Многие владельцы сайтов при оптимизации ориентируются в основном на
требования поисковых машин, но этот подход нельзя назвать правильным. В
первую очередь сайт должен быть удобен для пользователей, так как именно
они своими действиями в итоге приносят прибыль. Поисковики в настоящее
время практически не способны оценить удобство сайта. Поэтому высокая
позиция в выдаче совсем не гарантирует эффективной работы сайта. Отсюда
следует простой вывод – при оптимизации необходимо позаботиться об
удобстве для посетителей.
Usability или удобство пользования сайтом
Наверняка все не раз и не два сталкивались с такими сайтами, на
которых вроде и тексты неплохо подают информацию, и дизайн симпатичный,
но разобраться в структуре сходу не получается – при поиске нужной
страницы происходят заминки, то и дело не находится ссылка для перехода
на следующую страницу, разделы сформированы нелогично. Порой этим грешат
даже сайты крупных интернет-магазинов, а там такие ошибки стоят больших
потерь в прибыли.
Итак, юзабилити – это удобство пользования интерфейсом сайта. При
оценке того или иного ресурса важно, насколько быстро пользователи
разбираются в структуре сайта и выполняют простые действия, запоминают
основные принципы интерфейса при повторном посещении и сколько ошибок
совершают при навигации по ресурсу. Также немаловажный момент юзабилити –
степень комфорта пребывания на сайте.
Юзабилити практически невозможно оценить автоматически с помощью
каких-либо алгоритмов. На сайте могут присутствовать все необходимые
элементы – навигационное меню, ссылки на основные разделы, текстовый
контент, картинки и видео, но при этом с первого раза разобраться в его
структуре и выполнить простые действия сможет 1 человек из 20.
Структура сайта с точки зрения юзабилити
Один из главных принципов юзабилити – легкий доступ ко всем страницам
сайта. Его может обеспечить лишь правильная структура и грамотная
организация внутренней перелинковки. Если для перехода на целевую
страницу с главной пользователю надо сделать два десятка кликов, то
такую структуру можно считать провальной. Вряд ли кто-то из посетителей в
таком случае дойдет до конца.
Еще на стадии проектирования сайта желательно создать четкую иерархию
страниц таким образом, чтобы практически на любую страницу можно было
попасть в три клика. Это многократно упростит «общение» пользователя с
сайтом, что и является одним из главных принципов юзабилити.
Внутренняя перелинковка помимо технических задач, связанных с поисковой оптимизацией,
должна помогать и пользователям. Например, ссылки на соседние разделы
могут избавить пользователей от лишних кликов, так они смогут сразу туда
перейти, минуя возвращение на главную страницу.
Особенности оформления и дизайна
Основная задача дизайнера сайта в разрезе юзабилити – обеспечить
максимальное удобство пользователя. Огромную важность имеют принципы
расположения основных элементов на странице. Пользователь не должен
искать ссылки для перехода на следующую страницу, разбираться в главном
меню, он должен просто кликать. При создании или доработке страницы надо
ориентироваться именно на удобство для посетителей. Здесь можно
провести аналогию с рабочим местом. Когда все вещи лежат на своих
местах, то рука
автоматически сама тянется за нужным предметом. Если же на столе
беспорядок, то для того, чтобы найти необходимую вещь, приходится
копаться и тратить время. Четкая и ясная организация страницы поможет
пользователям легко ориентироваться на сайте.
- Все основные элементы меню сайта и ссылки должны быть доступны без прокрутки вниз.
- Ссылки на другие страницы должны четко и ясно сообщать пользователям, куда они ведут.
- Используйте визуальные выделения для важных ссылок – это поможет
пользователям вовремя обратить на них внимание и не искать их по всей
странице.
- Избегайте сложного и вычурного дизайна. При концентрации на
коммерческих задачах удобство важнее красоты, в этом случае аккуратные
лаконичные сайты гораздо лучше работают, чем те, на которых много
дизайнерских изысков.
- Большое количество анимированных элементов, баннеров и ссылок путает
пользователей и отвлекает от целевых ссылок. Также обилие навязчивой
рекламы часто вызвает раздражение у посетителей.
Ниже пример, который показывает, как на фоне излишнего количества
рекламы и графических элементов теряются ссылки на целевые страницы: При
соблюдении этих рекомендаций сайт уже станет удобнее. Основная цель
специалиста по юзабилити – сделать страницы такими, чтобы при
сканировании взглядом посетитель, находясь на сайте впервые, смог сразу
разобраться в его структуре.
Множество интересных решений и способов сделать сайт удобнее в плане
дизайна советует в своей книге известнейший специалист в данной области –
Якоб Нильсен.
Подача информации
Помимо всех стандартных требований поисковой оптимизации, контент
должен быть правильно ориентированным на пользователей. То есть он
должен отвечать на вопросы пользователей и давать им именно ту
информацию, за которой они пришли, а не наоборот – вызвать новые
вопросы. Также обязательно следует учитывать то, что обычно пользователи
бегло просматривают страницы, поэтому информация должна подаваться в
легкой и лаконичной форме.
Отсюда следует следующее требование к текстам – они не должны быть
слишком объемными. Стоит пожертвовать их размерами и сократить ради
улучшения юзабилити. Тем более, что требования поисковиков к контенту
меняются, объем контента постепенно уходит на второй план, в первую
очередь учитывается его качество.
Также необходимо правильно структурировать тексты, чтобы они легко
читались. Выделение основных мыслей в тексте в отдельные абзацы поможет
посетителям быстро найти необходимую информацию, лишь просмотрев
страницу «по диагонали». Чтобы не перегружать страницу «многобуквием»,
разместите информативные иллюстрации, ведь часто проще что-то показать,
чем рассказать об этом.
Быстродействие
Еще одним слагаемым успешного юзабилити является скорость работы.
Согласитесь, когда страницы долго грузятся, огромные изображения
постепенно открываются, это вызывает раздражение и желание уйти к
конкурентам на другой сайт. Оптимизируйте сайт так, чтобы его страницы
быстро загружались. Есть смысл отказаться от красивых, но замедляющих
работу страниц элементов.
При оптимизации сайта с целью ускорения его работы пригодится
полезный инструмент PageSpeed от Google. Он позволит выявить все причины
медленной загрузки страниц, а рекомендации, полученные в ходе анализа,
подскажут правильные настройки для сайта.
Тестирование
Так как улучшение юзабилити сайта направлено исключительно на живых
посетителей, то и тестирование надо проводить с их участием – никакой
автоматический инструмент не даст достоверных результатов. Для подобной
процедуры необходимо набрать группу людей из потенциальной целевой
аудитории сайта. Для тестирования достаточно поставить несколько задач,
например, оформить покупку или заказ услуги, найти какую-то конкретную
информацию на сайте или воспользоваться встроенным сервисом. На всех
этапах необходимо отмечать, как быстро пользователи находят нужные
ссылки, не вызывает ли затруднение переход на другие страницы, сколько
ошибок совершается и т.п.
Получить данные для улучшения юзабилити уже работающего сайта можно
из «Вебвизора» «Яндекс.Метрики». Достаточно понаблюдать за действиями
посетителей, задержками при переходе на следующий уровень, движениями
курсора в поисках нужной кнопки. Этот метод не даст чистого результата,
но позволит легко выявить самые грубые ошибки.
Стоит сказать, что владельцы крупных сайтов довольно много средств
вкладывают в совершенствование юзабилити и используют самые продвинутые
методы для тестирования. Например, применяется оборудование, позволяющее
следить за направлением взгляда пользователя. Такие эксперименты дают
ценнейшие результаты, но связаны с огромными финансовыми затратами,
которые не под силу владельцам рядовых сайтов в рунете.
Выводы
Эффективность сайта во многом определяется его удобством для
пользователей. Запутанный ресурс со множеством ссылок и сложной
иерархией может вызвать лишь дискомфорт у посетителей. Необходимо
создать такие условия на страницах, чтобы пользователям нравилось их
просматривать, и они сразу же находили нужную информацию. Самые
«глубокие» страницы должны быть всего лишь в нескольких кликах от
главной. Иначе все старания по оптимизации могут быть перечеркнуты лишь
одной грубой ошибкой в юзабилити – количество отказов может стать
критическим.
Смотрите на канале SeoPult.TV цикл ток-шоу «Фактор человека» с
Дмитрием Сатиным, генеральным директором UsabilityLab, где он со своей
командой разбирает по косточкам сайты гостей и дает ценные советы по
улучшению юзабилити. seopult.ru
|