Невозможно уследить за каждым изменением в работе Google: компания тестирует тысячи идей и проектов, выкатывает сотни обновлений ежегодно. Специалист по маркетингу компании Moz доктор Петер Мейерс в своей статье решил проанализировать прошлое и предсказать будущее поисковой системы: как будет выглядеть Google к концу 2014 года, в каком направлении будет развиваться и какой философией руководствоваться.
Источники данных
1. Функция оповещения
В апреле 2012 года был запущен проект «Project Algo Alert», который потом развился и был переименован в MozCast. Изначально он проектировался как «метеорологическая станция» для измерения колебаний в топ-10 по 1000 ключевым словам, со временем превратился в 11 подобных сервисов и три уникальные системы. Одна из этих систем называется Функция оповещения (Feature Alert), в ее основе лежит решение, которое позволяет заранее узнавать о выходе обновлений Google.
Система сравнивает каждый блок с архивом, и если "ads-container c mnr-c" является новым элементом, то система сообщает об этом. По словам разработчика Функции оповещения, предполагалось, что обновления будут появляться не более двух-трех раз в месяц, но на момент написания статьи система идентифицировала 2 441 уникальных функциональных блоков.
Сервис характеризуется масштабностью, зачастую он определяет обновления на начальной стадии тестирования, а также регистрирует все изменения пользовательского интерфейса. Как известно, в 2012 году Google провел 7 362 тестовых запуска. Каждый из них может быть практически сразу же отменен: только 9% обновлений из всех тестируемых в прошлом году вступили в силу. Некоторые апдейты компания тестирует повторно в различных форматах, что говорит о явном намерении поисковика утвердить их.
2. Анализ мобильного поиска
84% дохода в третьем квартале Google было получено от размещения объявлений в поиске. Но мобильный поиск – это совсем другое, поведение пользователей меняется крайне быстро. В 2013 году наблюдается одна четкая закономерность – многие изменения пользовательского интерфейса были запущены в мобильной версии перед тем, как они вышли для десктопа. Google старается разрабатывать продукцию будущего и любыми путями пытается получить стопроцентные доказательства того, что CTR и CPC объявлений не упадут из-за роста использования мобильных приложений и выхода таких устройств, как Google Glass. Можно сделать вывод, если новая функция уже запущена в мобильном поиске, то есть все шансы, что в ближайшее время она выйдет и в десктопной версии.
Комбинируя данные подходы, команда Петера Мейерса попыталась предугадать картину ближайшего будущего Google. В результате получилось 6 прогнозов и две концепции поиска.
Прогноз #1: новый Граф Знаний – вероятность 98%
Обратите внимание, что раздел «В контексте» сформирован с использованием информации со сторонних сайтов. Все синие ссылки ведут на дополнительные ресурсы Google, серые ссылки – на оригинальные источники. Совсем скоро поисковик сделает данные каждого пользователя основой для Графа Знаний.
Запросы при этом должны иметь достаточно общий характер. Когда Google запустил блок «углубленные статьи», было сделано следующее заявление:
«Для того чтобы хорошо разобраться в теме, пользователю зачастую нужно гораздо больше, чем быстрый ответ. Исследование доказало, что примерно 10% запросов соответствуют сказанному».
Степень вероятности, что расширение Графа Знаний решит эту проблему, очень велика.
Граф Знаний выдает различные варианты блоков с ответами, поэтому неудивительно, что новые элементы тестирования были сразу замечены. Вот такая информация была найдена по запросу «is pneumonia contagious» (заразно ли воспаление легких):
В отличие от традиционных блоков с ответами, информация была взята из индекса (в данном случае kidshealth.org) и позиционирована как результат органического поиска.
Исходя из этого, можно с уверенностью предположить, что компания уже разработала расширения для сервиса семантического поиска, и вскоре все юзеры смогут ими воспользоваться.
Прогноз #2: обновленный формат рекламы – вероятность 95%
В последнее время Google настойчиво тестирует новый, немного необычный формат рекламных объявлений в поиске. Например, по запросу «рецепт паэльи» можно увидеть следующее:
(…) посередине – это примечание автора, этим знаком он обозначил другие органические результаты по запросу.
Разделительная полоса показывает верхние и нижние блоки AdWords. По сути, Google добавил отметку [AD] к каждому рекламному объявлению, при этом убрал цветной фон, что внешне приближает объявления к результатам органического поиска.
Удивительно, что Google выбрал подобный дизайн рекламы. Петер Мейерс заявляет, что поисковик делает это не по своей воле. Скорее всего, изменения связаны с процессом урегулирования разногласий компании с Европейским Союзом. Для тех, кто считает данное объяснение неправдоподобным, автор статьи приводит еще один скрин по запросу «paella pans» (посуда для приготовления паэльи), на этот раз из браузера Safari:
Последнее время этот рекламный формат доступен в мобильной версии, и Google активно его тестирует, что дает нам повод ожидать его выход и для десктопа. Это изменение заметно отразится на CTR объявлений в 2014 году, независимо от окончательной версии дизайна.
Прогноз #3: количество рекламных блоков увеличится – вероятность 33%
Отдельные объявления могут появиться среди результатов органического поиска, что очень сильно повлияет на распределение позиций в выдаче. Если Google получит возможность перемещать рекламные блоки, то, скорее всего, они будут искать новые варианты повышения эффективности рекламы. Вероятность того, что данный прогноз сбудется, равна примерно 1 к 3.
Прогноз #4: статистика по количеству найденных результатов исчезнет со страницы – вероятность 80%
Если проанализировать скриншот мобильной версии поиска по запросу «paella pans» (посуда для приготовления паэльи), можно увидеть, что эти цифры уже давно не отображаются на странице, т.к. занимают слишком много лишнего места. Вполне возможно, что в 2014 году данные о количестве результатов в выдаче будут потеряны.
Прогноз #5: первый результат в выдаче будет располагаться в отдельной ячейке – вероятность 90%
Обратите внимание, что ссылки размещены в таблице, для каждой создана отдельная ячейка. Шрифт главной ссылки крупнее обычного, а рядом с быстроссылками расположены стрелки, которые вытягивают другие ссылки.
В мобильной версии пользователь видит результат в виде колонки, главная ссылка размещена в отдельной секции и заметно отделена от быстроссылок. По мнению автора, так же будет выглядеть и поиск на десктопе к концу 2014 года.
Прогноз #6: сегментированный поисковой интерфейс - вероятность 50%
Возможно, это не самое значимое обновление интерфейса Google, но его потенциал огромен. Вот так выглядит один из сервисов компании Google Now:
Google Now разделен на так называемые Подсказки, отделенные друг от друга ячейки с информацией. Они упорядочены, подобраны и распределены таким образом, как считает правильным Google. Сейчас этот формат очень похож на интерфейс мобильного поиска компании. Поскольку Google расширяет свою деятельность в абсолютно новых форматах, в том числе таких, как Google Glass, размер экрана начинает играть важную роль. Для поисковика главной задачей будет перейти с ограниченного фиксированного формата на новый динамичный. Подсказки Google - это естественный переход к гибкому интерфейсу выдачи, видоизменяющемуся в зависимости от используемого устройства.
Формат Google Now уже начал появляться в персонализированных результатах поиска. Вот так например выглядит результат поиска по запросу «Amazon» для пользователя, который зашел в аккаунт Google+:
Google добавил в Граф Знаний персонализированную Подсказку, которая оповещает о сделанных заказах в этом магазине. Кликнув ниже для того, чтобы ознакомиться с деталями, пользователь видит окно ответов, в котором найдет еще больше персонализированной информации. Даже Граф Знаний и окно с ответами имеют формат Подсказок, четко отделены от органических результатов. Ячейки с ответами разработаны специально для мобильного поиска, так же как и Подсказки Google Now.
А что, если Google решил довести эту идею до логического завершения, и к 2014 году пользователи увидят систему поиска, разделенную на отдельные сегменты? Это изменение значительно модифицирует десктопный интерфейс. Ставки Петера Мейерса на реализацию данного апдейта примерно равны 50/50.
Автор статьи придумал две концепции, по его мнению, отражающие идею поискового интерфейса Google в 2014 году.
Новая концепция поиска #1
На данном изображении изображены вымышленные результаты выдачи:
Выдача полностью сегментирована, формат объявлений обновлен, Google Now интегрирован в Граф Знаний, а первый органический результат отображается с быстроссылками. Автор также изменил цвет фона и убрал статистику по количеству найденных результатов.
Новая концепция поиска #2
На втором макете можно увидеть результат из Графа Знаний, в котором используется информация со сторонних ресурсов, и присутствует секция «в контексте». Первое объявление расположено после окна с ответами, а второе размещено после двух первых результатов поиска.
На самом деле, никто не знает, как
будет выглядеть Google в 2014 году, но каждое из предположений достойно
быть реализованным. Специалистам остается только ждать и готовиться к
тому, как эти изменения повлияют на SEO. Чтобы скоротать ожидание,
пользователи могут уже сейчас задуматься и проанализировать выдачу. В
таком случае новые апдейты будут радостным известием для каждого
специалиста.