По всей видимости, на российском рынке веб-разработки грядут большие перемены. Только за последний год средняя стоимость рекламного клика в системе Yandex.Direct по запросам "создание сайта" и "разработка сайта" увеличилась в 2 раза с 8 до 16 долларов, что сильно ударило по рентабельности веб-студий, и повысило планку входа на рынок для начинающих компаний. Интересно отметить и то, что при всей амбициозности ведущих разработчиков интернет-решений, владельцы бизнесов не спешат поднимать цены. Среднее ценовое предложение за сайт бизнес-класса на протяжении последних 6 месяцев установилось в промежутке 150,000 – 200,000 рублей, даже несмотря на бурный рост востребованности этих услуг.
Одновременно с этим ситуацию осложняет и то, что компании реального сектора экономики на фоне негативной ситуации на фондовом рынке начинают более ответственно относиться к бюджетам, затрачиваемым на разработку веб-ресурсов, даже несмотря на то, что Интернет является лидирующим каналом привлечения новых клиентов и сбыта продукции. Времена, когда крупный корпоративный клиент без дополнительной "агитации" со стороны разработчиков инвестировал в создание онлайн-представительства своей компании суммы не менее 20-30 тыс. долларов начинают уходить в прошлое. Текущую рентабельность дизайн-студий осложняет и резкий, при этом почти неконтролируемый рост заработной платы программистов и дизайнеров, а также нехватка квалифицированных кадров. По сообщению сайта "Элитный персонал", в 2006 г. количество вакансий для профессионалов в области разработки программного обеспечения увеличилось по сравнению с прошлым годом в пять раз. Эксперты прогнозируют, что ожидаемый рейтинг востребованности персонала в 2007 году покажет как минимум не меньший рост в этой области. Очевидно, что в очередном витке борьбы за долю рынка и прибыль, владельцы веб-студий будут вынуждены диверсифицировать свою рекламную политику или остаться не у дел. Чего же ожидать? Скорее всего, на смену традиционным технологиям привлечения клиентов должны прийти новые эффективные приемы, например, через традиционные медиа – радио и телевидение. Впрочем, несмотря на кажущийся негатив ситуации, описанные процессы, скорее всего, подтолкнут рынок создания сайтов к переходу на новый, более цивилизованный уровень ведения бизнеса, что приведет к четкому делению рынка на лидеров и аутсайдеров не по известности компании, а по занимаемой ей доле. В дополнение к сказанному важно отметить и то, что прошедший год ознаменовался началом процессов привлечения дизайн студиями опытного топ-менеджмента. В 2007 году на рынке произошли следующие заметные кадровые изменения: (in) Promo Interactive << Борис Шиняев, арт-директор << BTL-агентство Inbrief (out) (in) Actis Systems << Александра Глонти, аккаунт-директор << Defa Gruppe (out) (in) ADV/web-engineering << Терехов Андрей, директор по маркетингу (in) PRIOR.RU << Евгений Шах, арт-директор << BTL-агентство Inbrief (out) (in) X-Project << Дмитрий Холомцев, начальник отдела продаж (in) Defa Gruppe << Роман Павленко, креативный директор << РА "Arc Russia" (out) (in) ADV Group << Валерий Фиронов, арт-директор << Actis Systems (out) (in) Leo Burnett << Григорий Сорокин, арт-директор << Defa Gruppe (out) (in) Дизайн-бюро Артема Горбунова << Артем Горбунов, арт-директор << (out) Студия Лебедева (in) Атилект << Денис Разваляев, директор по развитию << РБС-Дизайн (out) (генеральный директор) (in) Teletype << Роман Бескровный, << Атилект (out) 1C-Битрикс (in) << Алексей Сидоренко << Махаон (out) Такие перемены особенно актуально смотрятся в преддверии формирования рейтинга ведущих веб-студий Рунета 2008, который уже 3-й год проводит экспертная группа ТЭГЛАЙН. Какой будет ситуация на рынке – покажет время, однако уже сейчас становится понятным, что стадия формирования рынка закончилась и наступил этап борьбы за сферы влияния на нем. oborot.ru/article/406/32
|