лагодаря компании UsabilityLab еще одно иностранное слово грозит стать приличным. Это слово "юзабилити". За него теперь не побьют канделябром в интеллектуальной компании. С 8 по 10 ноября прошла первая ежегодная конференция в России, посвященная юзабилити (удобству использования) электронных технологий User Experience 2007.
Конференция собрала около 500 человек. За два дня можно было узнать, как делать дизайн не только для инвесторов, как делать правильные сайты для мобильных телефонов, как создавать сайты вместе с чиновниками, и многое другое.
Но главный вопрос, который наверняка интересовал почти всех заплативших 9.000 рублей за участие в конференции - как же загадочное юзабилити связано с прибылью. Красивые цифры по этом поводу озвучил инженерный психолог Дмитрий Сатин, руководитель UsabilityLab. Согласно его докладу, "анализ возврата инвестиции (ROI) в юзабилити показывает, что каждый вложенный доллар возвращает от 10 до 100 долларов прибыли и экономии, связанной с сокращением затрат". Впрочем, говорят, это была цитата из Аарона Маркуса, который приедет к нам в декабре рассказывать про то же самое.
В других докладах российских юзабилистов цифр было немного, они были больше теоретическими. И даже признали слабую востребованность юзабилистов в России. Что и понятно, товар новый и довольно загадочный - вроде бы даже не сайт тебе делают, а лишь рекомендации дают.
С другой стороны, интересной особенностью конференции стала гуроплотность, то есть количество Западных Гуру на единицу площади. На этом наплыве евангелистов от юзабилити мы и остановимся чуть подробнее.
Каждому фейсу - по интерфейсу
О важности наблюдения за пользователями-потребителями рассказывал Шайлеш Манга, директор Optimal Usability - крупнейшей в Новой Зеландии компании, в которой сосредоточены ведущие консультанты по юзабилити. Одна из его главных полезных идей: изучать нужно не то, что говорят потребители, а то, что они делают.
Кстати, в подтверждение этого утверждения другой гуру-докладчик, CEO и основатель Human Factors Эрик Шафер, показывал в презентации фотографии красивой декольтированной девушки - и было несложно угадать, куда был направлен взгляд мужчин. Однако когда их спрашивали, никто не признавался.
Шайлеш также приводил отличие user testing от фокус-групп. Проблема последних: люди часто говорят то, что от них ожидают, или используют расплывчатые негативные формулировки ("неудобно", "плохая юзабельность") - но не говорят четких требований к интерфейсам. Поэтому задача специалиста - выявить часто используемые сценарии и просить их выполнить. При этом важно протоколировать действия пользователя и проблемы, которые выявляются в процессе выполнения задания. Важно также узнавать, что думает пользователь на пути к выполнению задачи.
Много ошибок при создании сайтов возникаем от "самости" разработчиков - мы ориентируется на самих себя, заменяем потенциальные действия пользователя своими собственными. Нередко можно услышать от создателей сайта фразу: "елки-палки, это и так понятно всем". Шайлеш Манга предостерегал от проектирования под "эластичного пользователя" (персонаж, который подстраивается под любой выдуманный интерфейс), и советовал проектирование под "персону". Персоны - это гипотетические архетипы реальных пользователей, которые обобщают нужды конкретной группы.
Данная идея не особенно свежа, ее давно применяют в том же "Яндексе". Например, при запуске "Яндекс.Директа" тестировали систему на конкретных людях, заинтересованных в получении прибыли с продаж.
Что нам стоит меню построить
Вопрос построения навигационного меню затронул в своем докладе Эрик Шафер, основатель Human Factors. Тема, несмотря на простоту звучания, является нетривиальной, так как очень часто становится полем битвы различных участников проекта. Предметом спора становится:
- Число пунктов меню - Расположение меню - Как глубоко можно прятать информацию
В победном танце Шафер разрушал стереотипы. Первым делом он разрушил миф про 7+2. Бытует мнение, что число пунктов меню должно соответствовать этому магическому числу - оно означает количество предметов которые мы способны удержать в кратковременной памяти. Однако гуру заметил, что навигация на веб-сайте в общем случае никак не связана с кратковременной памятью. И пользователю не нужно запоминать пункты меню, ему нужно просто максимально быстро найти. И оптимальные числа здесь, по совету гуру - от 18 до 24, по 10 в группе.
Из горизонтального и вертикального меню Шафер предложил делать индекс (аналог карты сайта), чтобы максимально показать широту меню и уменьшить количество кликов.
Не смотри на меня, дева, все равно пойдешь налево
Томми Стрендвал из фирмы Tobii рассказал о исследованиях поведения человека в Сети на основании слежения за взглядом. Когда организаторы конференции выложат презентации, советую прочитать его доклад в оригинале. Ну а для тех, кому лень ждать, я напою основные тезисы. Тем более, что они все известны каждому вменяемому веб-дизайнеру.
1. Более темные цвета на странице в первую очередь привлекают взгляд.
2. В первую очередь взгляд направляется на верхний правый угол или меню.
3. Левый угол всегда привлекает внимание.
4. Навигационные элементы привлекают взгляд опытных пользователей.
5. Читать в Сети стали больше, чем в офлайне. Люди стали привыкать читать с экрана: результаты исследования показали, что длинную статью в Интернет прочитало 62% зашедших, против 50 % в оффлайне.
6. Точки входа в контент - заголовки. Даже при размещении картинок и заголовка в первую очередь обращают внимание на заголовок.
7. Анимированная реклама увеличивает время поиска информации и чтения текста, то есть баннеры отвлекают. Чтобы у пользователя не было дискомфорта, нужно убирать со страниц текст и все сервисы, чтобы пользователь смотрел только на баннеры (шутка).
Как сделать чиновников юзабильными
Сьюзан Фаулер, основатель FAST Consulting, выступала с докладом о прозрачности правительственных сайтов. Было много позитивных западных примеров. Так, на канадском правительственном сайте публикуются расходы правительства.
Очевидно, что российское правительство тоже могло бы повысить популярность своих сайтов таким способом - достаточно вспомнить, как порадовался наш народ недавним новостями про закупки шампуров и фаллостимуляторов. Кроме того, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами, на сайте российского правительства можно в реальном времени публиковать данные о том, то сколько чиновников посадили и как чиновники подрались в Думе (с голосованием за лучший ролик!). Неплохо также сделать онлайн-игрушку "сними проблесковый маячок"...
Особенности национальных неудобств
Впрочем, я отвлекся от юзабилити. И наверное, не я один. На конфренции User Experience 2007 было много интересных выступлений, но они зачастую выявляли не общие принципы юзабилити, а наоборот, совершенно разное понимание этих принципов. И это более всего впечатляло. Если посмотреть отзывы на конференцию в блогах, можно найти еще две общие темы, зацепившие слушателей.
Во-первых, история о том, как яндексоиды мучали вопросами Марию Стоун, руководителя отдела юзабилити Google. Как известно, в "Яндексе" все делают не так, как в Google, но каждая сторона считает себя более правильной. На конференции они так и достигли консенсуса.
Во-вторых, выступление индийской докладчицы Апалы Чаван из Human Factors. Она рассказывала, что для создания сайта в каждой отдельной стране нужно самому стать гражданином этой страны, чтобы глубоко понимать культуру, в которой работаешь. Вам не кажется, что это заявление может вообще разрушить идею о пользе общения с иностранными гуру юзабилити, которые так зачастили в Россию? |