Технологические пузыри предсказуемы, и то, что они лопаются, не всегда плохо
В последние месяцы все больше технологических аналитиков и экспертов заговаривают о близкой кончине очередного мыльного пузыря — в данном случае речь идет о Web 2.0. Но если вы думаете, что я буду спорить с их доводами, то глубоко заблуждаетесь.
Нет никакого сомнения: очередной мыльный пузырь скоро лопнет.
И здесь полезно вспомнить о классических циклах краха дутых обещаний. Ведь если проанализировать технологические пузыри прошлых лет, всегда можно проследить один и тот же путь от чистой технологии к чистому маркетингу. Приглядевшись к ходу этой эволюции, можно даже спрогнозировать, в какой момент пузырь не выдержит своих размеров и лопнет.
С чего же начинается формирование пузыря? В самом начале всё определяет технология. И движущей силой здесь являются изобретатели. Главные участники этой фазы процесса наделены блестящими технологическими умами, но абсолютно не разбираются в маркетинге. И их прорывные идеи привлекают внимание только людей с аналогичными технологическими наклонностями.
На следующей фазе в игру вступают прогрессивные предприниматели. Они понимают технологию и в то же время настолько искушены в маркетинге и организации продаж, что могут создавать продукты, которые действительно нужны людям. И именно они инициируют ажиотажную шумиху вокруг новой технологии.
В результате между технологией и маркетингом устанавливается равновесие. На этом этапе эволюции технологического пузыря нередко создаются самые значительные, самые лучшие и самые живучие решения.
К сожалению, на той же стадии начинают активизироваться люди с чисто маркетинговыми навыками, не имеющие никакого понятия о технологиях. Вы прекрасно знаете такую породу “предпринимателей”. Это продавцы воздушных замков, способные благодаря подвешенному языку убедить всех — от венчурных капиталистов до прессы и широкой публики — в том, что они предлагают самую важную и самую современную вещь на свете.
И уж неважно, что их продукт не приносит никакой пользы, не позволяет реально делать деньги или просто является плохим вариантом другого, уже существующего решения. Эти игроки столь искушены в рекламе самих себя и своих предложений, что на какое-то время способны создать абсурдный по своим масштабам ажиотаж.
Но на самом деле эти люди продают просто массу нагретого воздуха. А вам известно, что происходит с пузырями, когда они переполняются горячим газом. Они лопаются.
Тем не менее лопнувший пузырь — не всегда плохо. Для исходных технологий это станет чем-то вроде очищения. Когда уйдет лишний воздух и все утрясется, технология сможет вернуться к выполнению своих изначально задуманных функций. В конце концов несмотря на крах ранних доткомов, современная электронная коммерция чувствует себя очень неплохо.
Так что следите за эволюцией технологических пузырей и избегайте соблазнов раздутой рекламы. И помните: прямо сейчас где-то трудится технологически смышленый, но слабый в рыночных делах изобретатель, вдувающий первые порции воздуха в будущий технологический пузырь.
С главным аналитиком по технологии Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim.rapoza@ziffdavisenterprise.com. с http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103302
|