С тех пор как в августе этого года Google заявил
о том, что HTTPS станет одним из факторов ранжирования, начались споры
о реальном влиянии этого сигнала на выдачу. Конечно, Google указал, что
HTTPS будет «легковесным» фактором, тем не менее поисковик вполне может
усилить его со временем.
Digital-агентство Stickyeyes провело исследование, чтобы выяснить реальное влияние защищенного протокола на ранжирование.
Предлагаем вам ознакомиться с этим исследованием, а также узнать мнение российских экспертов по вопросу.
Бренды переходят на HTTPS
Как показывают данные Stickyeyes, с мая по ноябрь 2014 года
количество HTTPS-протоколов увеличилось, хотя нельзя сказать, что этот
процесс идет очень активно.
В мае этого года всего 5,52% страниц из топ-100 Google содержали HTTPS-протокол, к ноябрю этот показатель вырос до 7% (6,93%).
Рис.1. Соотношение страниц с протоколом HTTPS и без
него в топ-100 выдачи Google в тематиках Азартные игры, Туризм, Ретейл,
Юриспруденция, Финансы.
Однако небольшое увеличение количества страниц с защищенным
протоколом еще не доказывает, что Google занял жесткую позицию
касательно HTTPS. Но тот факт, что это результаты по топ-100 в ключевых
тематиках, заставляет задуматься.
Что происходит в каждом секторе в отдельности?
Если рассматривать отдельные отрасли, то рост количества результатов
с HTTPS-протоколом очевиден. Например, это наблюдается среди сайтов
финансовой тематики, где потребители и так ожидают видеть безопасное
соединение.
В тематике Финансы с мая по ноябрь 2014 года количество страниц
с HTTPS-протоколом увеличилось с 9,31% до 12,46%. В игровой тематике
число страниц в топе с HTTPS-протоколами выросло с 10,58% до 15,14%
за аналогичный период.
Первая страница выдачи
Хотя все вышеуказанное в той или иной степени обозначает определенную
тенденцию, относительно небольшие цифры не позволяют утверждать, что
Google начал серьезнее относиться к HTTPS как фактору ранжирования.
Тем не менее когда мы смотрим на топовые позиции, то видим, что HTTPS все-таки играет определенную роль.
Например, если взглянуть на топ-5 сайтов финансовой тематики,
то можно заметить, что доля результатов с HTTPS явно увеличилась (10,51%
в мае до 17,41% в ноябре).
Рис. 2. Доля страниц с HTTPS-протоколами в топ-5 финансовой тематики.
Данные Stickyeyes показывают, что Google уделяет гораздо больше внимания безопасности в одних сегментах рынка, нежели в других.
Google не скрывает, что рынок краткосрочных займов — та область,
за которой он пристально следит. Может быть, в этой сфере HTTPS является
признаком надежности? Обратимся к фактам.
Первый график представляет собой процент результатов с HTTPS
в топ-100 в подтематике Краткосрочные займы. Здесь мы видим 25,23%
страниц с HTTPS в ноябре 2014 года.
Рис. 3. Доля страниц с HTTPS-протоколами в топ-100 в подтематике Краткосрочные займы.
Не так уж и много, чтобы говорить о каком-то доверии. Но если посмотреть на топ-5, то роль HTTPS действительно поражает.
Рис. 4. Доля страниц с HTTPS-протоколами в топ 5 в подтематике Краткосрочные займы.
В топ-5 более 70% страниц содержат протокол HTTPS, в то время как
в июне их было в 2 раза меньше. Может, это посыл Google: «Хотите занять
место в топе — HTTPS-протокол вам в помощь»?
Рис. 5. Доля страниц с HTTPS-протоколами по позициям для подтематики Краткосрочные займы.
Судя по графику, прослеживается тенденция: Google выше ранжирует
сайты с защищенным протоколом. Особенно это видно в ноябре. В топ-1 83%
сайтов работают по протоколу HTTPS, в топ 2 — 60%, в топ 3 — 76%.
А что можно сказать о менее изученных рынках?
Итак, сектор краткосрочных займов дает четкие доказательства того,
что Google нравится HTTPS. Это соответствует тенденции, в рамках которой
поисковик пытается очистить выдачу от ненадежных сайтов финансовой
тематики.
В других тематиках, таких как Азартные игры, Юриспруденция, Ретейл
и Туризм, рост числа сайтов с HTTPS менее выражен, но все же количество
страниц с защищенным протоколом значительно увеличилось.
Рис. 6. Процент страниц с HTTPS-протоколами в топ-5 в тематиках Азартные игры, Туризм, Ретейл, Юриспруденция и Финансы.
Если взять отдельно юриспруденцию, которая в данном случае включает
бизнес-услуги, физический ущерб, завещания и вопросы наследования,
то значение безопасных протоколов в топ-3 будет трудно не заметить.
Рис. 7. Доля страниц с HTTPS-протоколами по позициям для юридической тематики.
Исследование Stickyeyes показывает, что туризм — единственная сфера,
где работа по протоколу HTTPS не является важным фактором для попадания
сайта в топ-3.
Доля безопасных протоколов в топ-3 в туристической тематике упала с 2,52% в мае до 1,33% в ноябре.
Рис. 8. Соотношение количества страниц с HTTPS-протоколами в топ 3 у разных тематик.
HTTPS vs Глубина просмотра
Как правило, сайты туристической тематики и ретейл имеют большую
глубину просмотра, чем другие транзакционные сайты. У них больший набор
продуктов и услуг, а следовательно, больше страниц и контента.
В этом плане особняком стоят сайты тематики Азартные игры. Как
правило, спортивные букмекерские сайты значительно больше по размеру,
чем другие ресурсы этой же тематики, в основном потому, что каждое
событие отмечается собственным URL, однако в связи со спецификой
мероприятия срок жизни этих адресов очень небольшой. Сайты онлайн-покера
также могут различаться по размеру, но на них больше внимания уделяется
контенту (правила, рекомендации, информация о турнирах).
С другой стороны, сайты казино, например, значительно меньше. Игры
на этих сайтах остаются в рамках одного статического URL в течение
большого количества времени. В результате в индексе Google значительно
меньше страниц. В этом случае HTTPS потенциально может быть большим
сигналом доверия и авторитетности.
Рис. 9. Скриншот выдачи Google по запросу «casino», в котором у 4 из 5 позиций протокол HTTPS.
Получается, в выдаче по соответствующим запросам сайты с HTTPS занимают больше места и лучшие позиции.
Рис. 10. Доля страниц с протоколом HTTPS в топ-3 для каждой подтематики Азартных игр.
График показывает, что работа по HTTPS не является более важным
фактором, чем остальные. Дело в том, что Google просто ищет релевантный
запросу контент.
В целом предположение, что протокол HTTPS — универсальный способ
улучшить ранжирование сайта, искажает ситуацию. Однако для отраслей, где
небольшие сайты с малым количеством страниц являются нормой, протокол
HTTPS может стать гарантом надежности.
Итоги исследования Stickyeyes
Хотя популярность HTTPS как фактора ранжирования явно растет, это
вовсе не говорит о том, что его положительное действие распространяется
на все сайты. Но для небольших ресурсов, особенно в высоко регулируемых
и контролируемых рынках, работа по HTTPS определенно является одним
из условий хорошего ранжирования.
Редакция SEOnews попросила представителей российских SEO-компаний
прокомментировать данной исследование и поделиться собственными
наблюдениями касательно влияния протокола HTTPS на ранжирование.
Олег Сахно, главный маркетолог InterLabs:
Проникновение зашифрованного протокола будет
повышаться со временем. Это не только потому, что Google декларирует
приоритет в ранжировании сайтов, а в первую очередь по причине общей
озабоченности приватностью в интернете. В исследовании верно отмечено,
что есть категории-«локомотивы»: банковские и финансовые услуги,
соцсети, аренда недвижимости и т.д. В этих категориях защита
персональных данных особенно важна. У нас был опыт перевода сайта одного
банка на протокол HTTPS. После переиндексации сайта количество
переходов из органического поиска Google на разделы, по которым
поисковое продвижение не проводится, увеличилось на 7–12% (исключая
сезонный и конъюнктурный рост). Нельзя со 100% уверенностью сказать: это
заслуга только смены протокола (один сайт — не репрезентативная
выборка), но уверен, что вклад значительный. Думаю, такие результаты
могут быть достигнуты только в связке с конкретной категорией сайта.
Руслан Мухаметханов, ведущий специалист трафиковых проектов Ingate:
Согласно заявлению Google, использование протокола
HTTPS будет использоваться как фактор ранжирования. Реальных кейсов
улучшения позиций после изменения протокола сайта мы не имеем.
В исследовании, как мне кажется, больший упор
сделан на наличии HTTPS как решающего фактора для достижения топовых
позиций, что, по моему мнению, не совсем корректно. Также исследование
проводилось по выборке сайтов в топе, а не на основе наблюдения позиций
в топе за каким-то конкретным сайтом, т.е., другими словами, не исключено влияние того, что после заявления Google все крупные порталы стали использовать протокол HTTPS, и за счет этого изменился процент сайтов в ТОПе с HTTPS.
Сергей Лобеев, руководитель группы отдела поискового продвижения i-Media:
Как совершенно верно указано в исследовании,
наличие протокола HTTPS более присуще сайтам финансовой тематики (банки,
займы, переводы и оплаты через интернет), то есть там, где крайне важна
и критична защита персональных и финансовых данных.
Google явно использует данный параметр при
ранжировании в определенных тематиках, но он не является одним
из основополагающих. То есть при прочих равных, конечно, наличие
HTTPS-протокола дает преференции тому сайту, где он есть, над тем
сайтом, где его нет. Но это все еще не критичный параметр для
ранжирования, и вряд ли он когда-нибудь им станет. Лишь один из многих.
Графики, присутствующие в статье, говорят лишь
о том, что процент сайтов с протоколом HTTPS в определенных тематиках
постепенно увеличивается, что вполне логично, но они не говорят о том,
что эти сайты улучшили свои позиции благодаря этому. Простая констатация
факта, не более того.
Если есть возможность перевести сайт на HTTPS,
то сделать это, конечно, стоит. Уж точно не будет лишним. Если это
не так просто сделать, то тут стоит задуматься над целесообразностью
и проанализировать свою тематику, понять, целесообразно это или нет.
Данное исследование проводилось на основе данных
европейского Google, и далеко не факт, что применимо на сегодняшний день
для наших реалий в Google Россия. Поскольку мы как раз работаем
с российском Google, то могу сказать, что никаких изменений в плане
влияния HTTPS замечено не было. Хотя, безусловно, есть повод для
размышления и для сбора аналитики по данному вопросу.
|