Издание «Коммерсантъ» сегодня опубликовало интервью с Аркадием Воложем, основателем поисковой системы «Яндекс»
и его генеральным директором. В интервью были затронуты темы, наиболее
интересные на сегодняшний день рунетчикам: идея объединения рунета,
инвестиции западных компаний в Яндекс и ситуация в компании во времена
кризиса.
Интернет-колхоз
Наиболее обсуждаемой темой сейчас является внимание российских
властей к интернет-активам. По словам Аркадия Воложа, Яндекс не может
не учитывать позицию государства и считает необходимым разработать
юридический механизм, учитывающий национальные интересы при проведении
крупных сделок с акциями Yandex N. V. (акционерное общество,
материнская голландская компания Яндекса).
seonews.ru/analytics/detail/117027.php
Но при этом, к идее объединения интернет-компаний в один «колхоз» в Яндексе относятся резко отрицательно. «Лидеры нашего интернет-рынка — сильные, самобытные компании со своими приоритетами и ценностями, - говорит в интервью Аркадий. - Таким
компаниям для развития успеха лучше сохранять суверенитет. Именно
благодаря этому в России сложилась уникальная по миру ситуация, когда
почти во всех нишах интернета лидируют наши игроки».
В то же время Аркадий не отрицает вероятности ограничения передачи
контроля в компании ни российским игрокам рынка, ни иностранным.
Реализация этого ограничения возможна путем приобретения «золотой акции»,
которая дает право вето на консолидацию в одних руках более 25% акций
компании. Пока по слухам, акцию намерен купить Сбербанк, как известно,
являющийся подконтрольным государству. Аркадий Волож назвал цену
«золотой акции» - 1 евро.
Инвестиции
Помимо возможного приобретения «золотой акции», Аркадий Волож прояснил ситуацию с предполагаемой покупкой доли в Яндексе известным олигархом Алишером Усмановым.
На вопрос журналиста, почему сорвалась сделка с олигархом о покупке 10% Яндекса, Аркадий ответил: «Договориться не получилось. Наступил кризис, ситуация в целом изменилась».
Поскольку ранее вся информация о сделке с Усмановым была на уровне
слухов, то этим ответом Аркадий Волож подтвердил не только намерения
Алишера Усманова купить долю в Яндексе, но и размер этой доли. Сейчас,
по словам генерального директора Яндекса, переговоры о покупке уже не
ведутся, они закончились осенью.
Кризис
«Кризис заставил сфокусироваться, и теперь время заниматься аккуратным выстраиванием бизнеса по приоритетным направлениям»,
- говорит в интервью генеральный директор Яндекса. В принципе, о том,
что компании пришлось поменять свое отношение к работе над новыми
проектами, не всегда прямо относящимися к поиску, стало известно еще в конце марта этого года. Но, как отмечает Аркадий Волож: «Сейчас
мы поняли, что "Яндекс" как портал, по существу, состоит всего из
четырех страниц: главной, страницы поисковой выдачи, почты и страницы
карт. Эти страницы формируют костяк портала, именно их мы развиваем в
первую очередь».
Это в первую очередь означает, что Яндекс сейчас не будет развивать развлекательные сервисы. «Все новые сервисы, которые сейчас запускает "Яндекс", мы рассматриваем с точки зрения концепции четырех страниц, - отмечает Аркадий Волож в интервью. - Взять,
к примеру, видео. С нашей точки зрения, нужно развивать видеопоиск,
поскольку он улучшает нашу поисковую выдачу и вписывается в концепцию
портала. Другой пример — блоги. Мы планируем и дальше вкладываться в
поиск по блогам, который в режиме реального времени индексирует блоги
со всего интернета».
Но кризис не заставил Яндекс отказаться от уже созданных сервисов,
хоть и не попадающих в концепцию упомянутых «четырех страниц». То есть,
закрывать какие-либо уже созданные сервисы компания не намерена. Но
многие подобные сервисы ждет «заморозка» - пользователям они будут
доступны, но работа над ними пока вестись не будет.