От главреда: Я заметил, что три года
назад на "Вебпланете" было гораздо больше материалов о строительстве
интернет-сообществ. А теперь - кризис, что ли, всех подкосил и
разобщил? Вокруг сплошные правовые вопросы и монетизация, невзирая на
весну. Конференция iCommunity-2010,
и та была посвящена сплошь перспективам рекламы в инфантильном
"Твиттере". Короче, пора вытащить из архива что-нибудь живое. Вроде вот
этой статьи с комментариями.
Если вы жили в советском общежитии или на худой конец в
студенческом, то вы наверняка понимаете, что такое сообщества, как они
живут и работают. Не грузитесь американскими мантрами а ля «community».
Правда для вас – легче, взвешенней и приземлённей.
Весна…
Веб-локи в Интернете чаще всего начинают свое образование вокруг
какой-то одной, вполне конкретной темы. Но, чтобы начать
кристаллизоваться, стыкуясь гранями «темы», людям нужна площадка. Т.е.
«дом», в котором они могут поселиться рядом с близкими «по теме»
соседями.
На первом этапе «стыковки» характерным явлением можно считать поток
обсуждений, непосредственно связанный с тематикой площадки. Все ветки,
если это сотовый форум, будут про сотовые, если автомобильный, то про
автомобили, если детский – про детей.
Как долго такая ситуация будет продолжаться – индивидуально для
каждого случая. Общее правило: чем больше активных компетентных
посетителей – тем образование веб-лока быстрее. Если самый посещаемый и
«плодовитый» раздел площадки связан с его главной темой – веб-лока еще
нет. Для людей основное «тема», она их объединяет, интересует и питает.
Пропади «тема» – завтра же можно закрывать площадку. Пока люди только
«живут» рядом, но не «живут» вместе.
Лирика
«Тема» и «площадка» основные слагаемые успеха начала хорошего
веб-лока. Все, почти как в случае с американскими «первопроходцами»,
кто первый застолбит участок, тому им и владеть – кто первый построит
площадку под «тему», тому и самый живой веб-лок. Лучшая стартовая
площадка – проходной двор, хорошо сегментированное многоквартирное
жилище с комфортабельными нужниками, схемами ориентировки и частными
чердаками потребуется позже.
Лето…
Первым сигналом к тому, что начался процесс формирования устойчивого
и саморазвивающегося веб-лока служит появление и «жизнь» человеческих
тем, которые вообще никак не связаны с основной тематикой площадки. К
примеру, на форуме «все о телефонах», постоянно возникают о обсуждаются
темы о «политике», «автомобилях», «кухне», «бабах» и «мужиках». Флуд, в
хорошем его смысле, усиливается. И резать его или нет, зависит от того,
собирается администрация развивать у себя веб-локи и, таким образом
заметно перекрыть себе кислород в области управления местом пребывания
веб-лока, или же ей больше по душе праздно шатающаяся публика, но
шатающаяся строго по теме.
Вменяемый флуд – первый признак того, что людей начало связывать
что-то большее, чем просто «тема», они стали понимать друг друга, а не
только «тему». Но второй этап еще не начался. Управление флудом,
довольно простая штука. Его либо режут, либо пересаживают. Последнее
открывает двери для зарождения стабильного веб-лока. Без внимания флуд
оставлять нельзя, им надо пристально заниматься, подправляя в нужную
сторону.
Второй этап – флуду дали место, и он начинает сам жить своей жизнью, развиваясь далеко за пределами основной тематики площадки.
Становление веб-лока берет свое начало в праздных, но очень активных
разговорах, постепенно вчерашний флудораздел станет самым
просматриваемым и самым «плодотворным» на площадке. Это лето,
посетители ругаются, начинают встречаться в оффлайне, обмениваются
фотками, обсуждают рецепты салатов-водок-пловов, спорят о прикорме для
растений на дачах и о том, кто кого сборит кит или слон. Базар в
неприкрытом виде или живое общение живых людей.
Лирика
На втором этапе довольно важно научится чувствовать разницу между
«разговорами за жизнь» (позитивный флуд) и флудом как таковым
(говнотолки). Первое стоит привечать и дать ему место жить. Второе
резать. На втором этапе пользователь уже не пользователь, но живой
человек, и его «живое» начинает проявляться в вашем «виртуальном», это
стоит уважать.
Осень…
Об образовании веб-лока свидетельствуют появления и обсуждения на
площадке общечеловеческих тем, касающихся форумчан. Как только люди
стали регулярно справлять дни рожденья, организовывать свадьбы,
пятничные попойки, проводить какие-то относительно глобальные слеты,
сожалеть о безвременно ушедших друзьях, и все это постоянно – появился
веб-лок. Основная функция площадки, как поля человеческой коммуникации
выполнена.
Людей больше не интересует основная тема, точнее, она не является для них главной. Теперь пользователь живет
на площадке и различными способами подчеркивает свою принадлежность ей
в оффлайне: штампует наклейки, агитирует друзей и т.д. Причем делает
это сам (sic!), без разводов со стороны администрации.
Раздел веб-лока становится самым популярным на площадке, причем люди
там организуются сами по себе без подсказок и подачек со стороны
администрации, которая по факту практически утрачивает контроль над
этой жизнью. И это хорошо!
Лирика
Если админы активно лезут со своими целями в веб-лок, они его и
похоронят. Лучший веб-лок тот, который живет сам по себе, со своими
модераторами, и своими темами. Вмешательство администрации должно быть
минимальным, исключительно корректирующим. веб-лок – самоуправляющаяся
штука. Он сам решит, кто там будет модератором, кто заводилой, а кто
тамадой, кого зарежут-распнут, а кто будет святым равноапостольным.
Зима…
«И завтра тоже, что вчера». Таков итог кристаллизации
интернет-локалитетов. На одной площадке их может быть сколь угодно
много, но все приходят к одному финалу: повторение простых человеческих
живых мероприятий: дни рожденья, походы в гости, совместные праздники,
свадьбы, похороны, слеты. Спокойная размеренная уже не такая бурлящая
жизнь, которая идет своим привычным чередом. Бесконечная череда
флудо-проектов, баянов и т.д.
Люди уже на пять раз встретились, поженились-развелись, родили
детей, отметились на коллективных сборищах, и вообще предпочитают
разговоры за жизнь. Казалось бы, скоро все, можно готовиться к тому,
что активность в живом разделе потихоньку угаснет. Но…
Пока веб-лок проходил свои этапы взросления и становления, форум по
теме отлично жил, в нем появились новые люди, и, если «тема» все еще
«тема», они начинают вторгаться в сложившийся живой раздел.
Лирика
Веб-лок – небольшая, но очень активная часть посетителей, она
самостийна и самобытна. Но это далеко не означает, что веб-лок
отгорожен от внешнего мира, новые люди туда будут приходить постоянно.
Это естественный процесс.
Снова весна…
Новички с основного потока однажды начнут лезть в живой раздел. И
либо приживутся там, либо начнут как-то сами организовываться, но очень
скоро из их флуда образуется новая тусовка, будет расти новый веб-лок
или изменится существующий. Все опять закрутится-завертится.
Живые люди: дни рожденья, пьянки, женитьбы, дети, разводы,
похороны, путешествия… и ничего боле, все остальное перемалывается
повседневностью на раз, и навсегда.
Как только старожилы заговорят, что «живой раздел уже не тот», «иных
уж нет, а те далече», а количество сообщений падать не начнет. Ветер,
значит, переменился.
Пятое время года
«Как зарабатывать деньги на веб-локах?», - а никак. Если речь идет
об устойчивой социальной структуре, образовавшейся вследствие
виртосоциогенеза на конкретной площадке, то ответ всегда будет – никак.
Копейки за заработок держать не стоит.
Неплохо зарабатывать можно на «иных», на обычных посетителях,
которые заходят, чтобы пообщаться или узнать что по «теме». У них
мотивация есть. В отличие от тех, кто «живет», они еще смотрят по
сторонам, пытаясь найти на стенах «полезные подсказки», «указатели»,
или просто «выход». Здесь заработок и лежит.
Умение грамотно развесить агитплакаты на стенах общежития всегда ценилось и будет цениться.
Разумеется, никто не мешает заняться «домохозяйством», записаться в
водопроводчики и предлагать поменять фрамуги на пластиковые окна,
поставить кондиционер, сделать «отдельный вход». Остается только
посочувствовать людям, которым «посчастливилось» поселиться в таком
«доме», их вынудят платить «за ремонт», и деться – некуда!, поскольку
тут справедливо правило: «переезд - почти пожар».
Межсезонье и немного о терминах
В России для описания американского термина «community» используется
классическая абстрактная калька «сообщество». Довольно узкое словечко,
в силу отсутствия привязки к какому-либо конкретному месту. Им удобно
оперировать в отвлеченных социокультурных контекстах, но для конкретики
оно не подходит. Применительно к Интернету термин «сообщество» вообще
пространно толкуется. Его можно считать родовым и несущим в себе смысл
«активные посетители», но не достаточным для описания форм этой
«активности».
Эрид Алаев, талантливейший советский географ, в своем
фундаментальном труде «Социально-экономическая география. Понятийно
терминологический словарь», предлагает термин «локалитет», как более
полно описывающей конкретику сообществ, поскольку у каждого сообщества
есть место его обетования, и без такового сообщество в принципе не
возможно.
Термин «веб-лок» образован от староанглийского корня «web» (сеть) и
латинского «locus» (место). Так же как «локалитет» несет в себе всю
необходимую информацию о таких фундаментальных составляющих активной,
сплоченной и саморазвивающейся части сообщества, реализующей свою
активность и в онлайне и в оффлайне, как «сплоченность», «сетевая
структура», «привязанность к конкретному месту».
webпланета