Как выявить проблемы юзабилити на своем сайте? Можно отдать его на
анализ эксперту, проверить по одному из множества чек-листов, часами
всматриваться в видеоролики Вебвизора, а можно провести
юзабилити-тестирование с реальными посетителями вашего сайта.
В статье я рассмотрю методику самостоятельного
юзабилити-тестирования, которое не требует больших денежных затрат и
доступно каждому владельцу сайта.
Что такое юзабилити-тестирование .
Юзабилити-тестирование — это процесс наблюдения за тем, как люди
пользуются вашим сайтом/продуктом с целью выявить проблемы
взаимодействия.
Как это выглядит: приглашенным участникам тестирования предлагается
решить тестовые задачи-сценарии на сайте и дать во время выполнения этих
тестов свои комментарии.
Каким должно быть тестирование?
Те, кто хоть раз проводил юзабилити-тестирование, делятся на два
воинствующих лагеря. Одни вторят Стиву Кругу, который утверждал, что
даже один участник тестирования — это на 100 % лучше, чем полное их
отсутствие. При этом им может быть кто-то из ваших знакомых, друзей или
родственников.
А другие присоединяются к лагерю «профессионального тестирования»,
допускающего только целевую аудиторию по принципу «чем больше людей
посмотрело сайт, тем больше выявлено проблем».
И те и другие правы.
Разумеется, если ваш сайт занимается продажей электротехнического
оборудования профессионалам, тестирование на членах семьи и коллегах не
даст такого результата, как полноценное тестирование несколькими сериями
с участием электротехников, подобранных кадровым агентством. Но даже в
этом случае «самостоятельное бытовое тестирование» тоже не будет лишним.
Вам подойдет самостоятельное тестирование, если:
- ваша аудитория неспецифична и разнородна,
- ваши тематики — бытовые: например, мебель для дома, косметика, детские товары, одежда, туризм и многое другое.
- нет ресурсов и времени на проведение полноценного тестирования, например, силами юзабилити-агентства.
Сколько участников нужно для тестирования?
Стив Круг утверждает, что для того, чтобы узнать впечатление о
сайте, а также выявить серьезные проблемы с навигацией и структурой,
достаточно 3—5 человек.
Защитники статистики, конечно, скажут о нерепрезентативности выборки
и малом количестве данных и будут в общем-то правы. Но опыт даже
полноценных серьезных юзабилити-тестирований показывает, что уже первые
несколько тестируемых выявляют львиную долю существенных проблем.
С кем проводить тестирование?
По возможности старайтесь даже для самостоятельного тестирования
подобрать людей, которые похожи на тех, кто мог бы пользоваться вашим
сайтом. Самая простая сегментация — по половому признаку, возрасту.
Кого можно привлечь к мини-тестированию?
- Начните с себя любимого, если до сих пор этого не сделали.
- Обратитесь к коллегам (желательно привлечь сотрудников, не имеющих технических знаний в работе сайта, например, бухгалтерию).
- Проведите вечер в кругу семьи за тестированием сайта.
- Обратитесь к друзьям и друзьям друзей.
Если аудитория сайта специфическая, а провести бюджетное
тестирование хочется, то очевидные недостатки вам помогут найти и члены
семьи, а для выявления глубинных проблем можно поискать представителей
вашей аудитории там, где они обычно водятся (например, на профильных
форумах, в группах соцсетей), и предложить им принять участие в
тестировании.
Привлекая людей к тестированию, помните, что они тратят свое время, и
обязательно вознаграждайте их, даже если это ваша супруга или лучший
друг. Для знакомых и коллег поощрением за тестирование может быть
вкусное угощение, а для посторонних людей лучший стимул — деньги.
Составляем задания для тестирования
Итак, представим, что с тем, кто будет нашим подопытным, мы определились и договорились.
Следующий шаг — самый важный в тестировании. Это составление
тестовых сценариев, которые будут выполнять наши тестируемые на сайте.
Зачем нужен сценарий, ведь можно просто попросить человека походить
по сайту и сказать, нравится ему или нет? Практика показывает, что каков
вопрос, таков и ответ. Задавая человеку неконкретный вопрос («Как вам
сайт?»), вы получите такой же размытый ответ («Нормально…»). Поэтому
нужно придумать определенные задания.
Первое, что нужно сделать, — это определить самые важные задачи,
которые пользователи решают у вас на сайте (то есть, зачем они
приходят). Мы всегда ограничены во времени и ресурсах, поэтому выбирать
нужно:
- критичные конверсионные цепочки.
Если у вас сайт стоматологической клиники, то критичной задачей
будет запись к врачу на прием. Катастрофа для владельца сайта, если это
действие совершить невозможно или с ошибками и трудностями на пути.
- задачи, с решением которых у посетителей могут быть трудности:
например, ваши опасения относительно непонятных названий пунктов меню,
вложенности разделов и т. п.
- задачи, с которыми уже у посетителей есть проблемы. Для сбора
информации посмотрите, с какими вопросами обращаются в службу поддержки
сайта пользователи.
Все задачи должны быть реальными, т. е. выявленными из обычной
деятельности пользователей: не поддавайтесь желанию сделать задания
посложнее, чтобы найти разом много проблем, так как нет смысла искать
проблемы, с которыми никто не сталкивается.
Итак, задачи мы сформулировали. Следующий шаг — превратить эти задачи в сюжетные сценарии.
Зачем? Психологические исследования показывают, что людям приятнее работать по сценарию, чем по инструкции.
Поясним разницу между задачей и сценарием на примере.
Задача: Записаться на прием к врачу.
Сценарий: У вас неожиданно разболелся зуб. Вы планируете
после работы заехать в ближайшую поликлинику. Узнайте, успеете ли вы
посетить врача сегодня, и запишитесь к нужному специалисту на прием.
Сценарий должен описывать реальные условия использования вашего
сайта, наиболее частые возможные ситуации, типичных представителей вашей
целевой аудитории, мотивацию их действий, чтобы помочь тестируемому
вжиться в роль и почувствовать ситуацию как реальную. При этом не стоит
давать лишней информации, которая может только запутать.
Задания должны быть сформулированы так, чтобы исключить их
неправильное толкование. Если вас с самого начала поймут не так,
получить хоть сколько-либо полезные данные будет невозможно.
Еще один важный момент — отсутствие подсказок.
По тексту задания не должно быть понятно, как его нужно выполнять.
Например, недопустимо использовать терминологию сайта — вместо каждого
термина нужно расписывать его значение, иначе тестирование превратится в
игру «найди слова из задания на сайте», и вы не выявите никаких
проблем.
Рассмотрим примеры сценариев и их плюсы и минусы:
Пример 1
Зайдите в «Каталог продукции» и выберите «Дрели». Затем перейдите на страницу «О нас» и узнайте наш телефон.
Минусы: терминология сайта, формат пошаговой инструкции.
Пример 2
Вы умный и красивый мужчина 45 лет с двумя высшими образованиями,
женились в 1988 году после окончания Самарского госуниверситета. Ваш
друг позвал вас на свой юбилей в ресторан «Плакучая ива» в Химках. Вы
задумались, что ему подарить, и зашли в интернет-магазин «Подарки.ру».
Выберите подарок вашему другу на сумму 3000 рублей и узнайте, как его
получить.
Плюсы: сценарий по реальной ситуации, однозначность, отсутствие терминов.
Минусы: слишком много лишних подробностей.
А теперь давайте попробуем создать задание для реального сайта.
Возьмем всем известный ресурс booking.com.
Основная задача посетителя сайта: выбрать и забронировать номер в отеле для предстоящего путешествия.
Тестовое задание: Вам неожиданно дали премию, и вы
решили потратить ее на отдых на море с женой и дочкой 5 лет. Вы
приобрели билеты на самолет в штат Гоа, Индия, с датами вылета 10—17
апреля.
К выбору жилья вы подходите основательно: вы планируете следить
во время отпуска за своими делами в интернете, а ваша жена боится
страшных историй о тараканах и антисанитарии в индийских гостиницах.
Вам необходимо выбрать, где вы проведете свой отдых в течение недели отпуска, и забронировать размещение на эти даты.
Итак, в задании мы проверим, как посетители выбирают даты заезда,
место, кол-во проживающих, а дополнительные условия (ребенок, отель с
интернетом, звездность отеля) позволят увидеть, как пользователь
взаимодействует с фильтрами при поиске. Задание не включает термины с
сайта — однозначно, информации хватает для выполнения сценария.
Проведение тестирования
Задания составлены. Распечатываем их на отдельных карточках и пробуем выполнить сами для проверки.
Затем необходимо подготовить помещение для тестирования. Если вы будете
тестировать только знакомых или членов семьи, а затем самостоятельно
устранять обнаруженные проблемы, то достаточно отдельной комнаты с
ноутбуком. Но для удобства последующего анализа действий респондентов, а
также для получения аргументов необходимости изменений на сайте
(например, если вы работаете над конверсией ресурса, а не являетесь
владельцем бизнеса), можно установить на ноутбук программу записи
содержимого экрана, чтобы потом в формате видеороликов просматривать
повтор и слушать комментарии тестируемых. В таком случае пригодится и
микрофон для получения более качественного звука.
Стоит учесть, что внимание человека начинает рассеиваться при
длительном выполнении одной и той же деятельности, поэтому рассчитывайте
на одного тестируемого не больше получаса.
Попросите участников тестирования активно комментировать вслух свои
действия на сайте, высказывать свои эмоции и мысли. Постарайтесь
разговорить тестируемого, спрашивайте, что он ожидал увидеть, что он
подумал, особенно если видите замедления при выполнении вашего сценария.
Анализ результатов
Итак, тестирование проведено, и у нас на руках часы видеозаписей
действий пользователей на нашем сайте с комментариями. Что дальше?
Многие видеозаписи вызывают только одно желание — сделать новый сайт. Но
не спешите отчаиваться, а правильно проанализируйте действия
респондентов, ведь не каждая ошибка тестируемого свидетельствует о том,
что сайт безнадежно плох.
- Выделяйте самые серьезные проблемы, которые требуют немедленного разрешения.
Если процент людей, обнаруживших проблему, высок, а степень
причиняемого ею неудобства критична, то такая проблема серьезна и
требует изменений на сайте.
- Выделяйте из слов респондентов потребности, а не готовые решения.
Очень часто тестируемые считают необходимым дать вам несколько
советов и пожеланий («…а вот здесь бы сделать раздел с дипломами и
сертификатами…»). Постарайтесь увидеть проблему, а не руководство к
изменению на сайте, ведь подобные пожелания являются признаком
потребности в чем-то. Возможно, в данном случае посетителю не хватило
доверия к сайту. А еще лучше переспросить у респондента, чем подобный
раздел может ему помочь.
Выводы
Сколько бы ни было написано статей о юзабилити, неудобных сайтов с
ошибками проектирования меньше не становится. Взгляд владельца ресурса
зачастую замылен, ведь мы настолько свыклись с проблемами на нашем
сайте, что для нас они становятся неочевидны. Но другие люди не знают,
как работает наш ресурс, и могут взглянуть на него непредвзято.
Самостоятельное тестирование совсем не трудно провести и в «домашних
условиях» с небольшими затратами денег и времени. Попробуйте и
убедитесь, какую пользу оно может принести вашему сайту.
|