Платон Щукин - это коллективный разум вебмастерской техподдержки Яндекса. Именно этим именем подписаны ответы на письма через форму http://feedback.yandex.ru с вопросами об индексации и ранжировании сайтов. Ответы Платона не всегда удовлетворяют вебмастеров, но по крайней мере Яндексу обратная связь, как выяснилось, приносит значительную пользу.
Скажите, Платон, какой вы видите свою миссию, задачу-максимум своей работы?
Задача-максимум - помочь поисковым сервисам Яндекса стать настолько хорошими и понятными, чтобы у пользователей отпала необходимость обращаться в саппорт. Хотя думаю, что вебмастера будут писать всегда.
Как вы относитесь к тому, что оптимизаторы коллекционируют ваши письма, показывают друг другу, обсуждают? В сущности, многие учатся по этим письмам делать сайты, приятные Яндексу. Чувствуете ли вы ответственность, как педагог? Не хотите ли стать более щедрым на советы по улучшению сайтов?
Хорошо отношусь, пусть продолжают. Я тоже коллекционирую письма оптимизаторов Как "педагог" огорчаюсь, что, несмотря на наши советы здесь и в письмах, некоторые вебмастера продолжают собирать сайты из чужого контента, обильно украшать их рекламой и выдавать этот продукт за уникальный. Как будто искренне верят, что такой ресурс понравится пользователям. Но есть и достойные "ученики"
Что касается фразы "многие учатся по этим письмам делать сайты, приятные Яндексу", то еще раз скажу - сайты должны быть приятны и интересны пользователям, остальное приложится.
(Прим. ред: Интервьюер хотел бы извиниться перед Яндексом за эту "оговорку по Фрейду". Он как раз хотел сказать "приятные пользователям".)
Не хотите ли стать более щедрым на советы по улучшению сайтов?
Пока что в скупости уличен не был. К тому же, уверен, вебмастеру всегда приятнее находить решения самостоятельно, а не действовать строго по хелпу.
А есть ли обратный эффект? Извлекают ли люди, работающие над поиском Яндекса, пользу из обратной связи?
На самом деле обратная связь с пользователями - один из важнейших механизмов, позволяющих команде Яндекса понимать, как улучшать наш поиск и на чем сосредоточить усилия. Пользователи часто указывают на ошибки, которые нам обнаружить очень трудно. Так что пишите, пишите Мы благодарны всем, кто присылает нам баг-репорты.
Не могли бы вы привести пример, какой-нибудь случай, когда поиск стал лучше после письма оптимизатора?
Несколько месяцев назад, перед внедрением очередного изменения в алгоритмах поиска Яндекса, мы запустили тестовую версию поиска по адресу buki.yandex.ru и попросили присылать отзывы. Мы учли многие замечания пользователей, поэтому можно сказать, что алгоритм, который, кстати, работает по сей день, написан при их содействии.
Могу привести более частные примеры. В прошлом году мы решили задачу слишком сильной загрузки роботом отдельных сайтов. В двух словах - слабые сервера, не выдержав нагрузки, могли перестать отвечать нашему роботу. Благодаря примерам из писем вебмастеров нам удалось шаг за шагом улучшить робота, и сейчас проблема излишней нагрузки уже почти не встречается.
Другой пример - поддержка Punycode. Когда весной люди стали активно покупать домены с кириллическими именами, нам написало несколько вебмастеров, и мы сделали поддержку этого формата.
Ошибки и нарушения какого рода чаще всего создают проблемы для индексации сайтов Яндексом?
Хочу отметить, что проблемы с индексацией сайтов бывают редко (они могут возникнуть, например, из-за запрета доступа поисковому роботу по IP или из-за перегруженного сервера). Поэтому выделить какие-то "частые ошибки или нарушения" здесь не получится. Другое дело - ошибки и нарушения, из-за которых сайт не находится в поиске. Но это отдельная большая тема.
Злые языки утверждают, что Платон отписывается шаблонами. Какой шаблон в таком случае пришлось бы признать самым популярным?
"Здравствуйте" - так начинаются практически 100% наших писем
Не секрет, что работа в любой службе поддержки - очень утомительная и нервная. А вы как относитесь к людям, которые вам так часто пишут, задают очень разные вопросы?
Утомительно бывает, когда человек постоянно спрашивает одно и то же и раз за разом настаивает на своем, не желая слышать ответ и следовать рекомендациям. В таких случаях я делаю 14 приседаний и только после этого возвращаюсь к беседе.
В ваших ответах очень часто встречается фраза "наши алгоритмы приняли решение". Неужели вы единственный живой человек во всем Яндексе, а всё остальное делают роботы?
Живых людей в Яндексе очень много (около 1700), и многие из них работают именно над алгоритмами.
Сайтов в Интернете становится всё больше, оптимизаторов тоже. Далек ли тот день, когда под саппорт придётся снимать отдельный офис, либо всё же роботизировать Платона? Или к тому времени Яндекс изживёт оптимизаторов как явление?
Ответы всегда дает и будет давать живой человек. У Яндекса нет задачи изжить оптимизаторов - мы не боремся с людьми, мы боремся с таким явлением, как попытка обмана поисковых систем. И мы бы очень хотели, чтобы было много хороших оптимизаторов, которые делают сайты понятными и пользователям, и роботам.
Что до отдельного офиса, то мы думали над этим и даже присмотрели варианты в поселке СЕО-Де-Уржель и в посёлке Кликов. C банькой по-чёрному
Платон Щукин - давно уже мем, часть оптимизаторской субкультуры. Но самое интересное - что Яндекс принял активное участие в формировании этой субкультуры...
В средние века за такие инсинуации вас сожгли бы на костре.
Расскажите, пожалуйста, сколько человек формируют коллективный разум под псевдонимом "Платон Щукин"? Что надо знать и уметь,чтобы стать одним из них?
Чтобы работать в службе поддержки Яндекса (в которой, к слову, работает несколько десятков человек), надо любить людей и хорошо разбираться в интернет-сервисах.
Наши подписчики просили поинтересоваться, читаете ли вы forum.searchengines.ru и что при этом ощущаете?
Уши горят К сожалению, не всегда хватает времени на чтение всего форума, но за сообщениями об ошибках стараюсь следить.