Кризис и сокращение бюджетов на рекламу
положительно сказались на рынке оптимизации сайтов под поисковые
системы, считают аналитики РБС. По их прогнозам, сегмент оптимизации
(SEO) в 2009 году вырастет на 50%, до 300 млн долл., а в 2010 году
составит 500 млн долл. «Мы отмечаем тенденцию, которая наблюдается с середины 2008
года: компании стали предпочитать не создавать спрос на свои товары и
услуги, а пользоваться уже сформированным на рынке, — говорят
аналитики. — Такую возможность им предоставляют только поисковые
системы. По этой причине при перераспределении бюджетов отдается
предпочтение SEO и контекстной рекламе как наиболее эффективным
инструментам повышения продаж». Глава отдела поискового маркетинга AdWatch Софья Матвеева
считает, что именно SEO является самым дешевым способом привлечения
целевой аудитории на сайт. «Оптимизация и продвижение сайта в
результатах поиска дают наилучшие результаты: стоимость контакта и
привлечения клиентов минимальная из всех возможных. Это связано с тем,
что результаты поиска людьми не воспринимаются как реклама, около 90%
людей находят то, что искали, на первой странице поисковой выдачи», —
говорит г-жа Матвеева. Однако остальные участники рынка интернет-рекламы скептически
отнеслись к такой оценке сегмента. Генеральный директор «РБК Медиа»
Артем Инютин считает оценки РБС чересчур оптимистичными. «Это довольно
узкий сегмент рынка, который растет экстенсивно вместе с ростом
аудитории Интернета и числа сайтов. При этом сегмент конкурирует за
бюджеты с контекстной рекламой, которая заточена либо под реальные
события, либо под региональные компании», — сообщил г-н Инютин. По мнению гендиректора компании «Ашманов и партнеры» Игоря
Ашманова, оценка рынка оптимизации сильно завышена и сейчас составляет
не более 100—150 млн долл. «Это довольно инертный рынок, нацеленный на
получение эффекта не прямо сейчас, а месяца через три-четыре», —
говорит г-н Ашманов. По его словам, кризис также повлиял на этот
сегмент: в частности, до экономического коллапса рынок оптимизации рос
ежегодно в полтора-два раза, а в 2009 году его динамика составит не
более 30%. Гендиректор iConText Мария Черницкая уверена, что оценка
рынка SEO завышена вдвое. «По нашим прогнозам, рынок SEO в этом году
составит не более 150 млн долл.», — говорит г-жа Черницкая. «SEO — это
просто часть рынка, у которого есть свои клиенты», — заключила г-жа
Черницкая. По словам аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, рынок
интернет-рекламы в 2009 году составит около 10 млрд руб., а объем рынка
SEO составляет не более 5 млрд руб. «Динамика сегмента сопоставима с
ростом остального рынка. А по итогам текущего года можно ожидать
сокращения рынка интернет-рекламы на 10—15%», — говорит г-н Кочетков.
По его словам, уже в 2010 году возможно будет наблюдать рост как рынка,
так и сегмента. «SEO может вырасти на 20—25% за счет всеобщего
оживления», — заключил он. По мнению гендиректора «Бегуна» Алексея Басова, рынок
оптимизации малопрозрачен и четко говорить об оценках этого сегмента
довольно сложно. «Рынок поисковой оптимизации сильно фрагментирован, на
нем действуют несколько больших игроков и множество мелких
представителей, в том числе частников», — говорит г-н Басов».