Торгово-поисковые системы (ТПС), такие как Яндекс.Маркет,
Рамблер.Покупки и Прайс.ру, привлекают своими возможностями все больше
интернет-магазинов. Если баннерная реклама - дорогое удовольствие, а
контекстная - не позволяет показать товар лицом, то ТПС объединяет в
себе гибкость контекста и силу наглядности. Однако в последнее время мы
часто слышим укор в адрес самых популярных ТПС в неэффективности: они
не приводят покупателей, а их услуги (клики на ссылку) стоят дорого.
Как это часто бывает, чем популярнее продукт или услуга, тем чаще
встречается критика в их адрес со стороны недовольных пользователей.
Поищите в интернете рейтинги банков, страховых или авиакомпаний, и вы
обнаружите очевидную закономерность: самыми плохими условиями, самым
ненавязчивым сервисом и самым непрофессиональным персоналом могут
похвастаться наиболее крупные и надежные компании. Удивительно, как они
до сих пор не разорились! Обычно этот парадокс объясняют следующим
образом: «Слоны не умеют танцевать», или, если опустить метафоры,
крупные компании становятся менее чуткими к потребностям клиента.
Неповоротливость крупных компаний - только одна сторона медали, зато
самая популярная среди клиентов. Есть и другая сторона: чем сложнее и
популярнее товар или услуга, тем чаще ими пользуются неподготовленные
люди. Спросите себя, как часто вы изучаете все пункты договора в банке,
все главы руководства к сложному прибору или все условия страховки.
Эффективность торгово-поисковой системы - функция не только самой ТПС,
но также интернет-магазина, который пользуется ее сервисом. Если сайт
магазина и его сотрудники не умеют продавать, если они не умеют
пользоваться ТПС, то реклама себя не окупит.
У нашей «медали» есть и третья сторона, о которой задумываются очень
немногие компании. ТПС бывает эффективной по-разному, в зависимости от
той стадии, на которой находится потенциальный клиент в процессе
принятия решения. Этот процесс часто называют маркетинговой воронкой, и
о ней мы писали в одной из предыдущих статей.
По нашим наблюдениям, интернет-магазины слишком упрощенно понимают
задачу торгово-поисковой системы. Им кажется, что каждый или каждый
второй клик с Яндекс.Маркет или Рамблер.Покупки должен сопровождаться
переходом в раздел «Корзина». Вот описание алгоритма, который, по
мнению интернет-магазинов, должен работать без сбоев:
Потенциальный покупатель зашел на Яндекс.Маркет в
поисках телевизора. Воспользовавшись каталогом, он заметил ссылку с
описанием аппарата Samsung по привлекательной для него цене и кликнул
на нее. Поскольку и цена, и телевизор его устраивают, дело за малым -
оформить заказ, ведь предварительный этап поиска был пройден на Маркете
или другой ТПС.
Магазины сильно разочаровываются в ТПС, получая большое количество «холостых» кликов, которые все равно придется оплачивать.
На самом деле, функция торгово-поисковых систем, как и функция любой
рекламы, не столько продавать, сколько привлекать внимание на разных
этапах маркетинговой воронки.
Торгово-поисковые системы подталкивают клиента наконец перескочить с
одного уровня воронки (например, поиск товара) на другой уровень
(например, поиск продавца). Каждый раз, когда клиент «впустую» кликает
на ссылку, он добавляет данный интернет-магазин в свой список
рассмотрения. Этот список может обновляться на каждом этапе «воронки»,
а, значит, магазин получит несколько «холостых» кликов. Чем сложнее и
дороже товар, чем выше конкуренция - тем больше будет таких кликов.
Контекстная и торгово-поисковая реклама не виноваты, это естественный
процесс принятия решения.
Приведем в пример магазин спортивных товаров в крупном торговом центре (молле), наподобие «Meга».
В таких моллах всегда присутствуют несколько конкурирующих магазинов со
спорттоварами. Теперь вообразите покупателя, который мучительно
выбирает велосипед, заходя то в один магазин, то в другой, иногда
возвращаясь снова и снова. То же самое мы наблюдаем в интернете, только
в более острой форме, т. к. кликать на ссылки намного легче, чем
чертить круги по огромному моллу.
Чтобы не возлагать избыточные надежды на ТПС, а затем не
разочаровываться, следует уяснить: ни Яндекс.Маркет, ни какая-либо
другая система не продают товары и не могут гарантировать продаж. Они,
скорее, похожи на упомянутый мега-центр.
Так есть ли польза от ТПС, если она не гарантирует продаж, но все равно
взимает деньги «за аренду»? Да, есть, потому что кто-то должен помогать
клиенту переходить с одного круга «воронки» на другой. В упрощенном
виде существуют следующие уровни маркетинговой воронки:
Осознание потребности (этап №1).
Поиск решения.
Поиск товара.
Поиск магазина.
Размещение заказа.
Торгово-поисковые системы - один из самых лучших способов ускорить
процесс принятия решения, потому что только здесь потенциальный клиент
может найти сразу:
список товаров (благодаря сервису «Гуру» Яндекс.Маркет также охватывает этап №2 ),
их описания,
цены и
перечень продавцов.
Напоследок перечислим некоторые варианты использования ТПС клиентами на разных этапах принятия решения:
Этап № 2. Поиск решения.
Знакомство с ассортиментом, обращение к сервису «Гуру».
Этап № 3. Поиск товара.
Более глубокое знакомство с ассортиментом, в том числе при помощи
сортировки результатов. Чтение описаний товаров, а также отзывов
покупателей. Особое внимание к ценам.
Этап №4. Поиск магазина.
Сортировка по цене. Сортировка по рейтингу. Изучение отзывов покупателей.
На каждом этапе возможны неоднократные клики на ссылку
интернет-магазина. Но самое любопытное здесь то, что этап №5 не
обязательно начинается непосредственно из ТПС. Пройдя все этапы
принятия решения, изучив все товарные предложения в пределах
торгово-поисковой системы, клиент ... сохранит ссылки на наиболее
интересные интернет-магазины в своем браузере, чтобы вернуться к ним
через несколько дней.
На последнем этапе он зайдет в магазин не через сервисы Яндекс или
Рамблер, а по сохраненной ссылке. А в этот момент продавцы хором
заявляют, что торгово-поисковая система очередной раз доказала свою
бесполезность.
Артем Овечкин, директор по развитию агентства интернет-маркетинга Matik