Вы понимаете, что без SEO
ваш сайт не продвинуть на конкурентном рынке. Но как работать с
оптимизаторами? Как оценивать эффективность, а не принимать слова на
веру? Как проконтролировать результаты работы в сложном техническом
направлении, полном каких-то таблиц и графиков?
Во время переговоров наши клиенты из отельного бизнеса спрашивают об
оценке эффективности. Чаще всего эти вопросы связаны с неочевидной для
них связью между поисковым продвижением и увеличением бронирований
номеров. Как оценить эту связь, а значит, и эффективность работы SEO-специалистов, расскажем на примерах из практики.
Когда мы говорим об эффективности SEO-активностей, то разбиваем
сложный вопрос «сколько денег приносит SEO» на пункты, ответы на которые
можно найти, уделив внимание показателям сайта.
Вот эти вопросы:
- какой бюджет выделить, чтобы продвижение было эффективным,
- во что вкладывать деньги – в SEO или контекст,
- каков вклад органического трафика в общую конверсию сайта,
- нужно ли увеличивать инвестиции в SEO,
- на что уходят деньги,
- как понять, рост трафика и конверсий – это результат PR-активностей и роста узнаваемости или SEO-продвижения.
О чем важно помнить во время анализа данных SEO-продвижения
1. Обращайте внимание не на абсолютные цифры, а на тенденции.
2. Не смешивайте «мух и котлеты»: разные регионы и направления анализируйте отдельно, выбирайте похожие периоды для сравнения.
3. Учитывайте сезонность и динамику рынка.
4. Помните о разных видах конверсий: бронирования, звонки, заказы звонков, просмотр контактов.
5. Органический трафик может быть частью цепочки продаж, поэтому учитывайте ассоциированные конверсии.
6. Чтобы у вас была аналитика, данные нужно собирать, используя все
возможные инструменты – специальные настройки Google Analytics, сервисы
Вебмастер Google и Яндекс, CRM-системы и call-tracking.
Алгоритм действий для оценки эффективности SEO
Важная ремарка вначале: вы можете оценивать эффективность SEO для
вашего сайта как одним из этих способов, так и всеми сразу. Они не
исключают, а дополняют друг друга.
Способ 1. Оцените бюджет на SEO в зависимости от прогноза дохода
Этот способ помогает найти ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в SEO?
Если у вас новый сайт или вы раньше не занимались продвижением, можно
попросить подрядчиков оценить потенциал и дать прогнозные показатели.
Такая оценка разрабатывается с учетом объема рынка, возраста сайта и
потенциала увеличения видимости в поисковых системах.
Вот пример аудита нового сайта с планом-прогнозом:
По опыту можем сказать, если ваш объект находится в городе с
населением более 300 тыс. человек и конкурирует с другими гостиницами,
SEO-продвижение улучшит ваши позиции в выдаче.
Также оценка потенциала SEO нужна, если сайт уже продвигается, но вы
хотите добавить направление. Например, вы добавили 3 номера хостельного
типа, и подрядчик дополнительно запрашивает 8 000 руб. на продвижение.
Как оценить, есть ли смысл?
Зайдите на wordstat.yandex.ru и выберите запросы, максимально близкие
к сути услуги – «недорогой хостел в центре Питера» – и перейдите на
вкладку «история запросов».
Учитывая примерное соотношение видимости и кликабельности (CTR) для сайтов из ТОП 3 (12-16%) и среднюю конверсию вашего сайта, рассчитайте предположительную доходность.
Предположительная доходность = среднее количество запросов * CTR ТОП-3 * конверсию * средний чек.
Например, если вывести сайт по этому запросу в ТОП 3, то потенциально
на сайт с CTR 14% придет в среднем 280 человек. При конверсии в 1,5% и
среднем чеке 2300 руб. они дополнительно принесут доход в 9660 руб. При
ежемесячном бюджет на SEO – 8000 руб. смысл есть.
Способ 2: Оцените вклад SEO в продажи и сравните со стоимостью контекстной рекламы
Этот подход помогает ответить на вопрос: а не выгоднее ли вложить деньги в контекст?
Чтобы провести сравнение, посчитайте все конверсии, которые дает органический трафик:
- бронирования либо переходы в бронирования,
- звонки и заявки на звонки, зафиксированные call-tracking с учетом понижающего индекса их конверсии в бронирования,
- ассоциированные конверсии (функционал,
настраиваемый в Google Analytics и позволяющий отследить конверсии, если
бронирование происходит не после первого захода на сайт).
Соотношение расходов на SEO к количеству всех конверсий позволит определить стоимость одного бронирования.
Также анализ каналов трафика и конверсий покажет общий вклад органики в количество бронирований.
На графике вы видите один из наших кейсов, на котором собраны данные
конверсий за 3 месяца. SEO-трафик (органика) принес 45% посетителей
сайта, которые совершили 69% основных конверсий (переход к бронированию,
просмотр контактов). На основании этих показателей считаем стоимость
конверсии: расход на SEO 20 000 руб./450 переходов к бронированию =
44,44 руб. за одно бронирование.
В этом кейсе средняя стоимость достижения цели составила 875, 13
рублей за одно бронирование, а это почти в 20 раз дороже.
Соответственно, чтобы достичь таких же результатов при помощи
контекстной рекламы, нужно потратить 450 переходов * 875,13 руб. = 393
800 руб.
Как видите, стоимость конверсии, полученной при помощи
SEO-продвижения, оказалась намного ниже, чем у контекстной рекламы.
Кроме того, контекстная реклама работает только когда вы платите, а
эффект оптимизации сохраняется.
Способ 3: Узнайте на что уходят деньги, выделенные на SEO-продвижение
Понимание структуры затрат на SEO позволит вам планировать работу с
подрядчиком и понимать, за счет чего можно уменьшить расходы.
Например, в структуру нашей работы при продвижении сайта отеля на 50 номеров в Санкт-Петербурге войдут:
- время SEO-специалиста – 6-8 часов в месяц х 2000 рублейчас работы,
- время программиста на внесение изменений на сайте – 2-4 часа х 2300 рублей,
- покупка трастовых ссылок на хороших ресурсах – 3-5 ссылок в месяц х 1000 рублей,
- заказ статей под ссылки – 3-5 статей х 2 тыс. зн. х 200 рублей за 1000 знаков,
- заказ статей на сайт – 2-3 статьи х 3-4 тыс. зн. х 400 рублей за 1000 знаков,
- социальные сигналы – 3000–4000 рублей.
Ориентировочный бюджет составит 33 000 рублей.
Для успешного продвижения важно устранить возможные технические
барьеры, которые мешают индексации и отображению в поисковых системах.
Поэтому в зависимости от состояния сайта могут понадобиться такие
работы:
- программирование – адаптивный дизайн сайта, ускорение загрузки, изменение структуры – 30–50 часов – 100 000 руб.,
- переписывание неуникального контента 30 000–50 000 руб.,
- услуги дизайнера и контент-менеджера.
До начала SEO-продвижения вы должны вместе с подрядчиком просчитать
все будущие расходы и принять взвешенное решение, рассчитывая свои силы
минимум на 6 месяцев работы. Хороший подрядчик подскажет вам, какие из
них можно минимизировать, например, тексты могут писать ваши сотрудники,
а на чем экономить не стоит.
Способ 4: Сравните вклад в увеличение трафика SEO и PR-каналов
Иногда наших клиентов терзает вопрос: как понять органический трафик
вырос в результате усилий SEO-специалистов или в силу роста узнаваемости
бренда? Если вы проводите пиар-активности – публикуетесь в журналах,
выступаете на телевидении, участвуете в выставочных мероприятиях, вас
тоже это волнует. Мы предлагаем такой подход к оценке.
Сравните такие показатели:
- брендированный трафик,
- небрендированный трафик,
- прямые заходы.
При естественном росте органики брендированный трафик растет с той же
динамикой, что и небрендированный, но немного отстает по времени. То же
самое происходит с прямыми заходами.
Если в брендированном трафике появляются резкие скачки, скорее всего,
это вклад роста узнаваемости. Чтобы убедиться в этой гипотезе, важно
проверить показатели по сезонности, состоянию на рынке и посмотреть
страницы входа во время скачка. Это посадочные по SEO или в основном
главная страница, куда попадает трафик, связанный с ростом узнаваемости?
Такой анализ помогает отследить вклад SEO в общее продвижение вашего
бренда. Постоянные рост и падении трафика на фоне медленного стабильного
прироста органики, скорее всего, укажут на недостаточно эффективную
работу SEO-специалистов.
Способ 5. Разберитесь со связью продвижения и динамикой трафика
А если бы мы не вкладывались в SEO, сколько бы мы сейчас получали
продаж? Что мы получили от смены подрядчика? При поиске ответов на эти
вопросы рассмотрим два варианта: для сайта, который еще не продвигался, и
изменения показателей в связи с изменением подрядчика.
В первом варианте применяем такую систему расчета:
Доход от SEO = (ежемесячный трафик после 6 месяцев продвижения – изначальный трафик) * процент конверсии * средний чек.
Например: (5300-0)*3%*4300 рублей = 683 700 рублей.
Затраты за 6 месяцев: 50 000 рублей * 6 = 300 000 рублей.
В этом примере полученный доход выше затрат более чем в 2 раза. Кроме
того, без SEO-продвижения этого канала трафика и дополнительных
бронирований просто бы не было, а значит, отель не получил бы доход
383,7 тысяч рублей.
При расчете эффективности работы нового подрядчика учитывайте
дополнительный ежемесячный прирост в %, который равен разнице среднего
роста трафика после 6 месяцев продвижения и среднего прироста трафика за
6 месяцев до продвижения. Если динамика изменилась и рост значительный,
значит новый подрядчик более эффективен.
Главное, что позволяют сделать эти замеры, – понять, какой
дополнительный объем бронирований сделан благодаря продвижению и
насколько это перекрывает расходы на SEO.
Способ 6. Учитывайте продвижение в контексте рынка
Бывает так, что трафик вырастает вдвое с прошлого года, но не
благодаря усилиям SEO-специалиста, а в связи с динамикой рынка. Чтобы
разобраться, берем несколько запросов, наиболее качественно отражающих
специфику бизнеса, смотрим нашу динамику и долю.
Например, вы продвигаетесь в Москве по запросу «спа-отель». Сравните
годовой прирост по рынку – 36%, и у нас – 87%. Рост быстрее рынка –
отличный показатель, учитывая давление конкурентов.
Дальше смотрим, данные Wordstat (выборка за месяц по Москве): 35 531
запрос за месяц, вас показали 168 раз, видимость по этому запросу –
0,5%, среднее место – 11,4. Такие результаты показывают потенциал как
минимум по одному запросу. Абсолютный лидер в конкурентной тематике
может получить видимость 40%, но не по 1 запросу, а по категории.
Задайте вопрос SEO-специалисту, как можно улучшить показатели видимости:
- увеличить количество посадочных страниц,
- увеличить привлекательность информации,
- выделить больше денег на ссылки,
- стоят ли эти затраты потенциально возможных результатов.
Обязательно отслеживайте изменение рынка и корректируйте свое
продвижение в зависимости от сезонных и других колебаний. Контролируйте,
чтобы эти изменения учитывал ваш подрядчик в отчетах.
Главные показатели качественного SEO-продвижения
Эти способы помогут вам проанализировать эффективность
SEO-продвижения вашего сайта и проконтролировать работу подрядчиков. Не
стоит пускать все на самотек и просто ждать результатов, когда в ваших
руках есть реальные инструменты оценки.
После проработки всех этих пунктов вы получите картину
SEO-продвижения вашего бизнеса. О том, что работы выполняются
качественно, вам расскажут такие результаты:
1. Динамика трафика соответствует сезонным показателям рынка, а
прирост обгоняет. При этом качество трафика – показатель конверсий –
колеблется не сильно.
2. При росте трафика конверсия в % может падать, но в абсолютных
величинах расти. Или трафик может прирастать незначительно, зато
увеличивается процент конверсии – значит, специалист работает над
качеством трафика.
3. Брендированный, небрендированный трафик и прямые заходы растут параллельно.
4. Стоимость бронирования и других конверсионных действий постепенно снижается.
Как выбрать хорошего SEO-специалиста
Если вы уже работаете с подрядчиком по SEO, самое время пройтись по
нашему списку вопросов. А еще советуем обратить внимание на такие
признаки хорошего SEO-специалиста:
1. Вас постоянно «дергают» – просят согласовать тексты, поправить
дизайн, доработать структуру, посмотреть отчеты о проработке
семантического ядра. Если SEO-шник ничего от вас не хочет, значит, он
умер.
2. У вашего специалиста есть конкретные ответы на любой из вопросов
из этой статьи. Он не только туманно обещает «все будет», но и
подтверждает это фактами.
3. Хороший контент так же важен, как техническая сторона сайта. Вам
не предлагают наполнять свой сайт бессмысленным, но зато уникальным и
оптимизированным контентом.
4. Специалист способен объяснить каждое свое действие.
В первую очередь это ваш бизнес, и именно вам важно эффективное
использование всех каналов продвижения. Отслеживайте сейчас, чтобы
спустя 6 месяцев не разводить руками и не говорить: «Нам опять не
повезло с подрядчиком».
|