«Сайты Web 2.0 будут приносить прибыль» С таким слоганом открылся в октябре 2007 года новый отдел интернет-агентства полного цикла «Web Optima», который будет разрабатывать и продвигать сайты Web 2.0. Кроме собственно web-разработки агентство займётся популяризацией среды Web 2.0 среди клиентов агентства, профессионального сообщества и пользователей Рунета. Решение об открытии нового направления было принято ещё весной 2007 года, после того, как аналитики «Web Optima» провели очередное исследование Интернет-среды и тенденций на рынке web-разработок. В это же время несколько клиентов обратилось в агентство с просьбой обновить дизайн и структуру сайтов так, чтобы они отвечали принципам Web 2.0. Был разработан план оптимизации бизнеса, проведена переподготовка и обучение сотрудников, собрано максимальное количество материалов, описывающих главные и второстепенные признаки сайтов Web 2.0. Теперь специалисты «Web Optima» с уверенностью заявляют: самые высокие запросы клиентов к своим сайтам будут удовлетворены, для каждого клиента агентство сможет сделать индивидуальный сайт Web 2.0. Его дизайн и структура будут соответствовать отраслевой принадлежности компании-клиента, а возможности Web 2.0 увеличат эффективность работы с сайтом. Это привлечёт к компании новых клиентов и повысит лояльность партнёров компании. В процессе подготовки к открытию отделения специалисты агентства поняли, что сегодня перед web-разработчиками стоит острая проблема нехватки русскоязычных материалов, описывающих принципы Web 2.0. Англоязычных материалов о Web 2.0 гораздо больше, однако у русского пользователя создаётся впечатление, что даже главный идеолог Web 2.0 Тим О’Рейлли не может дать краткое определение этого термина. Именно поэтому руководство «Web Optima» решило приложить со своей стороны максимум усилий для распространения в Рунете качественной информации о Web 2.0, популяризации его принципов и разработки единых стандартов. Агентство планирует открыть крупнейший в Рунете ресурс, на котором будет собрано максимальное количество материалов, описывающих Web 2.0 и посвящённых русскоязычным сайтам Web 2.0. При этом основной задачей интернет-агентства «Web Optima» по-прежнему остаётся создание максимально эффективного маркетингового инструмента для клиента. «Мы сознаём, что Интернет-ресурсы, выполненные в стиле Web 1.0, имели в своё время неоспоримые преимущества перед слишком «накрученными» портальными решениями. Однако по прошествии некоторого времени из этого стиля выделились наиболее эффективные технологии. Другие же, наоборот, устарели. Web-разработчик должен это учитывать, если хочет создать для клиента сайт, который начнёт приносить ему прибыль с самого момента запуска. Мы уверены, что сайты Web 2.0 смогут достичь этой цели», – говорит Денис Поляков, руководитель направления Web 2.0 интернет-агентства «Web Optima». Дополнительная информация: Денис Поляков, руководитель направления Web 2.0, polyakov@weboptima.ru
Гладкий стиль WEB 1.0 и его отличие от WEB 2.0
WEB 1.0 сформировался в 90-е годы во многом хаотично и имел главный качественный скачок – переход от простого размещения документов виде файлов к созданию сайтов на основе программного обеспечения (движка и шаблонов показа) и баз данных. Во многом дизайн и пользовательские решения «гладкого стиля» были унаследованы от полиграфии и мультимедийных презентаций. Своего предела «гладкий стиль» достиг примерно к 2005 году. Дело в том, что уникальные решения и развитие в интернете возможны в трёх областях:
Программирование
Дизайн
Контент
Использование старых технологий и старых принципов организации размещения и доступа к данным автоматически ограничивает «гладкий стиль» с точки зрения программирования и программных решений. Предел по дизайн-решениям в рамках технических границ реляционных баз данных и текстовых ссылок также достигается достаточно быстро. Все варианты по количеству и взаимному расположению информационных блоков на сайте были определены достаточно быстро такими студиями как Актис, Лебедев, Пирогов и т.д. Можно с гордостью признать, с рунет с точки зрения именно чистого дизайна – то есть цветовых решений и декоративных элементов – обогнал западный интернет. Контент, который делается ведущими студиями WEB 1.0 делается качественно с точки зрения обособленного восприятия, но много теряет из-за недостаточной системы представления данных. На таком сайте фотографии «вылизаны», но самой галереей не так пользоваться, как если бы она была реализована средствами WEB 2.0. С точки зрения контента, упомянутые студии придают очень большое значение удобству пользователя, внимательны к мелочам и деталям, строго следуют законам человеческого восприятия и культурным правилам (например, следят за орфографией и логикой текстов). Ресурсы, необходимые для того, чтобы их вытеснить с этого поля вряд ли окупятся. Однако все они пока реализуют свои проекты в «гладком стиле», не прибегают к новым технологическим решениям. В отличие от «гладкого стиля» WEB 2.0 имеет прямую связь между новыми программными решениями, дизайном и контентом. Благодаря технологиям WEB 2.0 как заказчик и разработчик сайта, так и пользователь, оптимизируют свои ресурсы. Системы управления сайтами web 2.0 интегрированы с менеджерами задач, а сами менеджеры задач точно подогнаны под специфику web-строительства, в отличие от стандартных средств автоматизации управления процессами. Способы внесения и представления информации на сайте направлены на одно – экономизацию ресурсов. Системы автоматизации ручного труда интегрируют интеллектуальные решения в общую систему сайта, позволяя один раз потратиться на программирование сложных модулей и потом бесконечно пользоваться заложенной в них «крупинке человеческого интеллекта». Всё это требует нового дизайна и нового способа обращения с контентом, благодаря чему невидимые технологические инновации обретают различимые особенные черты сайтов web 2.0. А очевидные оптимизационные свойства с web 2.0 столь быстро проявляются при реализации сайтов как маркетингового или имиджевого инструмента, что становятся явными столь же быстро и неоспоримо, как и внешние отличия.
Исторически WEB 2.0 выражается
Следующий после «гладкого стиля» этап развития способа размещения и пользования данными.
Возник в результате технического и количественного роста интернета, достаточно сознательно реализовывавшегося несколькими сетевыми и программными корпорациями.
Принципиально web 2.0 есть наиболее полное на данный момент выражение основного отличительного свойства интернета как информационной среды – организации данных через ссылочную связь всех объектов, окончательно сформировавшейся в наше время благодаря поисковикам.
По мере количественного и технического роста интернет стал отстраиваться в наиболее приемлемом для всех сторон направлении.
Особая математика системы связанных документов сформировала интернет как особую информационную среду, со своими непреложными законами эффективного размещения и пользования информацией.
Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой.
Интернет-сайт – это инструмент оптимизации и экономии определённых бизнес-задач, а WEB 2.0 – экономически наиболее выгодный комплекс решений для этого инструмента.
В итоге WEB 2.0 стал стандартом качества интернета, как когда-то набор управленческих рекомендаций системы документооборота, сложившись с процессуальной методологией, вырос до Системы управления качеством. Пока веб 2.0 не имеет официально регламентирующих его документов, отнесение любого проекта к WEB 2.0 является каждый раз делом качественного анализа. Однако, как и само возникновения веб 2.0 явилось результатом перехода количества в качество, так и в результате множественного анализа проектов, позиционирующих себя как веб 2.0, стало возможным выделить концептуальные тезисы WEB 2.0. В настоящее время веб 2.0 можно описать и через принципы формирования – основные маркетинговые, технические, дизайнерские и технологические решения.
Концептуальные тезисы
Клиентоориентированность
Распределённое использование ресурсов
Принципы:
Интерактивность, понимаемая как обмен информацией, приводящий к изменению обеих сторон коммуникации:
между пользователем и поставщиком услуги
между пользователями
между самими поставщиками услуг
Это приводит к взаимному использованию ресурсов, то есть распределённой системе ресурсов
Повышение значимости юзабилити, технически возможной благодаря комплексу общепринятых решений, выросших за это время до технических и технологических стандартов. Диктат юзабилити и единых решений был неизбежен, поскольку только он обеспечивал
простое использование взаимных ресурсов поставщиками услуг
быстрое и лёгкое использование любых новых или скомпилированных ресурсов пользователем
Предметно WEB 2.0 выражается:
Функциональный визуал
Технологически и/или геометрически необратимо раздёленный интерфейс по контент-блокам и блокам управления контентом (в отличие от гладкого стиля)
Особая организация представления данных
объектно-ориентированный интерфейс (кнопки, закладки не как рядовые ссылки, а как особые функциональные объекты, на которые можно назначать различные действия)
управляемая выборка и вывод данных на странице по многим параметрам, выбираемым пользователем
размещение большого количества информации на одной странице
перезагрузка только той части страницы, которая изменяется