Ключевое слово юзабилити (usability) стало популярным в Интернете. Этот термин обозначает степень, в которой Web-сайт или программа дружественны к пользователю.
Сайты и приложения должны оформляться так, чтобы пользователь не почувствовал различия между формой и содержанием. Он всегда должен находиться в центре внимания - это фундаментальный принцип юзабилити в его современной формулировке.
То, что эта концепция получила столь широкой распространение среди владельцев Web-сайтов, имеет две основные причины:
*
после первоначальной эйфории стало ясно, что Web-сайты достаточно дороги и далеко не все из них могут действительно добиться успеха; *
усилия таких личностей, как Якоб Нильсен (Jacob Nielsen), которые не уставали подчеркивать важность юзабилити.
Нильсен - наиболее известный эксперт в области юзабилити. Он возглавляет в США собственную консультационную компанию, которая специализируется на связанных с юзабилити вопросах.
Якоб Нильсен много путешествует по миру и выступает с докладами на конгрессах, проводит семинары и публикует статьи во многих специализированных журналах.
Что такое юзабилити?
Под юзабилити понимается не только то, что сайт хорошо оформлен, ссылки и кнопки легко распознаются, а система навигации проста и понятна.
Все это вполне вписывается и в понятие «дружественный по отношению к пользователю».
Юзабилити также включает и другие аспекты:
*
структура сайта должна быть понятна с первого взгляда; *
пользователь должен всегда четко понимать, где находится нужная информация; *
текст должен быть приведен в соответствие с используемым форматом представления.
Содержание и форма подачи текста образуют при этом одно целое, и именно в таком виде информация наиболее удобна для пользователя.
Важность юзабилити…
Часто не уделяют необходимого внимания следующему факту: если Web-сайт не является достаточно дружественным по отношению к пользователю (usable), то это имеет ощутимые отрицательные последствия.
Например, существенно снижаются шансы появления новых посетителей, которые затем перейдут в разряд постоянных, или покупателей в интернет-магазинах.
Если вы придерживаетесь в своей работе концепции юзабилити, то вы (или ваш заказчик) сможете получить более высокую прибыль или, по крайней мере, привлечете большее количество пользователей.
Насколько проверенным и практичным является юзабилити?
внимание!
Хорошим считается сайт, при пользовании которым все является ясным и понятным. Определить это можно только с помощью юзабилити-тестирования.
Вы можете запланировать создание сайта с учетом всех положений юзабилити. Если вы будете придерживаться методов, которые описываются в данной статье, у вас есть хорошие шансы создать Web-сайт, который будет по-настоящему дружественным по отношению к его посетителям.
Однако результат отнюдь не гарантирован, и проверить его можно с помощью юзабилити-тестирования. Это единственный возможный способ выявить определенные проблемы и ошибки.
В подобных тестах вы выбираете потенциального посетителя вашего сайта, сажаете его за компьютер и наблюдаете, что именно он делает с вашим сайтом.
Этого, как правило, достаточно, чтобы вскрыть некоторые затруднения. При этом важно также понять, насколько они серьезны. Не существует таких Web-сайтов, у которых полностью отсутствовали бы проблемы с юзабилити.
Юзабилити-тестирование в принципе отличается от широко распространенного бета-тестирования. Задача бета-тестирования - убедиться в том, что приложение работает без ошибок с технической точки зрения.
При юзабилити-тестировании мы пытаемся понять, сможет ли посетитель работать с этим сайтом, в первую очередь с точки зрения содержания. Поэтому оно связано со всем ходом работы над проектом и оказывает влияние на сам ход этих работ.
Если при юзабилити-тестировании обнаруживается какая-то ошибка, необходимы серьезные доработки в графике и программировании, а также в самой концепции.
В отличие от этого, если в ходе бета-тестирования обнаруживается ошибка, она является технической, и ее устранение, как правило, требует работы только программиста.
Когда следует прибегать к помощи юзабилити-тестирования?
На этот вопрос существует только один простой ответ: всегда. Чем больше тестирования, тем лучше будет Web-сайт. Другими факторами, которые следует учитывать, является график работ по выполнению проекта и бюджет проекта.
График вы создаете сами, и следует запланировать в нем достаточно времени для проведения юзабилити-тестов. Также и бюджет должен учитывать соответствующие затраты. При этом наверняка придется убеждать кого-то в необходимости тестирования - не только заказчика, но и руководителя проекта или главу компании-разработчика.
В таком споре наиболее весомы следующие аргументы:
*
Ни один посетитель не захочет обучаться пользованию сайтом. Если он не поймет правила сразу же, то просто перейдет на другой сайт; *
Образ мышления руководителя проекта сильно отличается от образа мышления потенциального посетителя сайта. Первый никогда не сможет полностью абстрагироваться от груза накопленного опыта и знаний, которые полностью отсутствуют у обычного пользователя; *
Ни один новый автомобиль не покинет конвейер, ни одна новая рекламная компания не будет запущена до того, как будет проведено тщательное тестирование нового продукта, которое предоставит убедительные доказательства его готовности. Выпускать на рынок некачественную продукцию - значит напрасно потратить средства и сильно повредить репутации фирмы.
внимание!
Обнаруживается, что юзабилити непосредственно коррелирует с успешностью Web-сайта.
Особенно важным является последний пункт, так как он доказывает, что плохой сайт не только не может быть успешным, он способен и подмочить репутацию его владельцев.
Например, если какой-то банк позволяет себе относиться к собственному Web-сайту халатно и неряшливо, то большая часть посетителей может подумать, не относится ли банк также и к их деньгам.
С помощью дружественного по отношению к пользователям сайта вы завоевываете их доверие, а плохой сайт может его только подорвать.
Многочисленные исследования показали, что те сайты, которые созданы в соответствии с правилами юзабилити, наиболее популярны и имеют более высокую статистику посещений, а в случае интернет-магазинов юзабилити еще и непосредственно влияет на объемы продаж.
Однако большое количество Web-сайтов продолжает игнорировать преимущества юзабилити. Здесь уместно привести цитату, автором которой является Якоб Нильсен:
Компания инвестирует в создание Web-сайта $40 000 и при этом не хочет потратить всего $4000 на то, чтобы проверить, функционирует ли он.
Два способа юзабилити-тестирования…
Вы можете поручить тестирование фирме, которая на этом специализируется, или же сделать это самостоятельно. Преимущества привлечения независимых экспертов очевидны: они хорошо разбираются в данном предмете, имеют необходимое оборудование и опыт, а также объективны и независимы.
Они отыщут наиболее подходящих представителей целевой аудитории и привлекут их к юзабилити-тестированию. В заключение они предоставят вам обстоятельный доклад со своими предложениями по улучшению сайта.
Однако подобные компании требуют за свои услуги определенную плату и значительную, и именно высокая цена является причиной того, что часто многие полностью отказываются от юзабилити-тестирования.
Так вы упускаете множество шансов найти наиболее грубые ошибки, ведь именно с помощью тестов их сравнительно легко обнаружить. Если обратиться к независимым экспертам не позволяют рамки бюджета, проведите тестирование самостоятельно.
После проведения даже нескольких тестов вы получите достаточный опыт и сможете достигнуть важных результатов. Если вы работаете в компании, которая профессионально занимается созданием Web-сайтов, то следует начать с вашего собственного.
Благодаря этому вы сможете понять, где пользователь сталкивается с ошибками на сайте, который создавался вами из самых лучших побуждений. Ваша реакция может простираться от удивления до отчаяния, но все это не напрасно - вы в этом еще убедитесь. Далее я опишу порядок юзабилити-тестирования собственными силами.
Когда проводить юзабилити-тестирования?
Начинать тестирование следует как можно раньше и проводить его как можно чаще.
внимание!
Начните тестирование как можно раньше. Я уже упоминал, что ваша задача заключается в том, чтобы обнаружить проблемы с юзабилити, - важно сделать это вовремя. Так устранение проблемы потребует меньших затрат. Лучше провести один цикл тестирования на самой ранней стадии, чем десять циклов перед самым запуском сайта.
Тестирование лучше проводить с помощью нескольких коротких циклов на различных фазах проекта, чем с помощью единственного и связанного с большими затратами теста.
При этом верно следующее правило: чем больше, тем лучше. Однако, с другой стороны, проект имеет свои ограничения по времени по стоимости.
Для небольших и средних сайтов можно получить достаточно хорошие результаты с помощью двух коротких тестов. Первый из них должен быть проведен как можно раньше, второй - на стадии создания сайта.
При этом второе тестирование также должно назначаться на как можно более ранний срок, когда у вас еще останется время для внесения исправлений. Иначе вы вынуждены будете запускать сайт, который, как вы уже успели понять по результатам тестов, не является дружественным по отношению к пользователю.
Также непосредственно в начале проекта стоит провести подобное тестирование сайтов конкурентов. Вы сразу получите представление о том, что здесь работает правильно, а где необходимо вносить исправления. Это можно сделать достаточно быстро и с небольшими затратами, вы ведь не собираетесь в них что-то улучшать.
Что именно следует тестировать?
Тестирование можно начинать, когда не существует ни одной законченной HTML-страницы. Для этого служат так называемые бумажные прототипы тестов.
Вы берете лист бумаги и на нем изображаете структуру сайта или же пару планируемых к созданию страниц сайта, рисуете навигационные элементы и отдаете этот листок потенциальному посетителю сайта.
Начать следует с главной страницы. Вкратце опишите, что стоит за этим рисунком. Задайте тестеру вопрос, понимает ли он, как ему обращаться с такой страницей.
Когда пользователь говорит, что нажал бы на ту или иную кнопку, следует дать ему лист бумаги с рисунком той страницы, на которую он переходит.
С помощью такого простого метода вы сможете без каких-то значительных затрат проверить, является ли структура сайта понятной и правильно ли выбраны надписи на элементах системы навигации по сайту.
Это особенно важно, когда вы идете своим собственным путем и пытаетесь создать нестандартную систему навигации или же ваш сайт будет обладать какими-то совершенно необычными новаторскими функциями.
В каждом из этих случаев использование бумажных прототипов позволяет существенно сократить объем работы. На этой стадии вы должны понять, воспринимается ли пользователем та фундаментальная идея, которая делает ваш сайт непохожим на другие.
Если нет, то еще остается время переработать концепцию. Также бумажные прототипы страниц позволяют на хорошем уровне провести тестирование обозначений разделов сайта.
внимание!
Неважно, используете ли вы бумажные прототипы или HTML-прототипы: тестирование должно начинаться на самой ранней стадии проекта.
Более информативным по сравнению с бумажными прототипами является тестирование с помощью HTML-прототипов. Под этим понимается созданная за короткое время версия сайта, предназначенная специально для тестирования.
Такой сайт состоит обычно из главной страницы и нескольких страниц с основным содержанием, которые совместно тестируются как HTML-страницы.
На этой стадии не имеют значения, что рисунки представлены не в своей окончательной редакции, не оптимизирована скорость загрузки страниц или что большие рисунки не разбиты на большое количество более мелких.
Такой прототип необходим только для того, чтобы в более реалистичной обстановке получить от пользователя ответ на тот же вопрос, который мы задавали и в случае бумажных прототипов:
1.
понимает ли он, что можно сделать, находясь на данном сайте? 2.
ясна ли ему структура? 3.
понятны ли обозначения и функции элементов навигации?
Последним удобным моментом для тестирования на протяжении проекта является этап внедрения. Здесь тестируются все готовые части сайта.
Если обнаруживается серьезная ошибка, для ее устранения может потребоваться вносить изменения и во все другие готовые страницы. Однако это все же лучше, чем запускать сайт с выявленными, но не исправленными ошибками.
Стоит проводить тестирование и для уже функционирующих в сети сайтов. Лучше устранять серьезные проблемы с юзабилити позднее, чем не делать этого вовсе.
К тому же с течением времени могут возникать новые проблемы или же напротив - исчезать существующие. Также могут изменяться и привычки пользователей.
Большинство из них привыкло к использованию свойственного операционной системе Windows графического интерфейса, пусть даже он и имеет значительные проблемы с юзабилити.
К тому же популярные в сети большие сайты установили собственные стандарты и сделали привычными определенные функции. Примером такой функции может служить корзина для покупок - символ, который понятен практически каждому пользователю Интернета.
В нее можно складывать выбранные товары, и они будут оставаться в ней, пока пользователь их оттуда не извлечет или не совершит покупку.
При этом удаление товара из корзины осуществляется вводом значения 0 для количества единиц данного товара. Это не очень понятно интуитивно, однако все к этому уже привыкли.
Все это свидетельствует о том, что с течением времени некоторые понятия могут становиться привычными и понятными пользователю.
внимание!
Не следует рассчитывать на то, что пользователь готов изучать условия по использованию вашего сайта. Только немногие согласятся ознакомиться с инструкциями в on-line или off-line. Остальные почувствуют себя просто обманутыми, если столкнутся с чрезмерными проблемами с юзабилити, и просто покинут сайт.
Хорошим способом обнаружить возникающие на сайте проблемы является изучение log-файлов. Сервер записывает в этот файл достаточно подробную информацию, и вы сможете понять, в каком месте сайта посетитель его покинул.
Внимательно изучите такие страницы и попытайтесь (по возможности используя юзабилити-тестирование) понять, чем был вызван переход с данного сайта на другой: заключается ли причина в содержании страницы или же посетителю не понравилось то, как он должен обращаться с сайтом.
внимание!
Каждый сайт, который подвергся модернизации, должен перед запуском пройти через юзабилити-тестирование.
Если проект заключается в модернизации существующего Web-сайта, то прежде чем приступать к работе, следует провести юзабилити-тестирование. Благодаря этому вы сможете быстро понять, что функционирует на сайте должным образом, а что нет.
Очевидно, что причиной проекта по модернизации сайта послужило недовольство владельцев сайта тем, как он работает. Большинство из таких заказчиков ограничиваются тем, что они говорят о том, что сайт недостаточно хорош.
Возможно, они добавят, что сайт не является достаточно дружественным по отношению к посетителям. Однако это лишь предположения и догадки, точно определить проблемы сайта можно только с помощью юзабилити-тестирования.
Если вы отказываетесь от него, то, возможно, новый хороший сайт будет создан взамен столь же хорошего сайта (при том условии, что вы знаете свое дело, иначе вы можете только все испортить).
С помощью юзабилити-тестирования вы сможете точно определить причины, по которым сайт не имеет успеха: проблемы с юзабилити, недостатки в содержании или же ошибки при реализации проекта.
Понятно, что если на сайте размещается информация, которая никому не нужна, то он не станет успешным, даже когда вы сделаете его наиболее дружественным для посетителей во всем мире.