Во-первых, рассмотрим технические детали, которые могут ограничить Ваш выбор - для каждой доменной зоны существуют собственные правила, но все они достаточно однотипны. Например, правила для домена RU звучат так: "Полное доменное имя оканчивается символами ".ru", предшествующая им часть доменного имени должна содержать от 2 до 63 символов, начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой, промежуточными символами могут быть буквы, цифры или дефис; доменное имя не может содержать дефисы одновременно в 3-й и 4-й позициях".
Придумывая доменное имя надо иметь в виду, что оно может быть уже кем-то занято. Для проверки занятости доменов существует специальный сервис WHOIS, воспользоваться им можно, например, на сайте www.netwhois.ru. Скорее всего вы не найдете свободных двухсимвольных доменов .ru. На момент написания статьи заняты все 1296 двухсимвольных доменов.
Доменное имя обычно выбирают: а) по названию организации, фамилии или псевдонима; б) по названию продукта, услуги или бренда; в) по названию отрасли, общеупотребительному слову.
1. Доменное имя должно быть коротким и легкозапоминающимся Это самое простое правило - чем короче домен, тем проще его набрать в адресной строке браузера. Часто сокращение или аббревиатура лучше подходит для использования в качестве домена, чем полное наименование. Сравните, какой из доменов латвийского банка Aizkraukles Вам легче запомнить - www.aizkraukles.lv или www.ab.lv.
2. Доменное имя должно легко и однозначно произносится Например, буква "ж" может обозначаться как "zh", так и "j". Если возможно такое неоднозначное написание домена, зарегистрируйте несколько возможных вариантов. Это избавит Вас от необходимости уточнять через какую букву пишется домен.
3. Использовать общеупотребительное слово или придумать бренд? Общеупотребительные слова легче запомнить. Зачастую пользователи набирают их в адресной строке браузера, когда ищут нужный им продукт или услугу. Например, okna.ru, design.ru, rabota.ru, job.ru, travel.ru.
Подобрать свободный домен, состоящий из общеупотребительного слова сейчас достаточно сложно, да и в конечном счете пользователи ценят сайт не за красивый домен, а за полезность и удобство использования. Именно поэтому, скажем, поиск в Интернете ассоциируется не с poisk.ru или poiskovik.ru, а с ничего не обозначающими доменами yandex.ru, google.com, популярность которых основана на высоких технологиях и огромных рекламных бюджетах.
Сейчас в печатной рекламе все чаще можно увидеть указание одновременно двух адресов: сайта компании и легкозапоминающегося адреса промо-сайта. Например, туристическая компания указывает www.gurmanvoyage.ru и www.kipr.ru.
4. Домены в нетрадиционных доменных зонах. Рекомендуется приобретать домен в национальной зоне той страны, где находятся Ваши посетители и клиенты. Для России - это RU, для Украины - UA, для Белоруссии - BY.
Однако есть ряд доменных зон, которые будут одинаково популярны в любой стране.
SU - доменная зона бывшего Советского Союза. Достаточно активно развивается, несмотря на высокую цену регистрации, благодаря тому, что в ней все ещё свободно большое количество общеупотребительных слов. INFO, BIZ - доменные зоны для информационных и бизнес-сайтов соответственно. DJ, FM, CD, TV - отлично подходят для диджеев, музыкантов, телевизионщиков.
5. Использование универсальных слов-приставок Если желаемое доменное имя оказалось занятым, можно немного модифицировав его, подобрать свободный вариант. Добавьте в начало или конец имени одно из универсальных слов - online, my, site, the, all, best. Также можно использовать различные наименования, относящиеся к местности (mos, msk - Москвы, spb - Санкт-Петербург и т.д.).
6. Услуги нейминга Как Вы лодку назовете, так она и поплывет - серьезным проектам имеет смысл обращаться к специалистам для которых нейминг, т.е. процесс подбора имени, является профессиональным занятием. Вот некоторые из них: Виртуальное Креативное Агентство "Лаборатория Идей" www.idealab.ru, нейминговое агентство Нейминг.Ру www.naming.ru