Как много компаний которые делают зайты за 3 рубля. Еще весной этого года я писал о так называемых "бюджетных сайтах", или "сайтах за 15 минут". Но на Хабре этой статьи не публиковал по одной простой причине - меня здесь не было. Учитывая подскочивший интерес к этой теме, спровоцированный топиками "Ваша жизнь за 15 минут" и "Сайты - 15 минут и готово", хочу выразить и свое мнение по этому вопросу. Текст статьи под катом. Меня поражают "студии", которые делают так называемые "бюджетные сайты" (а если называть вещи своими именами - лажу). Что лежит в основе "бюджетного сайта"? Как правило, это какая-нибуть public CMS-ка (написаная, например, под устаревший PHP 4, дырявая и неоптимизированная) и шаблонный корявый дизайн. Стоит это удовольствие, конечно, в 2-3 раза дешевле, чем нормальный сайт - потому и называется "бюджетный". Сама студия при этом тоже убога - нормальная студия лажи делать не будет. Что происходит дальше? Заказчик, далекий от web-технологий, ищет, у кого бы заказать себе сайт и каким-то образом находит эту "студию". Цена его устраивает (еще бы) и он заказывает именно у них. Все довольны - заказчик тем, что сэкономил; "студия" - тем, что получили свои гроши; посетители - тем, что можно поржать над получившимся уродством. Вот только сайт создается не для того, чтобы над ним смеялись.
Остановимся подробнее на деталях. Начнем с движка. Был у меня один знакомый "директор студии". Так вот, его "студия" делала сайты исключительно на CMS "SmallNuke". Это было что-то. Во-первых, эти сайты ужасно тормозили. Во-вторых, достаточно сходить в гугл, чтобы такой сайт взломать. В-третьих, URL - например, ссылка на раздел "Контакты" вместо нормального и понятного http://example.com/contacts имела примерно такой вид: http://example.com/index.php?go=Content&mod=view&id=10. Этот список можно еще долго продолжать, я упомянул только о самом заметном и понятном даже непрофессионалу.
Что касается дизайна и юзабилити, то по этому поводу можно сказать только одно слово - ужас. Можно долго описывать, каким должеть быть дизайн; еще дольше можно рассказывать о принципах построения интерфейсов. Это не входит в рамки данной статьи. Скажу только одно - те "бюджетные сайты" не соблюдали ни один из этих принципов.
Почему так получается? Основных причин две, и они взаимосвязаны. Первая - потому что за такую цену никто не захочет делать нормальную работу. Вторая - человек, который способен делать что-то нормальное, никогда не будет делать подобной лажи. Делать такие сайты - удел ущербных и бездарных людей, которые ни на что больше не способны. Но кушать хочется всем - и такие люди, вместо того, чтобы идти работать грузчиками (там им самое место) лезут в чужую сферу, демпингуют и наводняют интернет "своей продукцией".
Раньше я считал, что не иметь своего представительства в интернете - позор для серьезной компании. Сейчас же я думаю, что лучше вообще не иметь сайта, чем иметь "бюджетный сайт". Я, например, никогда не закажу ничего у компании с бюджетным сайтом. Сайт - это лицо компании. Это показатель ее уровня. Какой сайт - такие и услуги. Да, я знаю, большинство заказчиков так не считают. Они думают, что главное - чтобы сайт работал, а остальное не важно. Согласен, люди, которые не разбираются в web, возможно и не поймут, что сайт дерьмовый. А если поймут, то не сочтут это важным фактором. Но ведь сайт делается для web-a, для тех людей, которые разбираются в этом! Здесь кроется большая ошибка заказчиков.
Впрочем, винить нужно не заказчиков, а горе-студии, делающие "бюджетные сайты". Моя бы воля - я заставил бы перед открытием студии получать лицензию. Не можешь делать нормально - иди грузи вагоны.