет создан на базе одной общей
платформы социальных сетей.
Поскольку агенты системы Web 3.0 работают “между” Web 1.0 и Web 2.0, то
и технологии для их работы, очевидно, представляют собой нечто
промежуточное.
«Наше все» Google недавно «выкатил» платформу для интеграции контактов в разных социальных сетях
И тут же Open Social нашли бизнес-применение – для создания профессиональных социальных сетей, например, в сфере недвижимости.
От классического Веб 1.0 нам достались системы управления контентом (CMS) ,
которые позволяют хорошо структурировать информацию, но не очень
пригодны для использования сообществами. Управление в них обычно
построено по простой и заранее определенной схеме — администрация и
“все остальные”. Скандалы вокруг Wikipedia связаны именно с попыткой
передать такую классическую CMS в массы “как есть”, в полностью
анархическом режиме управления.
В то же время, Веб 2.0предлагает сервисы для “сообществ” и “социальных сетей”,
в которых возможны различные “роли” и “статусы”. Однако такие проекты
не имеют надстройки в виде CMS, которая позволяла бы участникам
сообщества создавать разнообразный общественно-значимый контент (помимо
общения в “одномерных” группах и форумах).
Таким образом, основная технология Веб 3.0 — это социальная CMS,
то есть CMS с добавленной к ней системой управления сообществом,
которая позволяла бы сообществу “выращивать” своих “менеджеров знаний”
и давать им дополнительные возможности и права при работе с контентом (модерация
форумов, редактирование и публикация статей, проведение консультаций и
подготовка офлайновых мероприятий, дизайн и программные доработки сайта, и т.д.).
Мы говорим, что переход к Веб 2.0. – это переход от сильной кооперации к слабой кооперации. Сейчас я поясню, в чем сила слабой кооперации.
То, что называют слабой кооперацией, позволяет объединить для общего
дела тысячи людей. Это создает гораздо больше возможностей, чем сильная
кооперация между несколькими личностями. И такая слабая кооперация
позволяет задействовать одновременно людей, которые могут выполнять
некую совсем небольшую задачу, например, исправлять орфографические
ошибки в Википедии, а также людей, которые действительно поглощены этим
проектом, которые проводят часы за составлением энциклопедических
статей. При сильной кооперации изначально некий проект создается
несколькими людьми, они его основатели, они замыкаются в себе и не
склонны принимать посторонних, а при слабой кооперации участвуют тысячи
людей, она очень открыта, очень приветствует новых участников.
Тренды, которые способствуют развитию Веб 3.0
Мировой тренд изменения коммуникативного пространства
(доступность, открытость, подвижность каналов коммуникации и типов
сетевого взаимодействия), создает совершенно новые паттерны
потребительского поведения, делающие традиционную рекламу
неэффективной. Так, в этом году общий размер телевизионной аудитории
снизился на 5% - и все эти люди ушли в интернет. Но инновационные
рекламные формы только начинают формироваться, и есть колоссальные
резервы для роста компаний отрасли интернет-рекламы. Ключевую роль
здесь могут сыграть группы, которые рассматривают себя как
производителей образцов – социальные группы, объединенные по интересам.
С другой стороны, рекламодатели требуют кастомизации рекламного контента, адаптации к разным целевым аудиториям,
что рекламные компании не могут сделать по традиционной схеме за
разумные деньги, в связи с растущей сегментацией. Поэтому для массового
производства кастомизированного информационно-рекламного продукта
требуется поставить на поток креатив - творческое соединение приемов
банализации и информационности. Все это возможно в одном случае - если
этим займутся участники социальных сетей. И неровный креатив
производителей тут компенсируется благосклонностью потребителей
креатива. Нам остается доставить этот продукт с интегрированной
рекламой пользователям. Программы, позволяющие встроить в качестве фона
релевантный рекламный мессидж, уже существуют. Например, active-video.net позволяет вставлять в видеоролик активные ссылки на то, что показывается в ролике.
Эдуард Мушинский
, Профсоюз социальных сетей с seonews.ru/article/.publication/480/