5-26 марта в Москве прошла конференция eTarget, которая полностью
называется «Управление аудиторией и реклама в Интернете». Главное, чем
запомнился eTarget – 2010 – корректировка самого понятия «Интернет».
Сейчас его по инерции понимают как информационное пространство, к
которому можно подключиться с помощью установленного на компьютере
браузера. Многие уже научились не забывать о браузерах мобильных
устройств.
Когда же Интернет убьет телевидение?
На конференциях год за годом докладывают о стремительном росте рынка
интернет-рекламы, «отъедании» Сетью рекламных бюджетов у телевидения,
прессы, журналов, радио. Маркетологи рассуждают о «новых медиа»,
перспективных и «традиционных» каналах коммуникации – а пора уже
начинать классифицировать рекламу по устройствам (или носителям). Иначе
никакой классификации вообще не получится. Газета на электронной
бумаге, ежеутренне загружающая новый номер по Сети – это интернет
или пресса? Интерактивное телевидение, позволяющее каждому зрителю
подбирать по своему вкусу персональную программу передач так ли
значительно отличается от YouTube?
Интернет-реклама выгодно отличается от печатно-телевизионной
возможностями таргетинга и технологиями отслеживания эффективности.
Можно собрать и использовать для таргетинга информацию о конкретном
пользователе – «соцдем», историю поиска и сёрфинга, вкусы и
предпочтения в разных областях, сведения о путешествиях - а не только
время суток и географическое расположение, которые известны и
телевидению с радио. Что касается отслеживания эффективности – Интернет
позволяет зафиксировать взаимодействие
пользователя с рекламой и его поведение после контакта, на сайте
компании или в интернет-магазине.
Что будет, когда массово распространится интерактивное телевидение?
Пользователи смогут составлять собственные «плей-листы», проявляя в
этом индивидуальные вкусы, а ТВ будет эти вкусы фиксировать. Сервисы
рекомендаций перестанут быть чисто сетевым феноменом. Для более
качественного построения рекомендаций телевидение захочет знать пол,
возраст, образование зрителя и другую информацию о нем, которую раньше
фиксировали интернет-сервисы. Она будет использоваться для
таргетирования рекламы. По персональным
ТВ-программам можно будет представить себе и «виш-лист» активного
зрителя.
Google осваивает ТВ
Уже сейчас телевидению свойственна интерактивность. В основном,
конечно, такие технологии распространены на Западе. Там зрители влияют
на развитие сюжета сериала, могут выбрать ракурс камеры, с которого
посмотреть ту или иную сцену.
Эксперименты в области рекламного скрещивания Интернета и ТВ активно ведутся компанией Google. C 2007 существует проект Google TV Ads,
позволяющий через интерфейс AdWords размещать рекламу на телеканалах, с
которыми договорился Google. Рекламодателей там, правда, немного, а
доходы Google от телерекламы являются каплей в море относительно всей
прибыли компании.
В марте этого года стало известно
о разработке ТВ-приставки, которая позволит выходить в Интернет при
помощи телевизора. «Корпорация Google хочет свою долю рынка во всех
интернет-сферах, где бы она смогла разместить свою рекламу», - сообщает
источник New York Times.
Умная реклама в каждом утюге
Конечно, телепередачи – это все-таки не сайты, и даже при наличии
технической возможности пользователь будет гораздо менее охотно кликать
на рекламу и переходить в электронный магазин или на форму заказа с
телеканала, чем с сайта. Но помимо телевизора вокруг нас уже сейчас
множество электронных устройств, которые уже отходят от простого показа
рекламных баннеров.
Например, терминалы оплаты мобильной связи. Когда-то с их помощью можно
было только «пополнить телефон», сейчас – оплатить интернет и
телевидение, купить билеты на поезд или самолет. Завтра можно будет
через терминал заказывать продукты в Утконосе и оставлять заявку на
визит монтажников пластиковых окон.
Рассуждать об интерактивном будущем можно долго, рискуя скатиться в
научную фантастику («мобильные телефоны будут по bluetooth отправлять
рекламным щитам информацию о носителе устройства, щиты будут показывать
ему таргетированную рекламу, а стоять они будут рядом с магазинами,
куда можно сразу зайти и купить показанный товар»). Но смотреть в такое
будущее интернет-маркетологам надо не с тревогой, а с оптимизмом. По
словам Игоря Ашманова, «телевизионщики» не слишком хорошо ориентируются
в
интерактивной рекламе, поэтому делать такую рекламу будут все те же
специалисты, натренировавшиеся на вебе.
Неторопливая мобилизация
Менее футуристичным трендом выглядит мобильная реклама. Уже сейчас по
оценке Александра Савина из MobileDirect аудитория мобильного интернета
в России – 15-20 млн. человек в месяц. По данным infox.ru, «в России за
первое полугодие 2009 года рост мобильного интернета составил 126%». А
ведь мобильная реклама – это не только сайты, а еще и смс-рассылки и
приложения.
Самая «вкусная» для маркетологов мобильная особенность – это
способность устройств знать с высокой точностью, где находится их
владелец и что расположено рядом с ним. Это позволяет создавать
location based services (LBS)
– «сервисы, основанные на местоположении». Показывать пользователю
можно не только те объекты, которые он искал в своем районе, но и
узкотаргетированную по местоположению рекламу.
Александр Савин продемонстрировал на eTarget пример мобильной рекламной
кампании. В картографическом приложении для Nokia был размещен баннер
McDonalds, предлагающий чизбургер по промо-цене 2 евро. В результате
39% пользователей перешли на страницу McDonalds внутри приложения и
кликнули на карту, чтобы посмотреть, где находится ближайший к ним
ресторан сети.
К сожалению, пока не слишком много владельцев сайтов и
интернет-магазинов задумываются о создании собственного приложения для
смартфонов и продвижения его среди мобильных пользователей. Даже об
оптимизации сайта под мобильные устройства многие забывают.
Алгоритм действий здесь достаточно простой: изучите статистику сайта,
посмотрите, какой процент аудитории заходит на него с телефонов и
смартфонов, по каким запросам, что они на сайте делают. Оцените наличие
среди них потенциальных заказчиков. Выясните, во что обойдется создание
мобильной версии сайта. Сравните сумму с той, которую могут принести
мобильные заказчики. Сделайте вывод и воплотите его в жизнь. Если
мобильных посетителей достаточно много, подумайте о том, чтобы стать
площадкой для размещения рекламы.
Сеть таких площадок есть, например, у MobileDirect. У Яндекса и Бегуна,
конечно, тоже есть мобильный контекст.
Каждому – свое
Выводы из всего вышесказанного будут те же, которые можно сделать из
большинства докладов eTarget – 2010. Во-первых, универсальных рецептов
не существует. Как бы моден ни был «маркетинг в социальных медиа», не
для любого бизнеса он подходит. Попробовать продвигаться в социальных
сетях, конечно, можно, но создать группу, провести там несколько акций
со скидками и подарками и забросить – это не лучший сценарий. Равно как
и корпоративный твиттер, который загоревшийся новыми веяниями сотрудник
начал вести, а потом почувствовал, что ему надоело. Выбирая рекламную
стратегию, надо смотреть сначала на себя, и потом уже на других – на
чужие «истории успеха» и образцовые кампании.
Во-вторых, в Интернете любой рекламный формат можно настраивать под
себя. Контекстная реклама, которая на фоне всеобщего интереса к
социальным медиа выглядит устаревшей, да еще и деньги за нее платить
надо – в умелых руках способна решать практически любые задачи.
Конечно, анализировать и настраивать рекламные кампании – очень долго и
скучно.
И наконец, всегда полезно видеть обратную сторону медали. Пресса и
эксперты любят рассказывать о могуществе рекламных инструментов, о
замечательных возможностях новых технологий, об успешных стратегиях и
дерзких идеях. Но все инструменты имеют свои минусы и органичения.
Например, «вирусы» живут очень недолго – пик интереса к провокационному
видео или смешной картинке длится обычно около
недели .
В социальных медиа процветает флуд, троллинг и провокации, люди там
настроены развлекаться, а не покупать. Привлеченные скидками читатели
твиттера электронного магазина могут не захотеть ничего покупать по
обычным ценам. Видеобаннеры и другие креативные размещения собирают
слишком много случайных кликов. Так что использовать интернет-рекламу
нужно с горячим сердцем, но с холодной головой и умелыми руками.