Вы не поверите, но я решил применить совет из эпиграфа. И даже объект нашел отличный. Помните мою ругательную статью "Робот как враг народа"? Превращу-ка я его теперь в объект симпатии, на радость всем моим психоаналитикам. Надо признаться, услугами роботов я не раз пользовался в гуманистических целях. К примеру, с их помощью был выигран международный конкурс Best of Blogs-2004 от "Немецкой волны". На сайте конкурса нашлась банальная дыра, которая позволяла заново голосовать с того же компьютера каждые 15 минут. Я сообщил об этом организаторам, но они не почесались. Вскоре Sostav.ru тоже нашел дыру и рассказал об этом своим голосующим. Тогда я объявил среди своих читателей акцию "Немецкая машина желаний", пообещав выложить в Интернет весь роман "2048" в случае победы. Но вскоре к соревнованию по накрутке подключились фанаты другого великого русского писателя - Димы Горчева. И его блог стал стремительно догонять мой в рейтинге. Вот тогда на помощь и пришли роботы - один из моих читателей написал скрипт, который сам бегает на сайт и голосует. Скрипт поставили у себя и другие. Адская машинка продолжала кликать все выходные перед финалом - а офисные фанаты Горчева в выходные отдыхали. В общем, акция многим помогла: я выиграл карманный компьютер, мои читатели получили роман, а организаторы конкурса получили повышенное внимание к своему проекту. Можно ли использовать такие передовые технологии на благо всех людей? Ну или не всех, а серьезного большинства хотя бы? Нынешнее состояние российской интернет-рекламы позволяет уверенно ответить - "да!". Вот у нас один человек недавно пожаловался, что его дорогостоящая рекламная кампания в Рунете не сработала вообще. Но посмотрим на ситуацию иначе. Кто проиграл? Только заказчик рекламы. Небольшая зарубежная компания. А кто выиграл? Да куча народу! Рекламные агентства - в плюсе. Владельцы сайтов, где размещалась реклама - в плюсе. Тысячи пользователей, которые получают на этих сайтах бесплатные сервисы - тоже в плюсе. Но радость пользователей была неполной. Им ведь приходилось смотреть эту несчастную рекламу. Иногда даже кликать на что-то заманчивое - и убеждаться, что их опять надули. Именно эту неприятную часть интернет-жизни можно возложить на роботов. Шаг 1: Уникальные хвосты Вышеописанный пример накрутки с одного компа мы сразу отбросим - такие штуки сейчас только ленивый не засечет. Хотя... на SeoNews два года назад утверждали, что "в Яндекс.Директе от общего числа кликов - 90 процентов одни и те же IP-адреса". Но мы же верим в прогресс, да? Я же меняю объекты неприязни, да? Давайте хоть на миг поверим, что "Яндекс" и "Бегун" уже научились распознавать скликивание с одних и тех же же IP. И даже с китайских IP. И даже с динамических IP. Короче, нужны заходы с уникальных и реальных хостов. В девяностые такую накрутку делали через подмену стартовых страниц браузеров. Скачивает человек игровую программку типа "раздень девушку", а она при запуске меняет ему настройки так, что стартовой страницей становится какой-нибудь Rax.ru. Не все понимали сразу, что случилось, и еще долго накручивали чужую страницу при каждом открывании браузера. Современные ботнеты работают аккуратнее: вы можете вообще не заметить, что ваш компьютер превратился в зомби и куда-то ходит через Интернет. Однако в российской прессе сложился очень негативный образ ботнета - дескать, они только сайты заваливают с помощью DDoS-атак. Думаю, вскоре начнется коренной пересмотр ценностей. Недавно мы рассказывали про очередную DDoS-атаку на Life.ru. В комментариях один аноним предложил интересное объяснение: "У нас падал трафик. Мы заказали дополнительную раскрутку одним ребятам оптимизаторам. Но они так бурно начали создавать эффект массового присутствия, что наши сервера, у которых уже паутина внутри была и кое-что уже заржавело, - не выдержали нагрузки". Нет, я вовсе не утверждаю, что это написал реальный представитель Life.ru. Но какая захватывающая перспектива для продавцов рекламы! Ботнет гораздо дешевле, чем живой трафик. Заказывается услуга через анонимный веб-интерфейс, запускается с командного центра на далеком арбузоустойчивом хостинге (Чехия? Турция? Одесса?). Регион, из которого зараженные компьютеры долбят сайт, можно выбирать "по желанию заказчика" - хоть московский трафик нагнать, хоть питерский. И никаких подозрительных китайцев. Шаг 2: Кликбот, сын ботнета Но рекламщикам еще надо, чтобы по рекламе кликали. Не вопрос! О таких ботнетах, накручивающих Google Adwords, на Западе зашумели весной 2006 года. Сеть под названием Clickbot.A состояла из нескольких десятков тысяч зараженных машин. Компания Google была тут же предупреждена - однако им потребовался целый год, чтобы опубликовать свой отчет об этой этой истории весной 2007-го. Еще через год IT-обозреватель Washington Post Брайнан Кребс, известный своей ненавистью к России, обвинил русский сайт Robotraff.com в том, что там можно заказывать трафик ботнетов. В ответ представители Robotraff.com заявили Брайну, что они уже не продают "вирусный" трафик. И заодно указали на серьезную проблему, которую создает сам Google. Для эффективного использования Adwords нужно быть специалистом либо пользоваться услугами таких специалистов. Но Google не дает сторонним специалистам участвовать в этом процессе - в частности, покупатель их услуг не может мониторить результаты работы. Что в результате? Согласно данным Click Forensics, во втором квартале 2008 года фальшивые клики (click fraud) в сетях контекстной рекламы c оплатой за клик составляли около 28% от всего трафика. Но что более существенно - 25 процентов этих накруток теперь делаются ботнетами, которых очень трудно отследить (два года назад их были единицы). И этим цифрам есть куда расти: согласно некоторым оценкам, сейчас каждый четвертный компьютер в мире уже включен в какой-либо ботнет. Просто не все они научились кликать. Ну и наконец, в начале октября Google объявил о сотрудничестве с этой самой Click Forensics, которая три года обвиняла его в замалчивании проблемы. Ничего особенного, впрочем - Google просто согласился наконец принимать их отчеты о click fraud в "более автоматическом" режиме. Зато в российском Интернете говорить об этой проблеме вслух не принято. Я имею в виду, официально. Хакерские форумы пестрят сообщениями о купле-продаже кликботов - однако "Яндекс.Новости" вообще не знают слова "кликбот". А если искать там по английскому "clickbot", новости кончаются в 2006 году. Ни на каких конференциях Рунета не рассказывают про кликботов и борьбу с ними. В сентябрьской колонке про зараженные сайты я поминал ботнет, который ходит в поиск "Яндекса" и накликивает сайты по заданным ключевым словам. Опять же, красивая оптимизаторская идея не вызвала никакого "общественного резонанса". Это особенно удивительно с учетом того, что главный бизнес Рунета - именно реклама на бесплатных сервисах. Добавим сюда, что лучшие ботнеты делаются русскими - и получим прекрасные условия для превращения Рунета в один большой кликбот. Без шума, под всеобщее молчаливое одобрение. Останется только сделать этот кликбот совсем гуманным. Шаг 3: Идеальный Интернет Ботнеты принято считать "вредоносными", поскольку они устанавливаются на компьютер без ведома его владельца. Троянцы, одно слово. Но представьте, что пользователь сам ставит себе модуль кликбота - осознанно, с пониманием собственной выгоды. Реализовать такой сервис можно по-разному, я лишь немного пофантазирую на тему основных трендов развития clickware. 1) RaaS (robot-as-a-service) на порталах. Фактически, это уже работает на Mail.ru. Когда вы заводите там почтовый ящик, вам автоматически создается блог и аккаунт в социальной сети "МойМир". На этих страничках уже можно крутить рекламу, которая никого не раздражает - потому что ее никто не видит. Надо еще кликать по ней? Ну, это просто небольшое дополнение к мейлоботу. А пользователю можно выдавать предупреждение с опциями выбора: (A) "Показывать рекламу" (B) "Не показывать рекламу, но позволить боту кликать по ней". А можно и не предупреждать - понятно же, что вторая опция лучше. 2) SETI-Ad-Home. В Интернете давно работает множество проектов распределенных вычислений, типа знаменитого SETI@Home. Люди ставят себе скринсейвер, который включает их персоналку в общую вычислительную сеть - для поиска самых больших простых чисел, или для анализа космических сигналов (вдруг там инопланетяне!), или для моделирования новых лекарств, и т.д. Во многих таких сетках есть системы поощрения активных участников, хотя бы с помощью конкурсов с призами. В той же форме может прекрасно работать и кликбот. Особенно на фоне множества дурацких "живых ботнетов", где человеку предлагают проделать кучу действий в Сети за сомнительное вознаграждение ("зарегистрируйся на нашем сайте, проголосуй и стань одним из претендентов на получение футболки!") А тут и делать ничего не надо - кликбот сам все делает. И не мешает, поскольку запускается в режиме скринсейвера, когда пользователь спит или ушел на рыбалку. 3) "Анти-панель". Некоторых интернетчиков жизнь доводит до того, что они вынудены идти на панель. То есть выступать подопытной крысой в статистических исследованиях. Вот например ComScore недавно пришел в Рунет и предлагает всем желающим поставить на компьютер свой модуль слежки, обещая за это некие бонусы. Бонусы получать хочется, а позволять шпионить за своей личной жизнью - не очень. Выгодное решение - персональный обучаемый кликбот! Ставите его себе на комп, а затем пару дней изображаете сумасшедшую интернет-активность: открываете аккаунты на разных сайтах, кликаете как псих по всей возможной рекламе, и так далее. Кликбот все это запоминает, а затем повторяет всю эту хрень день за днем. Натуральность поведения обеспечивается рэндомайзером. Бонусы от "панельного исследования" продолжают капать. А вы тем временем спокойно идете на рыбалку. 4) "Персональный Поисковик Рекламы". Ах, вас все еще смущает, что ваш кликбот выполняет в Сети какие-то "незаконные действия"? Проблема легко решается, если робот будет сохранять лог с адресами тех сайтов, которые он посетил при накликивании. Теперь это называется не кликбот, а "Персональный Поисковик Рекламы". А вы - пользователь, который решил собрать сайты по нужной вам теме. И вот вы кликаете по рекламе на нужную тему - это же нормально? Теперь представьте, что вы поручили это полезное дело некой интеллектуальной программе. Тоже вполне легитимно. Все поисковики индексируют ваш сайт без спроса. Что же мешает вам индексировать их взад... то есть ходить своим роботом по их рекламе? В гуманных целях, конечно же.
PS. Да-да, "кликбота можно отследить". В наше прогрессивное время, когда удаленный компьютер могут вычислить даже по отклонению системных часов и так далее... Булшит. Только подумайте, кому это надо? Будут ли "Яндекс.Директ" и AdWords своими руками пилить золотой сук, на котором они сидят? Я вам больше скажу - если сопоставить данные от уже существующих систем слежки (коими являются сами рекламные крутилки, а также счетчики посещаемости, тулбары, браузеры, мессенджеры, веб-почта, поисковики, регистрации в социальных сетях и т.д.) - если все эти скетчи наложить друг на друга, получится очень четкий и совершенно новый портрет Рунета. И некоторые люди этот портрет уже видели. А увидав, печально усмехнулись и решили пока никому не показывать. Потому что такая картинка порушит нахрен весь рынок интернет-рекламы. А кому это выгодно? И так кризис кругом. Не верите? Ну, если будете на конференции RIW-2008, зайдите для прикола на секцию по контекстной рекламе. И спросите про кликботы у Ломизе, Долгова, Басова или Ашманова. В ответ получите старую песню о главном: "У нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем". Но теперь приборы есть не только у них, вот в чем штука.