Главная | Услуги | Работы | Персона | Юзабилити анализы |
|
|
27 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев открыл Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина — электронную библиотеку в Санкт-Петербурге. Сейчас в ней 43 млн файлов, но их число, надо думать, будет постоянно расти. Доступ к фондам можно получить и в интернете — достаточно зайти на сайт библиотеки. На торжественном открытии президент особо отметил, что библиотека должна работать не для глав государств, а для простых граждан. А это значит — фонды должны быть легко доступны для читателей даже из самых отдалённых уголков страны. А библиотечная система должна работать максимально просто. Попытавшись прочитать документ по теме «Конституция» прямо во время церемонии открытия, Медведев не смог загрузить нужный файл. Может быть, именно поэтому он отдал поручение довести всё до ума? «Часкор» решил помочь Дмитрию Медведеву и попросил технического директора UIDesign Group Алексея Копылова провести анализ юзабилити сайта Президентской библиотеки. Любая библиотека содержит большой массив документов в самых разных форматах. Это значит, что у пользователей должен быть удобный доступ к любому документу с помощью различных рубрикаторов и гибкой поисковой системы.
12
мая Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О гарантиях равенства
парламентских партий при освещении их деятельности государственными
общедоступными телеканалами и радиоканалами». Теперь парламентские
партии получают гарантии равенства при освещении их деятельности. С
оговоркой — пока только на каналах ВГТРК. Читать дальше Кроме того, зайти в библиотеку могут пользователи с совершенно разной подготовкой и опытом работы в интернете, поэтому сайт должен поддержать людей с минимальным набором компьютерных навыков. Библиотека должна соответствовать требованиям общедоступности. В частности, это значит, что сайтом можно воспользоваться из большинства операционных систем и браузеров. Должна осуществляться поддержка слабовидящих, слабослышащих людей, а также людей, страдающих моторными нарушениями. Поскольку сайт — электронная версия реальной библиотеки, необходимо, чтобы были доступны информация о том, когда открыт читальный зал, регламенте получения доступа к ценным документам, правах и обязанностях посетителей и т.д. Кроме того, существуют общие требования, предъявляемые ко всем сайтам без исключения: прозрачная система навигации, которая сообщает посетителю, где он находится, что может сделать прямо сейчас и куда может направиться; оптимизация контента для просмотра в интернете — это касается текстов и изображений; термины, которые используются на сайте, должны быть знакомы посетителям; нужно обеспечить посетителям обратную связь — они должны знать, куда следует обратиться, если сайт работает неправильным образом или на нём отсутствует важная информация.
Владимир Харитонов, редактор раздела «Технологии», «Часкор»: — С Библиотекой президента мне не повезло. Оба компьютера, на которых я могу посещать её сайт, очевидно, ей не подходят — ни старенький ПК с Windows 2000, ни потрёпанный, но всё же интелевский MacBook. И на той и на другой машине волшебная трёхмерная сказка от Microsoft Silverlight оказалась мне недоступна. В обоих случаях сайт потребовал от меня другую операционную систему, веб-браузер и установить дополнительную программу. Спасибо, что не попросил сгонять за пивом, пока я всё это буду покупать, устанавливать и настраивать. Вы можете подумать, что выбор компьютеров для тестирования был неудачен. Отнюдь. Несмотря на мировую статистику, Windows 2000 до сих пор установлена примерно на 5% компьютеров в России. Что до «Макинтошей», то хоть их и не больше 5%, но президенту — так, во всяком случае, считают все «маководы» в России — они явно ближе. А в сумме дают уже порядка 10% потенциальных пользователей, которым библиотека указала на дверь. Впрочем, горевать о том, что отображение рукописей в 3D недоступно, я не стал — их отображение и в 2D явно оставляет желать много лучшего. Попробуйте увеличить изображение. Вы надеетесь разглядеть детали, пометки, оставленные древними писцами, следы времени на Остромировом Евангелии? Напрасно. Разрешение изображения с увеличением не меняется, оставаясь довольно размытым и явно непригодным для источниковедческой практики. К чему же тогда вообще городить весь этот огород с «просмотром рукописей», если пользователям будут доступны только некачественные превьюшки с экранным разрешением? Чтобы было красиво и «сильверлайтно»? Посмотрим, как же реализованы эти требования. Следует учесть, что сайт запущен в тестовом режиме и, возможно, часть проблем, найденных сейчас, будут устранены в будущем. Основные точки входа — поиск, вход в рубрикатор (каталог фондов), коллекции, авторизация и т.д. — видны достаточно хорошо. Страница хорошо масштабируется средствами браузера. На главной странице имеется большой информационный блок (выделен жёлтой пунктирной линией), который реализован с помощью технологии Microsoft Silverlight. Можно поздравить компанию Microsoft: они убедили разработчиков сайта использовать свою технологию, однако функциональной необходимости в данном решении нет — всё это можно реализовать более стандартными средствами браузера. Минус этой технологии в том, что Silverlight работает пока далеко не во всех браузерах, а также не во всех операционных системах. Кроме того, если у пользователя отсутствует Silverlight-плагин, то его будет необходимо скачать и установить, что также ограничивает доступ к содержимому сайта. На одном из наших компьютеров, который формально удовлетворяет требованиям владельца сайта, вместо информационного блока «Древности в русском искусстве» вообще ничего не отображается — даже сообщение о том, что необходимо скачать плагин. Как видим, нарушается требование общедоступности.
Основная функция библиотеки — чтение текстов и документов — реализована также с помощью Microsoft Silverlight. Никаких иных вариантов просмотра не предусмотрено. При этом файл нельзя скачать ни в одном из форматов — ни в PDF, ни в TXT. Всё это радикальным образом снижает общедоступность представляемой информации. Совершенно ясно, что необходима поддержка альтернативных мультимедийных платформ, например Adobe Flash. Если с технологиями всё же удалось справиться и найти нужный документ, то оказывается, что документ можно прочитать в 2D- или 3D-формате. И тут снова возникает целый ряд сложностей. Во-первых, нет уверенности, что все потенциальные читатели знают эти термины (2D и 3D). Во-вторых, формат 3D налагает очень жёсткие ограничения на конфигурацию компьютера — поддерживается только операционными системами Microsoft самых последних редакций с хорошей 3D-картой, а также всего двумя видами браузера (один из них, конечно же, от Microsoft). С 2D всё тоже непросто. После клика на ссылку «2D» проходит около десяти секунд до появления окна с документом. В течение этого времени ничего не происходит, и возникает искушение кликнуть на ссылку ещё раз. А вот пример ошибки, которую мы получили на одном из компьютеров при попытке посмотреть документ в 2D-режиме:
Как
признаёт ответственный секретарь Агентства по информатизации и связи
Казахстана Батыр Маханбетажиев, «динамика развития ресурсов Казнета
остаётся очень низкой». Число сайтов в национальном домене Казахстана,
по официальным данным, около 6 тысяч. «А должно быть не меньше 100
тысяч!» — добавляет чиновник. Читать дальше Тон сообщения и сама информация способна вызвать резко отрицательные эмоции у большинства пользователей, чей компьютер не соответствует требованиям Президентской библиотеки. А у неискушённых пользователей это может вызвать шок. Сообщение, кстати, вообще не подсказывает, что нужно сделать, чтобы устранить ошибку. Другой пример — окно с отображением процедуры загрузки документов:
Внутри окна содержатся английские фразы и слова, что недопустимо для сайта Президентской библиотеки. Сам плеер, на мой взгляд, довольно сложный для большинства посетителей — пиктограммы не продублированы текстовыми заголовками, некоторые элементы неудачно расположены относительно друг друга, часть пиктограмм без видимых причин заблокированы для нажатия по ним. Обратите внимание на два крестика в правой панельке, расположенных рядом друг с другом, но выполняющих совершенно разные функции. Масштаб изображения не сохраняется при перелистывании, что неудобно при длительном изучении произведений.
Разобравшись с ключевыми проблемами библиотеки, давайте обратимся к системе навигации по сайту. Здесь используется максимально простое одноуровневое главное меню, расположенное сверху.
Однако, в каком бы разделе ни находился посетитель, это никак не отображается в меню — текущий раздел можно распознать только по заголовку страницы:
Внизу всех страниц имеется расширенная версия меню:
Не совсем понятны принципы, по которым формируется это меню, — часть пунктов, которые имеются в главном меню, здесь отсутствуют. Можно смело сказать, что система меню является непрозрачной и непредсказуемой. Регулярно встречаются ссылки, которые не выглядят как ссылки, кроме того, отключено отображение названия ссылки, то есть посетителю трудно предсказать, куда его приведёт ссылка:
Что касается системы поиска, то описание её работы отсутствует: можно ли использовать строгие запросы и логические операции, исключать ключевые слова, «понимает» ли поисковая система различные формы слов? Небольшое расследование показало, что запросы Петр Великий, Пётр Великий, «Петр Великий» и «Пётр Великий» возвращают совершенно разные результаты. Также отсутствуют примеры применения поисковой системы — неискушённые посетители вообще могут не иметь опыта работы с поисковой строкой, и для них необходим некий ликбез, который поможет приобрести необходимые навыки. Надо не забывать, что таких людей в России сейчас — миллионы. Имеется функция расширенного поиска:
Однако и здесь отсутствует описание того, как работает данный вид поиска, нет соответствующих понятных примеров. Теперь обратимся к системе рубрикаторов. На сайте есть один тематический иерархический рубрикатор и один вспомогательный (коллекции). Одна и та же единица хранения может быть в нескольких разделах тематического каталога. В целом рубрикаторы сделаны предсказуемо и удобно. Но стоит сказать, что современные библиотеки постепенно отходят от чисто иерархической системы организации в пользу фасетных, более гибких, позволяющих находить нужную информацию быстрее. В таких рубрикаторах можно искать по независимым координатам — фасетам, например по географии, по времени публикации или времени описываемых событий, по ключевым словам, по популярности документа, по авторам, по многим другим параметрам. Причём можно легко включать и исключать нужные параметры, формируя, по сути, сложный запрос к базе данных естественным для пользователей образом. Надеюсь, что разработчики и заказчики Президентской библиотеки введут в будущем фасетные рубрикаторы. Итак, в конце концов посетитель попадает на страницу с описанием единицы хранения библиотеки. К сожалению, компоновка страницы рыхлая — она не способствует быстрому восприятию информации. Например, страница почему-то разделена на две части — слева с заголовками на голубом фоне (переходящем внизу в бежевый фон), справа с соответствующим заголовкам текстом на белом фоне. При этом информация воспринимается в первую очередь слева направо, а не сверху вниз, и текущее решение не способствует естественному движению глаз.
Переход к автору произведения по ссылке с этой страницы приводит к расширенной форме поисковой системы, где в качестве параметра введено имя автора. То есть документ с именем автора связан не жёсткой связью, а мягкой — через поиск. Это может привести к тому, что если имеется несколько вариантов написания имени автора, то найти все его произведения будет непросто. Непонятно назначение рейтинга материалов библиотеки, и возникает вопрос — что означают высокие значения рейтинга у конкретного произведения? Значит ли это, что документ очень часто читают посетители сайта или же он был высоко ими оценён, или же рейтинг говорит что-то о качестве материала? При клике по рейтингу посетители просто переходят в раздел «Самые популярные материалы», хотя часто на других сайтах такой клик устанавливает значение рейтинга. Многие тексты сайта (а не произведений) не оптимизированы для чтения в интернете. Например, «Правила работы» трудно воспринимаются — важная и неважная информация перемешана, найти нужное место в тексте можно, только «продравшись» сквозь него. И кстати, внутри этой страницы отсутствуют телефоны и адреса, по которым можно прибыть и зарегистрировать читательский билет, что было бы естественно. В раздел «Электронный читальный зал» можно попасть только с главной страницы сайта. И опять внутри этого раздела отсутствует информация о том, как стать читателем электронного читального зала, отсутствует время работы этого зала — посетитель вынужден сам искать эту информацию на других, не связанных с текущим разделом, страницах. К сожалению, не удалось найти и каких-либо электронных адресов владельцев сайта и его разработчиков. Способы обратной связи, к сожалению, тоже не указаны. Появление Президентской библиотеки в интернете — знаковое и долгожданное событие: книги, связанные с историей России, должны быть доступны нашим гражданам в своём оригинальном виде. Однако понятие доступности не подразумевает простое выкладывание документов в Сеть, пусть с помощью самых модных технологий. Необходимо сделать так, чтобы любой человек имел возможность находить нужные книги и читать их без преград — технологических и гуманитарных. Разработчикам Президентской библиотеки необходимо как следует поработать, чтобы выполнить наказ президента и дать нам, гражданам, возможность больше узнать о собственной стране. Кроме того, удивляет, что на такого рода сайте интенсивно используется не самая популярная на данный момент технология от компании Microsoft. Даже если бы она была самой популярной, для обеспечения общедоступности всё равно необходимо давать альтернативные способы чтения документов. Сделать это можно или с помощью Adobe Flash, или с помощью простого показа сканированных документов прямо в окне «голого» браузера. Читатели переживут, что в этом случае нельзя листать документ как живой, но не переживут, если не получат вообще ничего. |
Контактная информация : тел. +7(98I) 7608865 |
Написать письмо на e-mail |
|
||||||||