Главная | Услуги | Работы | Персона | Юзабилити анализы |
|
|
Интервью. Генеральный директор и основатель крупнейшего в России интернет-портала приготовил защиту от недружественных поглощений. Он хочет, чтобы компания продолжала работать на тех же принципах, что и сейчас. Аркадий, не буду оригинальным: первый вопрос – о борьбе с Google. Если подняться над сиюминутной ситуацией, в долгосрочной перспективе позиции «Яндекса» не выглядят прочными. За Google стоит мощь мирового интернета. Что вы можете этому противопоставить? – Все богатство российской инженерной мысли. Про «подняться над сиюминутной ситуацией» мы уже слышали. В 2002 году многие тоже говорили: «Google пришел в Россию, теперь все. Мы же понимаем – никаких «Рамблеров» или «Яндексов» не будет». И ничего не произошло. Второй такой приступ был в 2005 году: «Мы же понимаем, если подняться над сиюминутной ситуацией, то осталось немного». Тогда тенденцию роста аудитории Google продлевали на 5–10 лет и говорили: здесь доли поиска «Яндекса» и Google сравняются. Но, как выяснилось, тенденции меняются. В России есть критическая масса инженеров. Своя культура программирования и анализа данных. Многих, кто сейчас работает программистами вGoogle и Microsoft, учили в том числе бывшие советские ученые. И названия многих теорем в этой области тоже с нашими фамилиями. На мой взгляд, преимущество неочевидное. – Google и «Яндекс» конкурируют мозгами. Так что будущее далеко не так очевидно, как вам кажется. Есть области, где нам повезло быть первыми. Например, космос – общепризнано, что лучше, чем Россия, (дешевле, надежнее) ракетные двигатели никто в мире не делает. Вот и в технологиях обработки информации мы тоже вполне на мировом уровне. Может, пора на зарубежный рынок? – Не так просто. Речь не только о технологиях, но еще и о понимании местного рынка и его культуры. Национальный портал – вещь цивилизационная, ане только технологическая. «Яндекс» в России (как и Google в Америке) – это не только технологии, но и определенный подход к жизни и к бизнесу. Поэтому выйти на чужой рынок мы могли бы (чисто теоретически) только как технологический партнер какого-нибудь местного портала. Зато Россией занимаемся гораздо активнее наших мировых конкурентов. То, что для них единый «регион Россия», для нас – десятки. Екатеринбург отличается от Новосибирска, Самара от Ростова. Везде есть локальный контент и местная специфика: свои карты, новости, товары, популярные ресурсы. И поиск для этих городов тоже отличается. В последний год мы как раз много работали над регионализацией поиска. Что с поиском по зарубежным сайтам? – Раньше мы на этом поле проигрывали. Считалось, что в России лучше искать «Яндексом», для международного же поиска нужен Google. За прошлый год мы многое сделали по мировому поиску. Это уже видно на наших радарах: число пользователей, которые что-то не нашли в «Яндексе» и кликнули на ссылки Google или Yahoo!, падает. Потому что люди большую часть вещей находят сразу. И мы продолжаем улучшать международный поиск. Но мы не делаем мировой поиск для Франции или Китая. Мы делаем сервис для российской аудитории. Какие преимущества есть у Google перед «Яндексом»? – Вопрос из серии «Что лучше: Mercedes или BMW?». Поиск, как автомобиль или самолет, состоит из тысяч деталей. Можно сказать, что в Mercedes лучше работает подвеска в левом колесе при повороте на 35 градусов. Или кресла мягче. Хотя, еще вопрос, лучше это или хуже. В отличие от автомобилей, нас еще и нельзя сравнивать по соотношению цена/качество – цены нет, только качество. Один клик – и ты в другом месте. Качество люди сравнивают по суммарной картинке у них в голове. По этому параметру, то есть доле рынка, мы получаемся как бы в 2,5 раза лучше Google для российских пользователей. Год назад общался с генеральным директором Mail.ru Дмитрием Гришиным, он ставил целью добиться 10% в поиске. И получил их. Способен ли Mail.ru занять более значимые позиции? – Нельзя получить большую долю рынка, не имея собственной технологии. Поиск на Mail.ru – это пока наш движок. Три года назад, когда мы конкурировали с Google за право встать на Mail.ru, считалось, что «Яндекс» занимается информацией, а Mail.ru – портал общего назначения с тенденцией в коммуникационность. Мы не были прямыми конкурентами. Поиск был ориентирован на существующих пользователей Mail.ru, идея была в том, чтобы дать им возможность воспользоваться поисковым сервисом, не уходя со страниц портала. Но сейчас позиционирование Mail.ru на глазах меняется. Они стали намного больше заниматься информационными сервисами: например, много сделали в картах. И стали публично позиционировать наш поиск как собственный и самостоятельный сервис. Это создает двойственность в наших отношениях: получается, что мы продаем оружие, которым против нас же и воюют. Если эти изменения всерьез, то Mail.ru нужно либо запускать свой поиск, либо нам придется настаивать на том, чтобы поставщик поискового сервиса был указан явно (как этого требует Google). У вас есть планы на СНГ? – Мы занимаемся русскоязычной аудиторией. Идем туда, где ее много. На Украину, например. Украина – приличный рынок по количеству пользователей. И наша проблема, что мы там маленькие. На Украину мы просто опоздали. Раньше надо было серьезнее ею заниматься. Сейчас нам нужно делать украинские сервисы, отличающиеся от России: новости, другой поиск, карты. И мы делаем. Наши «Карты», например, на сегодня имеют самое большое покрытие украинских городов. Еще один интересный для нас рынок – Казахстан. Первую версию поиска для Казахстана мы сделали в апреле, теперь будем его улучшать. Много локального контента, сним тоже надо научиться работать. Назовите приоритетные для «Яндекса» страны вСНГ. – Казахстан, Украина, Белоруссия. Поиск главного портала Белоруссии (tyt.by) работает на нашем движке. Почему другие не рассматриваете? – Их трудно выделить, на радары пока не попадают. В небольших странах, вроде Прибалтики или Кавказских республик, не так много собственных национальных сервисов. Пользователи предпочитают международные. Насколько можете вырасти за счет СНГ? – Весь рынок интернет-рекламы СНГ на сегодня не превышает 10% от российского. В перспективе может быть 20%. Для инвесторов интернет-компании привлекательны как раз возможностями роста. Отсюда высокие коэффициенты оценки по выручке, EBITDA, чистой прибыли. Так за счет чего будет расти «Яндекс»? – За счет роста российского рынка прежде всего. Мы еще в начале пути, пользователей интернета в России около 40 млн из 60–80 млн в перспективе. Рекламодателей тоже немного – меньше 100 тысяч. Сегодня, в кризис, единственный растущий рекламный рынок – это поисковая реклама. Идет переход рекламодателей в интернет. Когда кризис закончится, рынок еще раза в два-три вырастет. Конкуренция за пользователей – только один из фронтов соперничества. Другой – рекламодатели. И здесь у «Яндекса» отрыв огромный. – Поисковая реклама работает на критической массе пользователей. Много достается лидеру. № 2– значительно меньше, третий – совсем мало. Больше половины поисков в России делается на «Яндексе», плюс доля Mail.ru, на котором стоит наш движок, плюс полдюжины поисковиков поменьше– всумме выходит 2/3 поискового трафика и, следовательно, существенная доля рынка в деньгах. От контекстной рекламы мы получаем 85–90% нашей выручки. Какими последствиями «Яндексу» грозила продажа «Бегуна» Google? – Появился бы нормальный конкурент. И для нас это было бы хорошо. Мы быстрее развивались, когда в затылок дышал «Рамблер». Проигрывать Google начали было именно потому, что в 2003–2004 годах расслабились, когда стали первыми. Нам год потребовался, чтобы собраться. Почему продажа «Бегуна» не состоялась? – Совсем не наша игра. Насколько велика вероятность продажи «Яндекса» стратегическому инвестору? Алишеру Усманову или Google? – Google, Microsoft, Yahoo! – все когда-то с нами разговаривали о покупке. Понимаете, этот бизнес очень хрупкий. В любой отрасли объединение двух компаний – большая проблема. Половина этих объединений не работает из-за разницы культур в компаниях. А тут вообще весь бизнес построен только на том, что «встретились несколько интересных людей». Давайте объединим, скажем, Театр Сатиры и«Ленком». Оба ведь хорошие, вместе еще лучше будет? Но они разные. Механического соединения недостаточно, химия не заработает. Поэтому «Яндекс» не скрестить с Google или Microsoft. Это чудо, что в стране случился «Яндекс». Важно его не поломать, и мы несем ответственность за это. Как защищаетесь от недружественных поглощений? – Во-первых, акционерный капитал построен, как у многих творческих компаний или спортивных клубов, когда есть голосующие и неголосующие акции. Вложить и вырастить деньги можно, принимать внем решения – нельзя. Во-вторых, все уже, кажется, поняли, что «Яндекс» – это живое образование. То есть нельзя просто купить «Яндекс» и, скажем, отрезать от него часть, а остаток слить с другой компанией – «Яндекс» кончится. В-третьих, для защиты мы делаем механизм «золотой акции». Она как табличка с объявлением «Ребята, контроль в этой компании купить вообще-то можно. Но так трудно, что на самом деле нельзя». Еще один эшелон обороны – для передачи контроля нужно государственное разрешение. В этих рассуждениях мне видится слабое место: чтобы «Яндекс» оставался таким, как есть, им должен руководить Аркадий Волож. – Когда-нибудь будет компания, которая сможет работать сама. Но не сейчас. Мы пока слишком быстро растем, все слишком динамично. У меня уже был опыт выращивания и передачи работающей компании. Зачем вам «золотая акция» и связь с государством? – Ради баланса интересов государства и частных инвесторов. Инвесторам, настоящим и будущим, нужны понятные и прозрачные правила игры. Государству – безопасность медийной среды. Сегодня первую страницу «Яндекса» ежедневно видят более 9миллионов человек. Если бы вы руководили государством, вы бы тоже очень беспокоились, что эта страница может быть использована для целенаправленного вещания. Все страны защищаются от этого: через законы о СМИ или комиссии по иностранным инвестициям. «Золотая акция» дает понятный механизм защиты от передачи контроля в компании. Что вы ждете в ответ от государства? – Передача «золотой акции» для нас, прежде всего, – установление прозрачных правил. А также гарантия, что к нам завтра не придут рейдеры – ни российские, ни иностранные. Уточните момент про голосующие и неголосующие акции. – Это было сделано перед предполагаемым IPO. Согласно уставу, текущие акционеры владеют акциями класса B с 10 голосами на акцию. Но при их переходе другому собственнику такие акции конвертируются в акции класса А. У класса А – один голос. То есть, чтобы получить большинство голосов, надо купить 90% акций. Проходила информация, что вам с Ильей Сегаловичем принадлежит около 30% «Яндекса»... – Не знаю, откуда информация. Это не совсем так. Сколько вам принадлежит? – У вас в рейтинге [миллиардеров-2009] было угадано более-менее точно. Как изменилась рублевая выручка за первый квартал? – В рублях пока растем. В зависимости от того, каким будет курс доллара в конце года – может, ивдолларах выйдем в плюс. Хотя все зависит от осени – посмотрим. Насколько рентабелен бизнес «Яндекса»? – До кризиса был более рентабельным, чем Baidu и Google – у них порядка 30% net profit, EBITDA margin – 50%. У нас было больше. А в этом году рентабельность понизится? – Мы выбрали стратегию – ждать до осени. Остаемся весьма прибыльными, но такой высокой рентабельности, как в прошлом году, в этом не будет. Кследующему году она будет восстановлена. Либо возвращением роста оборотов, либо сокращением бюджета. «Яндекс» выплачивает дивиденды? – Да. Компания прибыльная, почти все время мы платили дивиденды. На них и живете? – Не только. В «Яндексе» неплохие зарплаты ипитание бесплатное. Из более существенного – за последние годы было несколько транзакций по покупке-продаже акций. Старые акционеры продавали небольшие доли. Деньги во что вкладываете? – В банк. А венчурное инвестирование? – Пока я в «Яндексе», и весь мой венчур здесь. Многие проекты – наши венчуры. Некоторые выжили. Например, стартап «Яндекс.Деньги». Другой хороший пример – «Яндекс.Пробки». Мы купили команду, которая делала мобильные приложения, икомпанию «Смилинк», собиравшую информацию с камер. От себя добавили алгоритмы обработки треков, и из этого получились «Яндекс.Пробки». «Яндекс.Новости» тоже был своего рода стартапом. А один из самых старых – это «Яндекс.Маркет», когда к нам пришел проект «Гуру» с Димой Завалишиным, к которому мы добавили «Подбери.ру» от IBS и собственный поиск с монетизацией. Да, у нас осталась пара компаний еще с comptek'овских времен – Infinet, которая производит беспроводное оборудование, оно продается в десятках стран. «У нас» – это у кого? – Треть акционеров «Яндекса» – это люди еще со времен Comptek. В этом году вы уже что-нибудь покупали? Планируете? – Пока нет, и дело не в кризисе. Мы фокусируемся на текущих проектах. То есть достойные компании есть. – Конечно. Мы можем купить компанию, пригласить на работу команду или просто приобрести контент. finansmag_ru |
Контактная информация : тел. +7(98I) 7608865 |
Написать письмо на e-mail |
|
||||||||