В дни, когда весь цивилизованный мир готовился к фестивалю канабиса в Амстердаме, Игорь Ашаманов и его многочисленные партнеры проводили в Москве конференцию по поисковой оптимизации. Конференция в этот раз проходила недалеко от Выставки Достижений Народного Хозяйства, поэтому нас подслушивали золотые женщины из фонтана дружбы народов и Жанна Фриске, которая, как известно, любит гонять на красной "Мазде" по коридорам гостиницы "Космос". Как выбрать президента и не напороться на лягушку Джеффри Пруитт (президент SEMPO, исполнительный вице-президент iCrossing) рассказал правду о том, что социальные сети сыграли немаловажную роль в выборе президента США Барака Обамы. Люди делились между собой информацией о том, какой он хороший, и так об этом узнали многие. Наш президент Дмитрий Медведев тоже не отстает от Барака, так как завел видеоблог. И вероятнее всего, такая хорошая отдача получилось от блога, что он решил побыть президентом 6 лет вместо 4-х.
Джеффри также поразил деятелей Рунета тем, что рассказывал о далеком светлом будущем, когда крупные бренды все как один придут в Интернет и купят всю контекстную рекламу. Как известно, на российских конференциях уже давно не принято говорить о таком далеком будущем. Или, выражаясь словами Юрия Синодова, "проблемы каких-то пиндосов никого здесь не интересуют".
Но вернемся к нашим обамам. Представители поисковиков в этот раз порадовали полной явкой.
Виталий Федулов из Google обратил внимание, что пользователи хотят уже большего, чем полотно ссылок на текстовую информацию. Пользователь жаждет видеть дополнительные типы контента, такие как иллюстрации, видео, карты, адреса организаций и т.д. Следовательно, задача владельцев ресурсов - активно подготавливать допольнительный тип контента к индексации.
От себя хочу добавить, что при правильной работе с дополнительным контентом возможно попадание в результаты поиска без привычной текстовой оптимизации. Пользуясь, случаем, приведу ссылки из презентации Федулова, они помогут привлечь из Google больше посетителей.
Инструменты для веб-мастеров Google: www.google.ru/webmasters Информация о файлах sitemaps: www.google.ru/support/webmasters Как разместить видео на ваших страницах: http://ru.youtube.com/youtubeonyoursite Как добавить новостной сайт в Новости Google: www.google.ru/support/news_pub Бизнес-центр карт Google: www.google.ru/local/add
Алексей Долотов (Mail.ru) рассказал о suggests, то есть о поисковых подсказках, которые появляются к уже набранной части поискового запроса пользователя. С помощью этих подсказок поисковики пытаются рассказать о том, как ищет мейнстрим. То есть вы видите, что ищет большинство - и следовательно, начинаете искать "как все". Например, если вы зайдете в поисковик и набираете фото "ночной Москвы или Парижа", то поисковик ставит вас перед выбором - а может лучше фото голых девушек, зоофилов, геев, малолеток и ранеток? И тогда вы понимаете, что вы слишком умничаете и не нужны вам Парижи, а лучше приколы про зоофилов-нудистов посмотреть.
Павел Уваров ("Рамблер") вещал о разнообразных видах поискового спама и о том, какие последние фишки модны в дорвеестроительстве. В его презентации можно посмотреть интересные примеры - как сделать дорвеи, замаскированные под форумы или фотогалереи.
Также Павел сообщил, что не считает покупные ссылки злом. Эта фраза, естественно, вызвала бурную реакцию у оптимизаторов, покупающих ссылки. И они стали хлопать. Таким образом, поисковики смогли вычислить всех хлопальщиков и сфотографировать их оборудованием на основе eye-tracking. Это оборудование случайно принес гуру юзабилити Дмитрий Сатин (UsabilityLab). Видимо, для того, чтобы окончательно вычислить всех покупателей ссылок, к микрофону вышел Виталий Федулов из Google и сказал, что тоже не считает покупные ссылки злом - правда, если они закрыты в nofollow (если закрыть ссылки этим тегом, то они не смогут помочь в улучшении видимости сайта). Так было вычислена остальная партия оптимизаторов.
Александр Садовский ("Яндекс") в этом году не стал баловать оптимизаторов секретами "формулы релевантности, написанной в каморке Сегаловича за очагом". Александр нам поведал о новых трендах, которых "Яндекс" пытается придерживаться. Не буду перечислять все эти чудеса, лучше посмотреть в его презентации (1,1 мб).
Здесь же я отмечу лишь: что начинается интересное время, так как "Яндекс" начинает отвечать на незаданные вопросы. Например, вы ищете адрес дурдома и набираете запрос "психбольница", а вам помимо результатов поиска еще появляется новость "В Москве на территории психбольницы подрались гастарбайтеры". И вы понимаете, что в дурдом вам пока рано. Или набираете «Нидвижимость», так как ищете свою первую любовь Машу Нидвижимость. А вам поисковик отвечает: "В исходном запросе «Нидвижимость», возможно, есть опечатка". И предлагает результаты поиска для "Недвижимость".
Вот это все хулиганство Александр назвал "парадигмой ответов". Смысл ее в том, чтобы уменьшить число кликов пользователей и дать ответ пользователю прямо в результатах поиска. Скажем, если вы наберете "лягушка в обмороке", то получите не только фото лягушки в бессознательном состоянии, но и точные координаты цвета этой лягушки в системе RGB.
Также Александр обрадовал оптимизаторов новыми возможностями в личном кабинете "Яндекс.Вебмастер". Теперь "Яндекс" будет сообщать о таких проблемах, как:
- спам на страницах сайта - XSS атаки на сайт - заметное увеличение числа ошибок при обходе сайта роботом "Яндекса"
Слева кризис, справа кризис, впереди инфляция
Как уже известно из мрачной колонки главреда "Вебпланеты", многие доклады в этот раз были посвящены рекламе контекстной рекламы.
На этот раз в секции контекстной рекламы даже не было противостояния между Евгением Ломизе (Яндекс) и Алексеем Басовым (Бегун). Мы уже писали про ритуал "маркетинговых войн" на прошлых конференциях. Но в этом году Алексей Басов вообще не вышел на помост. И вместо него в отдувался Борис Омельницкий (исполнительный директор "Бегуна").
Борис констатировал оптимистичные факты - хотя идет снижение бюджетов и интереса в кризисных областях (недвижимость, финансовые услуги), но однако возрастает спрос к темам "красота", "здоровье", "образование". Наблюдается перераспределение бюджетов между сегментами, в ряде сегментов снизилась стоимость кликов, но не снизился интерес.
Евгений Ломизе зафиксировал тревожные симптомы:
- Замедление роста базы рекламодателей - Снижение суммы среднего чека - Замедление роста оборота - Падение цены клика (почти на 10%)
Правда, потом он утешил и сказал, что темпы роста количества купленных кликов - такие же, как и осенью 2007, и что конверсия не падает. А также обещал прирост рекламодателей из газет. Будем ждать.
Андрей Веселов (Beplane) рассказал о реалиях контекстной рекламы. Это только с красивых рекламных проспектов звучат слоганы о том, как легко прийти и купить рекламу в контексте. Однако сейчас там идет конкуренция, которую докладчик сравнивает с войной. И советы формата «подберите правильные ключевые слова и таргетинг» уже не очень подходят, так как это уже многие делают.
Автор предлагает с целью экономии бюджетов различать полезность кликов. Просто в разных категориях разная стадия принятия решения. В каких-то категориях пользователь может купить ваш продукт, просмотрев пару предложений, а в каких-то он, помимо вашего товара, просмотрит еще много предложений, сравнит цены и купит лишь через 10 лет то, что жена скажет.
Соответственно, в первом случае нужно биться усиленно за внимание, а во втором можно сэкономить и не «зарубаться» в войне ставок. Андрей в целях экономии бюджета и CTR объявления предлагает менять ставки в зависимости от времени суток и отключать объявления, когда происходят апдейты в поисковых системах - так как в эти дни оптимизаторы сильно накручивают количество показов, уменьшая тем самым CTR.
Хочу обратить внимание: если ваш начальник не подписан на SMS-сообщения, рассказывающие про апдейты поисковых систем, то вы можете смело объяснить такому начальству, что причина маленького CTR - апдейт "Яндекса", и следовательно, сегодня армия оптимизаторов снимает позиции по многим коммерческим запросам. Кстати, обновления базы "Яндекса" (апдейты) теперь можно узнавать из кабинета "Яндекс.Вебмастер" (не говорите начальнику!).
Порно в "Гоге" я искал, Федор Вирин нас считал
Федор Вирин (Mail.ru) поделился результатами исследования запросов к поисковику gogo.ru. Оказалось, что мужчины набирают слово "порно" в поисковых запросах, чаще чем женщины (об этом многие догадывались, но настоящего научного доказательства пока не было). Но порно, особенно когда оно бесплатное, интересует людей только до 25 лет. Становясь старше, люди переключаются на другие виды порно сначала на автомобили и поздравления с легкой примесью работы, а потом и просто на погоду.
Со знакомствами наоборот - это игра для взрослых, подростков и молодежи там существенно меньше (можно сделать вывод, что сначала люди насмотрятся порно до 25 лет, а потом им подавай знакомства). Запросы, связанные с сотовой связью, автомобильными пробками и работой – ищут в основном в Москве и Питере. В регионах такие запросы почти не набирают.
А Евгений Трофименко (РБС) рассказал, как с помощью поисковых запросов исследовать "Яндекс" и находить вкусные запросы для себя.
Как сдают своих
Невзирая на множество докладов о контекстной рекламе, на конференции по оптимизации пока еще не запретили говорить о самой оптимизации. Особенно интересным показался доклад Константина Шурыгина ("Ашманов и партнеры") - в этот раз он исследовал, как оптимизаторы обманывают своих клиентов, подбирая запросы, по которым никто не придет. Или, если придет, то обязательно уйдет. Например запрос «Visual Basic» для фирмы, продающей мебель.
Доклад получился реальной страшилкой формата "Не ходите, дети, в Африку гулять". Не советую этот доклад читать на ночь. А то получится как в анекдоте. Встречаются в кризис два банкира: "Как спал? - Как младенец! - Это как? - Всю ночь плакал, а под утро обосрался".
Впрочем, для слабонервных была и позитивная секция - "Истории успеха". Говорят, что там Сергей Докукин ("Садторг") рассказывал об успешном опыте использования поисковой оптимизации и контекстной рекламы в продажах садовой техники. Это, по-моему, удачный намек на выход из кризиса. Все знают, что продуктов в магазинах скоро не будет, самое время закупать садовую технику и валить на дачи. Правда, сейчас на дачах ничего не растет, холодно. Зато подготовиться можно задешево. Есть же поговорка - "готовь сани летом, а грабли зимой".
webplanet.ru/company/advert/2008/11/17/optimization08.html |