По информации «Маркера», самая дорогая капитализация на сегодня $7,6 млрд в России IT-компания «Яндекс» намерена активнее заняться интернет-браузерами. Ведь во многом с ними поисковик связывает трагичные для себя события августа-сентября 2011 года — падение доли рынка и курса акций. Теперь российским и зарубежным пользователям будут более настойчиво предлагать браузеры со встроенным поиском «Яндекса» — через готовящиеся к открытию проекты.
Поиск кадров для быстрых и свежих браузеров
На прошлой неделе российский поисковик «Яндекс» зарегистрировал на себя домены freshbrowsers.com, freshbrowsers.ru, fastbrowser.ru. Как рассказал «Маркеру» источник, знакомый с планами компании, поисковик намерен более активно продвигать браузеры «со вкусом «Яндекса». Дело в том, что благодаря собственному браузеру Chrome корпорация Google смогла отнять у «Яндекса» пару процентов запросов Рунета в августе-сентябре 2011 года. В результате у основателя и главы российской компании Аркадия Воложа состоялся откровенный разговор с инвесторами, после которого котировки компании упали на 13%.
В начале 2011 года «Яндекса» организовал сервис browser.yandex.ru, определяющий версию браузера и настоятельно рекомендующий установить Mozilla Firefox обладателям всех альтернативных программ. Но новые усилия по продвижению интернет-обозревателей будут предприняты и за пределами СНГ, говорит собеседник «Маркера». На этом фоне компания могла официально открыть вакансии менеджера проекта партнерских браузеров, разработчика приложений, который будет, в частности, делать популярные браузеры удобнее, а также тестировщика браузерных панелей. Все эти предложения работы появились на прошлой и на этой неделе.
Расходы «Яндекса» на браузеры будут расти
Основной партнер «Яндекса» — Mozilla Corp. До начала 2009 года все русские версии Firefox использовали по умолчанию поиск Google. По контракту, заключенному Mozilla и «Яндексом» в декабре 2008-го, пользователю предлагается выбрать поставщика поиска. «Яндекс» платит американскому разработчику за переходы по контекстным объявлениям, но не раскрывает сколько. Однако известно, что по соглашению с Google компания Mozilla заработала в 2010-м $102 млн, то есть 84% всей выручки (контракт с Google истекает в ноябре 2011 года) — таким образом, вряд ли Mozilla получает от «Яндекса» больше пары миллионов долларов. Кроме того, по информации «Маркера», «Яндекс» оказывает спонсорскую помощь российским активистам Firefox — деньгами и, например, серверными мощностями в обмен на рекламу и техподдержку.
Соглашение с норвежской Opera Software предусматривает оплату «Яндексом» как поисковых запросов, сделанных через встроенный поиск, так и последующих переходов по контекстным объявлениям. По словам представителя Opera Владимира Исаева, система оплаты комплексная, и договор с «Яндексом» регулярно пересматривается.
Программу «Хром», аффилированную с главным конкурентом, «Яндекс» прячет на страничке browser.yandex.ru под словами «А бывают ещё и такие браузеры». «Хром» основан на открытой сборке Chromium — это поддерживаемый Google проект. Американская корпорация по-прежнему не против, сообщили «Маркеру» в российском представительстве Google чтобы «Яндекс» использовал слово «хром»: ни один из поисковиков еще не зарегистрировал в России такого товарного знака. Так же неактивно распространяются «Яндексом» Safari от Apple и менее популярные китайские обозреватели Avant и Maxthon. маркет точка ру |