Основной
площадкой, на которой обсуждают проблемы представители "поисковиков",
оптимизаторы и владельцы сайтов стала за последние семь лет конференция
«Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», организуемая компанией «Ашманов и партнеры». В этом году она прошла 11-12 ноября.
Программа конференции традиционно была построена вокруг практических
вопросов поисковой оптимизации, контекстной рекламы, развития поисковых
машин и сформирована в расчете на менеджеров Internet-проектов,
специалистов по Internet-маркетингу и рекламе, Web-мастеров.
Продвижение сайта в поисковых системах сегодня для большинства компаний
неотъемлемый вид рекламы, а для некоторых – основной. По степени
рекламного воздействия и охвата аудитории Internet сравним с рекламой в
прессе, на радио и телевидении. При правильном подходе оптимизация и
продвижение сайта дают один из самых низких показателей стоимости
контакта с аудиторией.
С верой в будущее
У всех докладчиков сквозила уверенность, что начавшийся кризис
Internet-отрасль если и коснется, то в последнюю очередь. Поскольку
потребность в рекламе есть всегда, и в условиях экономии попытка
адресного воздействия на "своего" потребителя - хорошая замена
масштабным и всепроникающим рекламным кампаниям.
Основу аудитории на конференции составляли специалисты в области
поисковой оптимизации (Search Engine Optimization, SEO - тонкая
настройка сайтов под алгоритмы поисковых машин). Слушателей
интересовали прежде всего вопросы продвижения сайтов и обсуждение
особенностей поисковых машин. Все заметные игроки на рынке поисковых
систем представили свое видение развития механизмов поиска и
оптимизации выдачи результатов для пользователя.
Сергей Баиров, исполнительный директор компании NetPromoter, выступил с
анализом развития услуг по поисковой оптимизации и контекстной рекламе
в Рунете с 2004-го по 2008 год. В докладе упоминалось, что рынок молод,
но при этом "перегрет", поскольку его рост более 100% в год. Основными
его участниками являются фрилансеры - около 80%, а также огромное
количество неквалифицированных игроков; из-за чего высока
неудовлетворенность заказчиков.
Виталий Федулов, старший сотрудник команды качества поиска Google,
описал новую концепцию развития поисковых технологий, которая получила
название «универсальный поиск» и призвана помочь в поиске по картинкам
и видеофайлам. Конечно, поиск по видео пока невозможен, но Google предлагает осуществлять поиск по метаданным контента. Отдельно был отмечен поиск по социальным сетям.
Алексей Долотов, руководитель проекта Поиск@mail.ru, рассказал о
внедрении в механизм подсветки набора запроса. Функция реализована на
AJAX. Механизм базируется на выборке популярных запросов и работает
совместно с механизмом коррекции опечаток и ошибок переключения
раскладки клавиатуры.
Павел Уваров, руководитель группы поиска "Рамблера", представил
результаты борьбы с поисковым спамом. По отзывам коллег по цеху, им
удалось достигнуть заметных успехов в этом направлении. Однако
результат этот, увы, получен методом ручного анализа ресурсов, что в
век бурного роста количества информационного мусора путь, скорее,
тупиковый.
В арсенале борцов со спамом - запрет на учет ссылок от скомпрометированных ресурсов, удаления спамерского сайта из базы и система учета "отрицательной репутации" ряда ресурсов.
Секция по набирающей популярность технологии контекстной рекламы была
посвящена выбору эффективной стратегии проведения контекстных рекламных
кампаний в условиях финансовой нестабильности.
Отдельная секция в программе была отведена докладам компаний, которые
заказывают услуги продвижения сайтов, с примерами успешных опытов в
банковской сфере и Internet-магазинах. Обсуждались опыты планирования
посещаемости сайта под заданный уровень продаж, особенности контекстной
рекламы, поискового продвижения и пиара в Internet.
Юристы дали рекомендации по заключениям договоров поисковой
оптимизации, сделав акцент на защитные механизмы в договоре и способы
решения проблемных ситуаций. Поскольку в отношении электронной
переписки все еще значимой юридической практики не существует, до сих
пор рекомендуется пользоваться почтовыми уведомлениями при спорных
вопросах.
На конференции обсуждались также альтернативные и нестандартные методы
продвижения сайтов и способы недорогого продвижения в поисковых
машинах, такие как: размещение статей в каталогах, создание
оригинальных экспертных материалов, пресс-релизов, новостей в СМИ 2.0,
лент новостей с экспортом в новостные сервисы, агрегаторов
прайс-листов, блогов, использование социальных сетей, организация
событий, конкурсов, онлайновые тесты с предложением кода для вставки в
пользовательские дневники.
Эффективность
продвижения Internet-продукта зависит и от таких характеристик, как
практичность, легкость использования, эргономичность. Поскольку не
многие Web-сайты могут похвастаться тем, что их интерфейс
идеально удобен для посетителей, было рекомендовано при разработке
интерфейсов учитывать требования стандарта ISO 13407 - User Centered
Design.
На круглом столе «Поисковый маркетинг в условиях сокращения рекламных
бюджетов» были подняты темы финансового кризиса и прогнозов по
SEO-рынку. Большинство поставщиков услуг Internet-маркетинга уже меняют
условия сотрудничества в пользу клиентов, активизируют антикризисные
кампании. Большие надежды возлагаются на выживание более сильных
игроков в реальных секторах экономики, приход новых клиентов,
увеличение или неснижение бюджетов на контекстную рекламу, а также на
вытеснение с рынка «некачественных» оптимизаторов.