| Больше всех пострадала пресса. Газеты и журналы продолжают
закрываться, оставшиеся держатся изо всех сил. «Акция» спросила у
медиаэксперта Василия Гатова, что же будет дальше — завтра и лет через
15.
— Недавно закрылся журнал Smart Money. Кто следующий?
— Все еженедельники глянцевого типа, кроме телегидов,— под угрозой.
Лучше других будут чувствовать себя лидеры сегментов — и шансы того,
что закроется, к примеру, «Эксперт», или «Аргументы и факты», или
«Московский комсомолец», равны нулю. Скорее всего журналы, оснащенные
глобальными сверхмощными брендами, типа Cosmopolitan или Vogue, тоже
никуда не денутся, но доля их на рынке будет снижаться. — Есть мнение, что будущее и спасение — в мобильных медиа. Почему о них заговорили только сейчас? — Заговорили давно, но настоящая революция произошла два года назад. iPhone полностью изменил user experience (опыт потребителя. — Ред.)
в области мобильного интернета. Статистика поразительная. Объем
проданных iPhone’ов в различных странах — около 1%, а их объем в
пользовании мобильными сайтами — 60–70%. То есть появились устройства,
которые в состоянии быть качественными носителями для мобильных медиа.
И второе — наконец пришло понимание, что это не отдельный тип медиа.
Что это просто особенный вид интернета, в котором юзабилити важнее, чем
контент. И это, конечно, абсолютно новая вещь. — Что же будет через 10–15 лет?
— Два года назад IFRA (международная исследовательская и сервисная
организаця для издательской индустрии. — Ред.) попыталась на довольно
длительную перспективу, лет на 15 вперед, спрогнозировать
медиапотребление — и вывела четыре наиболее зримых вектора развития
бизнеса. Первый вектор — это продолжение существующей модели,
то есть конкурентное существование, убивающее во многом бизнес-модель
огромного количества разных СМИ, которые борются всё более агрессивно
за тот кусок времени, в который люди потребляют медиа. Это поле битвы.
На нём кто-то падает жертвой, на место этой жертвы сразу встает кто-то
новый. Второе направление — это user generated content. Мир,
в котором фрагментация возрастает до упора. Практически любая тема
покрывается группой личных блогов. Часть потоков становится rss, часть
— персонализированная смесь личной жизни с оценкой и часть —
объединяющие медиа. Еще одно направление — в том, что люди
настолько устали от рекламы, что возникнет такое «зеленое» движение в
медиапотреблении. Я лучше буду платить, и много платить, за то, что я
буду уверен в отсутствии там скрытой или иных форм рекламы. Если мы
завтра захотим газету «Аргументы и факты» лишить рекламы, то читатель
должен будет за эту новую газету, не содержащую рекламу, платить
примерно 35 рублей. То есть где-то в 3 раза больше, чем сейчас. Готов ли читатель платить 35 рублей за номер газеты, который будет абсолютно свободный и независимый? — В России, мне кажется, не готовы... — Да это всего лишь один доллар пять центов. — А какой четвертый вектор?
Четвертый — это самый страшный мир. Мир, когда потребительские бренды
фактически покупают СМИ. СМИ перестают быть самостоятельными с точки
зрения взаимоотношений с потребителем. Вот у вас какая аудитория? — От 18 до 30 лет.
— Аудитория Wrigley и Coca-Cola. Будете всё время писать про жвачки и
кока-колу. Скажите спасибо, что не про кокаин. Профессия журналиста
будет заменена профессией копирайтера. Это направление чудовищное. И мы
где-то сами его просим — мы ведь сегодня так хотим выжить. Мы готовы
идти на самый страшный сговор в своей истории — страшнее, чем сговор
немецкой прессы с Гитлером. — Вы недавно написали,
что «медиа как будущее обречены на следование стандартам потребления, а
не профессии, и следовательно, „пипл хавает“ будет постепенно
завоевывать всё больше пространства больших медиа»... Правда?
— К большому сожалению. Мое мнение, что качество универсальных СМИ,
СМИ, которые лишены фокуса и обслуживают макрообщественный интерес, к
сожалению, будет падать. Потому что единственным условием, на которых
рекламодатель их будет поддерживать, станет выравнивание по нижней
границе, а не по верхней. — То есть качественная пресса нам не грозит?
— Если она возникнет, то как результат протеста потребителя, который
скажет: «Не, ребят, я готов заплатить, лишь бы она была». Или с другой
стороны — со стороны журналистской или редакторской инициативы, которая
просто переломит бизнес-модель. Условно говоря, фундаментом
существования СМИ может стать эндаунмент — когда СМИ будет жить на
проценты от положенных в эндаунмент денег, как это делают университеты
или благотворительные фонды.
с сайта akzia
|
|