Конференции и семинары рано или поздно добавляют головной боли
каждому специалисту в области интернет-маркетинга - и даже большинству
заказчиков услуг из этой области. Постоянно видя в СМИ анонсы
мероприятий, а в описаниях мероприятий - знакомые фамилии и заманчивые
темы докладов, специалист и заказчик начинают решать уравнение с
несколькими неизвестными.
Цена за конференцию - велика или мала? Доверять ли бесплатным
мероприятиям, или там сплошной "пиар"? Если похожие темы повторяются
снова и снова - это признак актуальности вопроса или обещание в десятый
раз повторить заезженные рекламные лозунги, потому что "тема сейчас
модная"? Чем, собственно, семинары отличаются от конференций, а те и
другие - от курсов? Какое мероприятие выбрать, если программа у них
похожая, а организаторы разные?
Но это все вопросы второстепенные. Главный вопрос - "как мне измерить
пользу от посещения конференции"? Как понять, помогла ли она (или он,
семинар) в бизнесе? Такие вопросы обычно задают до поездки на
мероприятие, потому что после всё становится более-менее ясно. Наш
личный опыт посещения конференций и общения с посетившими показывает,
что совершенно ничтожный процент слушателей не может сказать ничего
конкретного в ответ на вопрос "что полезного вы услышали", "как вам
помогло это событие", и так далее.
Если послушать диалоги о посещенных конференциях со стороны - можно
отнестись к ним скептически. Редкий слушатель изложит вам
математическую формулу повышения своего благосостояния на основе
полученного конференц-опыта. Часто в отзывах о мероприятиях превалируют
эмоции. Но нам кажется, что эмоции - это тоже очень важно. Эмоции
стимулируют произвести перемены в стратегии, тактике и функционале
веб-ресурсов, которые вроде бы давно напрашивались, но всё
откладывались. Эмоциональный характер имеет внезапно наступившее
понимание, что конкуренты уже дышат в спину (хотя чаще наступает
понимание, что это вы дышите пылью из-под копыт ускакавшего далеко
вперед конкурента). Приятное желание что-то делать, шевелиться,
развиваться, реализовать внезапно посетившую идею - это тоже частый
результат посещения отраслевых мероприятий.
Но для получения эмоций все-таки покупают билет в кинотеатр, а не на
конференцию. Они обычно становятся бонусом постфактум - а цель
посещения мероприятия надо поставить перед тем, как его оплачивать и
вносить даты в личное расписание.
Итак, первая стратегия: получение гарантированной пользы.
Посмотрите программу
Отметьте фамилии, компании и должности докладчиков. С помощью
поисковых систем или собственного рационально-логического аппарата
поймите, чем они занимаются, в чём они разбираются
Придумайте и запишите, какой вам надо задать им вопрос, чтобы
решить одну из своих проблем. Вопрос не должен быть слишком общим, но и
не должен быть перегружен конкретными деталями.
Например, вы видите, что на конференции будет выступать Александр
Садовский. А ваш сайт как раз намедни улетел из топа Яндекса куда-то в
глубины выдачи, куда не ступает нога человека. Бегло проглядев пару
отчётов о других конференциях, вы удостоверитесь, что Александр
Садовский всегда общается в кулуарах с желающими, но может ответить
уклончиво или вообще улыбнуться и перейти к следуюшему вопросу.
Не надо планировать вопрос, содержащий Url вашего сайта, запрос, по
которому он вылетел, дату апдейта, динамику потери позиций. Прикиньте
сами, что могло стать проблемой, а Садовского спросите, как Яндекс
относится к сайтам, содержащим ... (здесь вставить предполагаемый вами
источник проблемы) или использующим ... (аналогично). Заранее запишите
тот же вопрос в переформулированном виде, на случай, если что-то
помешает получить ответ, например: "Были
замечены санкции для сайтов, содержащих (использующих)...
. Почему Яндекс считает необходимым наказывать такие сайты/можно ли
использовать/не хотелось бы считаться нарушителем, но наш вебмастер
сделал..." и так далее.
Повторите с другими экспертами.
В работе
практикующего специалиста обязательно встречаются какие-то проблемы,
внезапные сбои, непредвиденные результаты. В конце концов, никогда не
лишне узнать, какой смысл имеет последняя отраслевая новость для той
или иной категории специалистов, связанных с этой отраслью. Посмотрите,
какие беды случались у конкурентов, и о них тоже подготовьте вопросы -
всегда приятнее учиться на чужих ошибках.
SEO-специалистам всегда хочется задать вопрос сотруднику Яндекса, но
гораздо проще и продуктивнее задавать вопросы коллегам. Есть
универсальная формулировка: "А расскажите о своем опыте продвижения..."
(здесь вписать нужную тематику или тип бизнеса продвигаемого сайта). В
неформальной обстановке лучше переформулировать вопрос: "медицинская тематика - это ужас, правда?". Сначала, конечно, надо узнать, на чем специализируется собеседник, но это и вовсе не проблема.
Все это подводит нас к главному выводу: не надо надеяться на
организаторов и докладчиков, не надо ждать, что кто-то придёт и
принесет полезный контент. Надо добывать его самостоятельно, а
конференции - лишь удобный плацдарм, на котором специалисты собраны
вместе и заранее настроены общаться со слушателями.
Есть и другая стратегия получения пользы от конференций, но здесь требуется больше усилий и способностей:
Оцените аудиторию, кто будет на мероприятии - оптимизаторы? маркетологи? заказчики, топ-менеджеры и владельцы бизнеса?
Если на предприятии будут потенциальные или состоявшиеся
заказчики услуг интернет-маркетинга - туда непременно стоит пойти.
Потенциальные заказчики посещают ивенты именно для того, чтобы
позадавать вопросы, сориентироваться, понять, что им надо и что
предлагается. Заказчик на мероприятиях гораздо активнее исполнителя. Он
не боится в разговоре нечаянно "спалить тему", он знает, что может
только получить информацию и этого как раз желает.
Не надо играть в члена секты "Гербалайф" и пытаться каждому,
посмотревшему в вашу сторону, продать свои услуги. Завязывайте
знакомства, беседы, просвещайте желающих, отвечайте на вопросы и берите
у них визитки. Свяжетесь позже, можно написать письмо: "если
помните, мы познакомились на конференции, поговорили о контекстной
рекламе. Я директор компании "SEM-консалтинг", мы оказываем услуги ...,
... и ... ,могу еще рассказать поподробнее."
Всё вышесказанное, конечно, не означает, что доклады на конференциях
пусты и бесполезны. Из них тоже можно узнать много нового и важного -
если, конечно, организаторы мероприятия опытны, хорошо представляют
себе интересы целевой аудитории.
Если вы идете на конференцию, которая имеет историю, проводится уже не
первый год - пройдитесь по сайту с программой за прошлые годы,
просмотрите презентации докладчиков. Это поможет понять уровень
мероприятия. Про поиск отзывов в блогосфере можно, наверное, и не
упоминать лишний раз.
Часто препятствием к посещению конференции становится ее стоимость.
Если вы фрилансер - запланируйте, какие проблемы решите на мероприятии
и посчитайте, сколько вы благодаря этому сэкономите или заработаете.
Если вы работаете в компании - побеседуйте с руководством, представьте
ему план получения пользы от посещения конференции. Если вы окажетесь
достаточно убедительны, ваш работодатель сможет оплатить вам посещение
мероприятия.
Наконец третий (но не последний), достаточно сложный, но почетный
способ получения пользы от конференций. В IT вообще и в
интернет-маркетинге в частности очень ценится экспертный контент. Не
так много есть источников разносторонней, достоверной и полезной
информации по отраслевым вопросам. Привезя с конференции знания и
впечатления, вы можете написать несколько текстов в блог или на
корпоративный сайт, получть обратные ссылки, создать или закрепить
позиционирование в качестве эксперта, продемонстрировать
компетентность потенциальным клиентам.