Недавно мне попались "11 правил Билла Гейтса для школьников". Эти
правила, вероятно, рассказала ему Гай Германика, после того как сняла
сериал "Школа". Я решил опровергнуть правило Гейтса о том, что "в жизни
людям приходится большую часть времени проводить не в кофейне, а на
рабочем месте". И для этого я пошел в кафе на встречу с человеком,
который не понаслышке знаком с тайнами мира оптимизации. Мой собеседник -
Константин Леонович, менеджер по ключевым клиентам биржи Sape.ru.
ДА: Рохит Бхаргава в своей книге рассказывал о том, что компаниям
нужно создавать трогательные истории. Трогательные истории - это вообще
конек американских маркетологов. Цукерберга бросила девушка, и он
создал Facebook. Ларри Пейдж и Сергей Брин уединялись в гараже.
Константин, скажи пожалуйста, какая романтическая история привела к
созданию Sape? Евгений Пошибалов ссорился с кем-нибудь в гараже?
КЛ: Не было гаража. Был офис, немного похожий на гараж. Были
романтические люди, занимались оптимизацией сайтов туристического
холдинга. Плюс, у команды под руководством Евгения Пошибалова было
несколько внешних клиентов. Чтобы повысить эффективность работы, был
придуман инструмент работы с ссылками, ставший в дальнейшем проектом
Sape.ru.
Я пришел работать в эту команду оптимизатором, через несколько
месяцев после начала разработки системы. До Sape я занимался
оптимизацией нескольких крупных проектов по недвижимости, а также
созданием сетей сайтов. Мой рекорд – сетка из 3000 сайтов.
ДА: Да, жалко, что не было никакой обиды при создании. Ведь
действительно круто, когда человек обижается на всех и уходит в горы или
уезжает в деревню. И там в результате упорных тренировок рождает крутой
продукт (если верить Гладуэллу, требуется не менее 10 тысяч часов). У
вас же профессиональный продукт под конкретные услуги. Мне кажется, вам
нужно придумать историю, хотя бы пост-фактум. От Sape веет
таинственностью. Различные Гуру продают тайны вашей системы и
зарабатывают на продаже больше, чем на оптимизации сайтов. Успешные
манимейкеры продают информацию, как поднять бабло и нарастить ТИЦ.
Открой тайну, как стать богатым с помощью вас?
КЛ: На самом деле очень сложный вопрос. На него можно ответить
популярно, как это делает Яндекс - «создавай сайт для людей». Но были и
другие методы. Года три назад можно было сделать на коленке сайт
специально для нашей биржи, и заработать на продаже ссылок.
Но последние года полтора такой способ заработка, как «топорное»
создание сайтов под Sape, уже не работает. Сейчас продавать ссылки на
новом сайте очень рискованно и трудно. Иными словами, сейчас стоимость
создания сайта, который будет и приносить трафик, и зарабатывать в Sape,
сильно выросла. Таким образом, порог входа в этот бизнес (заработка на
Sape) также вырос. Школьники, которые ранее «атаковали» нашу систему
некачественными сайтами, теперь понимают экономическую невыгодность
создания сайтов только ради продажи нескольких ссылок.
Мои рекомендации:
1. Не ждать, что Sape может принести миллион рублей с одного
ресурса. У каждого сайта есть предел заработка на ссылочных
инструментах. Сейчас максимальный доход одного сайта составляет около
150 т.р. в месяц.
2. Не стоит затачивать сайт только на продажу ссылок. Делать сайты
только под Sape - недальновидно. Я знаю несколько взрослых людей,
которые промышленными методами делают только сайты под нашу биржу. Когда
я говорю им о наличии возможности зарабатывать и на других рекламных
инструментах, они удивляются. Жаль, что потом камни от таких
недальновидных вебмастеров летят в нашу сторону. Sape, как и раньше,
кормит множество вебмастеров.
Я как-то готовил доклад о способах монетизации интернет-проектов, и
обнаружил множество разных способов, помимо классических ссылочных и
контекстных инструментов. Новые способы – это и внедрение всяких
промо-кнопок, брендирование подложки, и пр. В том же я докладе я
говорил о том, на каком канале можно заработать. Самое интересное, что
для сайтов с ТИЦ больше 1000 и количеством посетителей менее 1000 Sape
является самым прибыльным каналом.
ДА: Но создавать сайты СМИ или порталы, которые будут посещать
меньше 8 тысяч человек - это вообще, мне кажется, рискованное
мероприятие. Скажи, а как раскручиваться в Sape брендам, которые не
хотят стоять где-то в подвале сайтов с текстом, напоминающим зазывалку
продавца петровско-разумовского рынка: «Хотите купить ключевое слово -
покупайте у нас»? Например, некто Дмитрий Анатольевич захочет
оптимизироваться по ключевому слову «Президент 2012 года» . Как ему
продвигаться?
КЛ: Ты озвучил тренд последних месяцев. Все морочатся о
негативе в Сети и как его исправлять. Сейчас стало возникать много
инструментов (в частности, наши), которые помогают работать с
репутацией.
Лет пять назад у заказчиков оптимизации было четкое понимание, что
оптимизация - это клиенты. Потому что тогда только SEO приносило
максимум заинтересованных клиентов. Сейчас SEO - это ряд работ над
сайтом и его внешним цитированием. К сожалению, гарантировать результаты
таких работ в виде достижения определенных позиций – невозможно. SEO
сейчас перенимает некоторые черты PR, SMO. Это один из трендов.
Получается, что заказчикам, бизнесменам, оптимизаторам требуются
ссылочные продукты, которые дают позиции и дают прирост к пиару или
некий социальный эффект, бонус. На рынке появились новые инструменты -
статьи. Ты размещаешь не только ссылку на страницу Леди Гага или центр
каминов. Ты размещаешь пиар-статью про Леди Гага или статью про центр
каминов. Естественно, не все статьи будут читать. SEO-тексты по
определению нечитабельны. Но тренд в сторону читабельных и интересных
SEO-статей есть.
ДА: Все верно. Оптимизация ухудшила качество журналистики. Я когда искал журналиста на проект о шоппинге,
то столкнулся с массой странных специалистов. Которые говорили: "я
подхожу вам, потому что я писала суперские тексты с уникальностью 93%
по пластиковым окнам". SEO-копирайтинг убивает журалистику. Тексты
оцениваются не по цитируемости или охвату, а по включаемости ключевых
слов и прочим жутким метрикам. Так же, как чересчур пафосные журналисты
сознательно саботируют нормальный язык и для красоты вместо слова "снег"
пишут "снежное покрытие дорожного полотна". Как ты считаешь, может
SEO окончательно привратиться в пиар?
КЛ: Не то чтобы SEO превращается в пиар. SEO – это набор
технических знаний по улучшению видимости сайта. SEO будет
развиваться, как и развивалось. Как покупали ссылки, так и будут
покупать. Но просто SEO-инструменты будут активнее использовать в пиаре.
Ты ведь знаешь, что многие пиар-агенства продают "увеличение
цитируемости" и "присуствие СМИ". Вот пиарщики сидят, рассылают
пресс-релизы. А наши инструмены позволяют за 10 минут разместить релиз
на сотнях СМИ за небольшие деньги. Получается, что один инструмент
работает и на SEO-эффект, и на PR-эффект. Выходит, выгоднее размещать
качественные материалы.
ДА: Пресс-релизы и пиарщики, мне кажется, тема отдельного
разговора. Мне навскидку приходит в голову несколько типов
пресс-релизов. Эмпатические пресс-релизы: это пиарщик пишет с
нереальной радостью и пафосом о каком-то несовместном, но почему-то
интересном событии. Такие релизы начинаются со слов «У нас
интереснейшая для вас новость. Мы вчера запустили сайт» . Мне вообще
становится стыдно от таких текстов, так как для меня радостная новость -
это пополнение моего яндекс.кошелька. Еще бывают пресс-релизы коллег,
они обычно начинаются со слов «Уважаемые коллеги». Такие релизы
интереснее, так как в списке адресатов ты узнаешь емайлы коллег. Или вот
еще: пресс-релизы от пиарщиков с опытом работы в ЦК КПСС или РУВД
деревни Васюки. Такие релизы содержат слова «Перед размещением
пресс-релиза требуем связаться с нами в краткие сроки».
Вобщем, мне непонятно, зачем нести деньги в такие пиар-агентства,
если там сидят девочки, рабочее время которых стоит в 50 раз меньше, чем
агенства берут с клиента. А ты можешь привести примеры, как проводится
пиар-кампания через вас? Было бы круто с цифрами.
КЛ: Вот пример: есть ночной клуб. Он недавно открылся.
Обычный человек выбирает клуб и ищет отзывы в поисковике о нем. Задача
владелеца клуба - наводнить отзывами об этом клубе десятку в
поисковых системах. Сейчас это можно сделать за приемлемую сумму:
тысяч за пять. Главное, знать, на каких плошадках размещать отзывы.
Мы делали услугу для наших клиентов «Пиар без хлопот». Клиенты за
сумму от 5 до 15 тысяч размещали статьи на топовых площадках Рунета.
Это статьи, которые не были прочитаны огромной аудиторией. Смысл
размещений - наводнить выдачу отзывами о компании. Наши партнеры делали
такие работы для одного из новых московских ресторанов.
Но это одна из задач. Есть и другая, противоположная, о которой пока
не додумались, к счастью, предприимчивые оптимизаторы. Это
информационный рэкет. Оптимизатор сначала размещает негативные отзывы, а
потом предлагает их подчистить за определенное вознаграждение.
ДА: Ой, последняя задача очень страшная, так как придется общаться
с представителями службами безопасности. С этими бывшими сотрудниками
345 отделов ГРУ СМЕРШ.
КЛ: Да, вот байка: к одному блогеру, негативно отзывавшемуся
об одном алкогольном бренде, приехали представители этого бренда.
Приехали на джипах и в тренировочных штанах. И после этого он стал
писать позитив: «Я очень люблю водку ***, ее любит моя жена и маленькие
дети».
Но существуют еще тысячи бизнесов, у которых нет не службы безопасности, нет физкультурников на джипе.
ДА: А вот как пиарить бизнес, в котором нет четкой
информационной потребности? Например, обучающие конференции. Мало кто
ищет по запросу «конференция о SEO».
КЛ: У нас есть сервисы не только для исправления имиджей,
но и для размещения качественных статей. Это не SEO-статьи, а
полноценные PR-материалы. Статьи только для SEO-эффекта стоят дешево, от
50 р. А материалы, которые прочтут тысячи людей - это, естественно,
дороже. Например, от 5 тысяч рублей стоит размещение статьи на
популярном сайте. Мы хотим сделать инструмент, который в рамках одного
интерфейса позволяет общаться с топовыми рекламными площадками. Не
заключать с каждым из них договоры, а работать только по одному договору
с нами и иметь единый счет в системе. Сейчас ты вынужден заключать с
каждым СМИ договоры, платить всем деньги, ездить и договариваться. Если
ты работаешь с нами, получаешь только выгоды – и по стоимости и по
времени, которые ты тратишь на размещение.
ДА: А что у вас есть для брендинга?
КЛ: Можно вспомнить кейсы некоторых брендов. К сожалению, эти
кейсы не наши, но мы готовим аналогичные инструменты. Бренд выбирает
ключевые слова, соотвествующие характеру торговой марки. Например,
Сбербанк выбрал слова "близкий", "удобный", "доступный". Intel выбрал
слова "технологичный" и "быстрый". Потом на популярных ресурсах выделили
все такие cлова цветом. И в результате человек читает статью на
"Газета.ру", а там в статье эти слова выделены. Я сам кликал на эти
слова, реклама работала. Эффект огромный.
ДА: А как быть, если слова выделяются в тексте «В квартире найден труп, близкий к батарее»?
КЛ: У нас бывают такие комические случаи. Например, разместили
ссылку в новости «Преступники вошли в сговор с нотариусом и ограбили
квартиру». Вебмастер поставил ссылку "нотариус" на конкретного
нотариуса. Естественно, ссылку убрали.
ДА: В комментариях журналу Forbes Игорь Ашманов назвал
приобретение Юрием Мильнером проекта Sape высокорисковым, так как
проект сильно зависит от "Яндекса". Скажи, ты чуствуешь, в каком
рисковом проекте работаешь?
КЛ: Я думаю над этим. Все, о чем я сейчас рассказываю, все
новые проекты - они снижают нашу зависимость от "Яндекса". То, что
"Яндекс" раз в полгода меняет методологию работы, создает высокие риски -
но для кого? Для оптимизатора. Мы же – биржа, связной между
рекламодателем и площадкой. Расширяя возможные форматы работы, мы
снижаем свои риски. Поэтому мы делаем новые инструменты. В том числе,
например, выходим на Запад.
ДА: Тот же Ашманов в нашем интервью упоминал Джеффри Пруитта, который назвал покупку ссылок "2001 годом". Зачем им биржа?
КЛ: Ситуация с торговлей ссылками на Западе напоминает
государство, где все поголовно наркоманы. Но наркотики запрещены. Все
знают где покупать, знают о повальной наркомании, но по закону
наркотики запрещены.
Формально, торговли ссылками там нет, они это называют link building.
Есть четкие расценки: статья на топовом блоге стоит, например, 3 тысячи
баксов. Что это, как не покупка ссылок? Размещение в платном каталоге
стоит 200 баксов. Там нет просто массовых сервисов покупки ссылок.
Потому что там Google давит их. Но продажа ссылок есть, просто стоит все
намного дороже.
ДА: Можно тебя на прощание спросить умный вопрос? Его все
спрашивают в модных журналах. Я, правда, сам не понимаю его. Просто в
интервью Ильи Сегаловича на LookATMe прочитал. Как ты относишься к
культуре хипстеров?
|