Недавно на SEOnews был опубликован рейтинг «SEO глазами клиентов»,
составленный на основе клиентских отзывов. Респондентам предлагалось
оценить работу своего подрядчика сразу по нескольким показателям.
Предполагается, что рейтинг получится максимально объективным ввиду
отсутствия какой-либо заинтересованности у опрашиваемых. Тем не менее,
система оценки, в том числе и для качественных показателей не лишена
недостатков. В любом случае ясно, что основывать свой выбор только на
данных рейтинга – неправильно. В статье мы поговорим о том, на что
следует обращать внимание при выборе подрядчика для продвижения сайта.
Отзывы клиентов
В сети есть много ресурсов, на которых можно почитать о впечатлениях
клиентов по работе с компаниями, занимающимися поисковой оптимизацией.
Один из наиболее популярных проектов – KtoProdvinul ru.
Он объединяет в себе рейтинг SEO-студий и каталог отзывов. Ради
справедливости отметим, что реальность многих откликов под большим
вопросом. Но при грамотной фильтрации откровенной саморекламы и «черного
пиара» со стороны конкурентов, вполне можно вынести полезную для себя
информацию.
Часто оптимизаторскими компаниями практикуется публикация у себя на
сайте отзывов и благодарственных писем от довольных клиентов. Если есть
сомнения по поводу подлинности – лучше всего связаться с рекомендателем и
поинтересоваться о качестве предоставляемых студией услуг. В
дополнение, при личном общении можно получить более объективный отзыв.
Похожая ситуация и с портфолио. Как говорится, доверяй, но проверяй!
Некоторые молодые, а иногда и не очень, компании любят приписывать себе
виртуальных несуществующих клиентов.
Посещаемость сайта студии
Даже среди сайтов фирм, занимающих достаточно высокие позиции в
различных рейтингах (мы не про «SEO глазами клиентов») попадаются
ресурсы с очень низкой или даже нулевой посещаемостью. Конечно,
конкуренция в сфере оказания услуг по продвижению сайтов очень высока,
но подобная ситуация, в любом случае, должна, как минимум, насторожить.
Сапожник без сапог! Оценить посещаемость по счетчику не всегда
представляется возможным, поскольку многие компании закрывают его или
попросту не добавляют к себе на сайт. В этой ситуации можно посмотреть
позиции компании по целевым запросам: «продвижение сайта», «seo»,
«поисковая оптимизация» и т.д. Вообще, смотреть на место «продвиженцев» в
поисковой выдаче стоит в любом случае. Цифры на счетчике легко
накручиваются продвижением нецелевых запросов.
Проверка на честность
Попросите своего потенциального подрядчика самостоятельно составить
список запросов для продвижения вашего сайта. Многие компании обещают
увеличение продаж, помощь в развитии бизнеса, индивидуальный подход, но
при этом волнуются только о размере бюджета. Если вам будет предложен
список, состоящий из популярных высокочастотных, но совершенно не
продающих запросов по вашей тематике – вывод напрашивается сам собой. В
примере с нашей компанией таким запросом является хостинг. Люди очень
часто вбивают данное слово в строку поиска, надеясь найти нечто иное (хостинг для файлов, игровой хостинг, бесплатный хостинг, хостинг фотографий и изображений), нежели услуги дата-центра.
Стоимость
Когда вы определились с несколькими кандидатами, можно попросить их
рассчитать примерную стоимость продвижения по интересующим поисковым
запросам. Компании пользуются одними и теми же, всем известными методами
продвижения, но цена услуг при этом может существенно различаться.
Также можем порекомендовать заказчикам воспользоваться различными
онлайн-сервисами оценки бюджета кампании. Точных цифр вы не увидите, но
сможете получить хоть какую-то информацию по стоимости продвижения.
Гарантии
Самый больной вопрос во взаимоотношениях заказчиков и поставщиков
услуг по поисковому продвижению. Первые хотят увидеть результат здесь и
сейчас, в крайнем случае – потом, но хотя бы с какими-то гарантиями.
Вторые сетуют на постоянно меняющиеся алгоритмы поисковых систем и
отказываются обещать достижение конкретных позиций.
На сегодняшний день минимальный срок продвижения запросов в
среднеконкурентных и высококонкурентных тематиках составляет 4-5
месяцев. Ждать так долго и платить только за вероятный результат
станет не каждый заказчик. Одним из выходов в сложившейся ситуации
становится предложение клиенту контекстной рекламы, которая до появления
результатов по SEO, должна компенсировать отсутствие поискового
трафика. Но данное решение подходит далеко не для всех. В некоторых
тематиках стоимость кликов слишком высокая, для того чтобы окупались
затраты на привлечение клиента.
Оптимальным выходом для заказчика становится поиск компаний,
предлагающих компромиссное решение. Некоторые студии предлагают клиентам
оплачивать только стоимость работ и ссылочный бюджет, а премиальные –
уже в зависимости от результатов. Такой подход выглядит оптимальным для
обеих сторон, но споры могут возникнуть на основе методики расчета
трудозатрат и расходов на ссылки.
Подводные камни
Обстоятельно следует подходить и к чтению условий договора. Клиенту
предлагается большое количество низкочастотных и низкоконкурентных
запросов, которые без проблем выводятся в Топ поисковых систем. По
отчетам, предоставляемым клиенту все выглядит здорово – хорошая динамика
роста, высокие позиции по большинству запросов, но трафик на
продвигаемом сайте практически отсутствует.
Включение НЧ-запросов в план продвижения может преследовать и другую
цель. Нередко в договоре прописывается, что условия договора считаются
выполненными, при выводе на плановые позиции определенного процента
запросов (как правило, от 75%). Естественно, что этот процент легко
достигается за счет вывода большого количества неконкурентных ключевых
фраз и формально все обязательства компании-подрядчика считаются
выполненными.
Вывод
Обобщая все вышесказанное, можно подвести основные принципы выбора SEO-студии:
- Наличие у компании достаточно большого количества успешных завершенных и действующих проектов.
- Реальные клиенты и отзывы в портфолио компании и на внешних ресурсах.
- Положительные рекомендации от реальных людей.
- Работа не на показатели, а на результат.
- Адекватный бюджет рекламной кампании в сравнении с конкурентами.
- Наличие каких-либо гарантий по результату со стороны SEO-студии.
- Отсутствие подводных камней и скрытых платежей (но об этом вы узнаете уже после подписания договора).
Конечно, выше описана эталонная SEO-компания, которой в природе не
существует. В любом случае, чем большему количеству критериев будет
отвечать выбранная студия, тем меньше процент вероятности того, что вам
придется выкидывать деньги на воздух. Выбор подрядчика – не такой
простой процесс, как может представиться на первый взгляд, но серьезный и
обстоятельный подход к этому вопросу с самого начала, позволит избавить
себя от головной боли в будущем.
Евгений Кулябин, специалист по социальным медиа hosting.tel.ru
|