Залог спроса на услуги копирайтера – его опыт и умение писать
грамотные тексты «для людей», которые к тому же затачиваются под
требования поисковиков. Именно от этого зависит его ценность на рынке и
то, сколько стоит его работа.
В этой статье мы рассмотрим возможности основного инструмента
копирайтера – MS Word. Я расскажу, чем пользуются копирайтеры моего
отдела, и чем пользуюсь сам. Теории – минимум, практики – максимум.
Все описанное применимо для самых популярных на сегодняшний день версий MS Word: 2007 и 2010. Все исключения буду отмечать.
Итак, поехали.
Организация рабочего места
Панель быстрого доступа
Первое, что стоит оптимизировать – панель быстрого доступа. На нее
можно вынести иконки макросов и часто используемые кнопки, в особенности
те, для которых нет удобных сочетаний горячих клавиш. Их, конечно,
можно настроить, но об этом – позже.
Что еще в ней хорошего? Для Word 2007 – возможность свернуть ленту с
кнопками настроек, что очень полезно при работе на мониторе небольшого
размера или при одновременном просмотре двух документов.
В 2010-ом необходимость ее время от времени убирать уже осознали и вынесли соответствующую кнопку в правый верхний угол окна.
А самое интересное появляется, если нажать в меню кнопку «Другие команды».
Появляется вот это окно. Что можно в нем сделать?
Первое и основное – добавлять кнопки на панель. Отмеченная на
скриншоте кнопка откроет список разделов, из которых можно вытащить
любые кнопки, имеющиеся в Word.
Из раздела «Макросы» можно добавить на панель и соответствующие им
кнопки. Правда, придется еще настроить их внешний вид, поскольку всем
макросам программа по умолчанию присвоит одну и ту же иконку. Выбрать
другую иконку для кнопки можно с помощью опции «Изменить» (см. ниже).
Выбор стандартных значков более чем обширен – хватит для чего угодно.
Кроме того, можно убрать с панели стандартные варианты, чтобы
освободить место подо что-то более полезное. Это особенно актуально,
если, к примеру, вам проще нажимать для отмены Crtl+Z, чем кликать на
пиктограмму.
Горячие клавиши
А внизу описанного окна есть одна чудесная кнопка – «Настройка»,
которая позволяет задавать и переназначать сочетания горячих клавиш.
Как ей пользоваться, проще всего объяснить на примере. Предположим,
что вам удобнее форма поиска из 2007 Word’а, которая в 2010-ом получила
название «Расширенный поиск». И вы хотите, чтобы по сочетанию Ctrl+F
вылезала именно она, а не столбец в левой части окна. Порядок действий
по воплощению вашей задумки будет следующим.
Во-первых, убедимся, что мы собираемся сохранять изменения для
шаблона Normal, чтобы назначенное сочетание работало во всех документах
Word. Он назначается по умолчанию (см. ниже), но проверить лишним не
будет.
Далее – можно выбрать тот раздел, в котором находится искомая
команда, а можно просто выбрать «Все команды», чтобы искать в списке,
где наверняка найдется все.
А вот тут возникнет сложность. Некоторые команды названы вполне
понятно, а над наименованиями других придется поломать голову. И, чтобы
все сделать быстро и без «метода тыка», можно залезть вот в этот чудесный файл,
в котором собраны все команды и соответствующие им сокращенные названия
латиницей. «Расширенный поиск» в нем зовется EditFind.
Потом, когда название нужной команды стало известно, его нужно найти в
правом столбце окна, выделить и поставить курсор в строку «Новое
сочетание клавиш». А затем – нажать нужное нам сочетание, которое сразу
станет видимым.
Собственно, все. Осталось только нажать кнопку «Назначать» и начать пользоваться новой удобной настройкой.
Поиск и замена
Поистине волшебные функции прячутся под формой, которую вызывает
сочетание Crtl+H. Конечно, они могут понадобиться кому угодно, но мало
кто способен их оценить в полной мере. Кроме тех, кто видит перед собой
окно Word минимум 8 часов в сутки ради победы над поисковыми системами.
Почему? Заветное словосочетание – ключевые слова. И не только они на
самом деле, а еще много чего, включая создание незаменимых
помощников-макросов. Но пока давайте остановимся поподробнее на
выделении ключей в тексте.
Выделение ключевых слов
Как традиционно в текстах выделяют ключевые слова и фразы? Обычно –
жирным и/или курсивом. И в том случае, если на страницу, для которой
пишется текст, продвигается 1 запрос из 2-3 слов, этот способ достаточно
адекватен. Правда, при его использовании читателю (клиенту или
согласующему текст SEO-специалисту) становится менее понятно, где текст
выделен жирным для смыслового выделения, а где – просто для ключевой
фразы.
Гораздо удобнее выделять ключи цветами – так, чтобы каждому слову
присваивался свой цвет. А в случае сложного технического задания, когда в
один текст нужно вставить много разных фраз и отдельных лемм,
раскрашивание – практически единственный способ не сойти с ума и
вставить все в нужном количестве и качестве.
Можно, конечно, красить ключи вручную – выделять слова и присваивать
им цвет выделения и/или шрифта. Но это долго и неэффективно. Гораздо
удобнее представленный ниже вариант. Инструкция к нему выглядит длинной и
страшной, на практике же после 3-4 использований вся она умещается в
несколько секунд для каждого ключевого слова. Итак.
Шаг 1.
Копируем список требуемых для вставки ключей перед текстом – пригодится.
Шаг 2.
Выделяем неизменяемую часть первого из них – то есть часть слова без
окончания и формообразующих суффиксов. Например, для слова «Москва»
такой частью будет «Москв», а для леммы «заказать» – «заказ».
Шаг 3.
Копируем выделенное в буфер и раскрашиваем после этого каким-нибудь
цветом. Практика показывает, что обычный черный шрифт нормально читается
на всех стандартных цветах ниже, кроме синего, темно-синего,
фиолетового, коричневого и, что логично, черного.
Шаг 4.
Если в открытом документе только один текст – этот шаг смело
пропускаем. Если не один – то выделяем ту часть документа, в которой мы
хотим раскрасить ключевые слова.
Шаг 5.
Открываем форму замены (Ctrl+H) и смело жмем на кнопку «Больше».
Шаг 6.
Из буфера обмена копируем неизменяемую часть ключевого слова в обе
строки (кстати, быстро переключиться с одной на другую без мыши помогает
кнопка Tab). Оставляем выделенной строку «Заменить на» и в выпадающем
меню снизу выбираем «Формат» → «Выделение цветом».
Отмечу: при такой замене будет присваиваться цвет, который был
последним использован в тексте. Т. е. если вы выделите второй ключ
другой заливкой и пройдете алгоритм заново, цвет выделений будет другим –
что нам и требуется.
Шаг 7.
Жмем «Заменить все». И действительно – все! Искомый ключ во всем
тексте выделен. И – бонус! – умный Word скажет нам, сколько замен он
выполнил, то есть заодно и посчитает количество вхождений в тексте. Вот
так:
Есть нюанс. Конечно, в некоторых случаях могут раскрашиваться лишние
слова. Например, такой способ сделает цветным слово «заказы» притом, что
нас интересовали формы глагола «заказать», но такие вещи легко и быстро
устраняются после беглого просмотра текста.
Шаг 8.
Далее делаем то же самое со вторым ключевым словом – и так далее,
пока они не закончатся. На выходе получим красиво и понятно раскрашенный
текст.
Кстати, даже при отсутствии минимального знакомства с VBA, только
лишь при наличии под рукой Яндекса можно максимум за пару часов сделать
макрос, который будет делать то же самое, только еще проще – по нажатию
одной кнопки после шага 4.
Применение описанных выше приемов – конечно, если вы уже ими не
пользуетесь – даст вам почувствовать, что в сутках прибавилось часов.
Проверено на людях.
В следующих статьях цикла продолжим разговор о практически полезных
функциях незабвенного Word, а также о других программах, которые делают
жизнь SEO-копирайтера проще и приятнее.
|