Если вы давно занимаетесь проектом, то наверняка знаете, что ему нужен периодический аудит с целью выявления накопившихся недочётов. Полный аудит может отнять немало времени, так что Брайан Флорес из проекта Search Engine Journal предложил достаточно толковую методику экспресс-оценки, которую мы с удовольствием дополняем собственными соображениями. Брайан предлагает разделить всю процедуру на несколько этапов: 1. Настройка браузера. 2. Оценка главной страницы. 3. Тестирование глобальной навигации. 4. Обзор страниц категорий и подкатегорий. 5. Проверка оптимизации контента. 6. Анализ SEO-показателей. Итак, по порядку. Настройка браузера Для действительно качественной проверки сайта необходимо отключить в браузере поддержку JavaScript и запись cookies: именно так ваш сайт видят поисковые системы. Это позволяет выявить многие проблемы, мешающие корректному индексированию страниц. Если для вас важно, как поисковик виден Google, установите в Firefox дополнение User Agent Switcher, с помощью которого браузер маскируется под поискового робота Google и показывает сайт так, как он виден этому роботу. Оценка главной страницы Внешний вид и содержание главной страницы имеют принципиальное значение и во многом определяют показатель отказов. Для того, чтобы понять, насколько хороша главная страницы, представьте себе, что вы обычный посетитель, и задайте себе несколько вопросов: ° Насколько профессионально выглядит дизайн? ° Соответствует ли контент тому, что ожидается от сайта? ° Смогли бы вы порекомендовать этот сайт друзьям или коллегам? ° Вызывает ли опубликованная информация доверие? ° Готовы ли вы потратить деньги на товар или услугу, предлагаемую на этом сайте? В дополнение к этому проверьте несколько чисто технических моментов: ° Выполняется ли автоматический редирект с главной страницы на другой сайт или нерелевантную страницу. ° Дублируется ли содержание тэга title на других страницах. ° Работает ли URL, начинающийся с "www", наравне с URL без www. Наконец, проверьте работу главной страницы с отключённой и включённой поддержкой JavaScript. Если при отключении JavaScript исчезли значимые элементы макета, значит для веб-мастера есть работа. Тестирование глобальной навигации Напомним, что глобальной навигацией считается сквозной блок ссылок, через который можно перемещаться по различным разделам сайта. Главным тестом здесь также является работоспособность навигации с отключёнными JavaScript и AJAX: все ли ссылки доступны и действительно ли они являются ссылками. Простым дополнительным тестом является внешняя оценка объёма навигационного блока. Если с момента предыдущего аудита он несколько разросся, вероятно, его необходимо пересмотреть и оптимизировать. Впишите это в план работ. Обзор страниц категорий и подкатегорий Размещение каждой публикации на сайте должно быть обосновано: это должен быть содержательно связанный с тематикой сайта текст, привлекательный и полезный для посетителей. Стоит учесть, что во многих случаях блок навигации автоматически создаётся из категорий и подкатегорий статей. Таким образом если часть публикаций мало соотносится с тематикой сайта и объединена в категорию, она автоматически попадает в навигацию и тем самым создаёт эффект информационного шума. Просмотрите названия категорий и подкатегорий. Они должны быть предельно лаконичными. Помните, что при открытии страницы с публикациями внутри категорий название категории как правило попадает в тег заголовка первого уровня (H1), который учитывается при ранжировании поисковиками. Просмотрите и сами страницы категорий и подкатегорий. Особое внимание уделите тому насколько сбалансированно размещён текст, нет ли перекосов в сторону избыточно объёмного или избыточно сжатого текста. Наконец, проверьте перекрёстные ссылки на другие страницы категорий и подкатегорий. Проверка оптимизации контента Основные элементы для экспресс-проверки таковые: тэги заголовков, мета-описания, атрибуты alt изображений, тэги H1 и H2, элементы на Flash и JavaScript. Итак, по порядку. Теги заголовков: ° По возможности, не более 75 символов. ° Согласованное форматирование. ° Отсутствие повторов ° Связаны с ключевыми словами ° Легко читаются в результатах поиска Добавим к этому, что примерно одинаковая длина заголовков и согласованное форматирование — это не причуда автора статьи. Воспользуйтесь внутренним поиском и посмотрите, насколько органично выглядит вывод результатов. Слишком «рваные» края заголовков создают ощущение неряшливости. Мета-описания: ° Компактные и, по возможности, без автоматически отрезанного лишнего текста (Яндекс допускает до 185 символов, Google — ещё меньше). ° Содержат ключевые слова основного текста. ° Легко читаются и запоминаются. Тексты атрибутов alt для изображений ° Содержат ключевые слова. ° Достоверно описывают изображение (помните о популярности поиска изображений). ° Лаконичны. Тэги H1 и H2 ° Точно описывают содержание текста. ° Без перебора с использованием ключевых слов. ° Эффективно делят содержимое страницы на фрагменты, распознаваемые при сканировании текста глазами. Наконец, последним существенным моментом здесь является умеренное использование Flash и JavaScript, о недостаточно хорошем индексировании которых сказано достаточно. Советы по оптимизации этих основных элементов страницы могут казаться уже навязшими в зубах, но именно эти элементы играют важную роль при ранжировании сайтов и оценке качества сайта самими посетителями. Анализ SEO-показателей Последним шагом является оценка внешних SEO-показателей сайта. Кажется, у нас уже вошло в привычку рекомендовать Open Site Explorer для анализа авторитетности обратных ссылок. Показатели, которые важны в первую очередь, таковы: ° Авторитетность страницы и сайта. ° Общее число ссылок и корневых доменов. ° Анкоры ссылок и их распределение. OSE выводит настолько много информации, что в ней сложно не увязнуть, поэтому мы рекомендуем оценивать общее положение, а подробное изучение данных выполнять отдельно. Уже позднее, при более подробном аудите применительно к анкорам мы рекомендуем внимательно проверить следующие критерии. Во-первых, насколько текст анкоров согласуется с содержанием страниц, на которые они указывают. При внимательном рассмотрении вам могут открыться бездны, например, огромное количество анкоров с малоосмысленным и не слишком привлекательным текстом вроде «здесь», «тут», «отсюда» и так далее. Во-вторых, в какой части страниц размещены ссылки на ваш сайт. Оптимальное расположение ссылок — в начале текста, поскольку именно он получает львиную долю внимания посетителей. Относительная малоинтересность начала приводит к пролистыванию всего остального, в связи с чем у ссылок в середине текста меньше способность принести переход. Наконец, вес ссылки определяется и количеством других ссылок в окружении. Если ваша ссылка попала в перечислении, и вокруг неё находится ещё несколько ссылок на другие ресурсы, её вес автоматически падает. OSE учитывает этот критерий при оценке авторитетности страницы (Page Authority). У вас далеко не всегда будет возможность договориться с владельцами сайтов об изменении уже размещённых ссылок. В общем случае это будет задача из разряда двенадцати подвигов Геракла. Тем не менее, понимание, как именно обстоит дело с анкорами в реальности, поможет вам скорректировать текущую работу по продвижению, выделив приоритеты среди улучшаемых показателей. Статья основана на материале "The 20-Minute (Or Less) SEO Audit w/ INFOGRAPHIC", опубликованном в Search Engine Journal.